Индия пытается соблюдать нейтралитет в войне, развязанной Россией против Украины. С одной стороны, она не поддерживает российскую агрессию, призывая к немедленному прекращению боевых действий и возвращению к диалогу и дипломатии. С другой — избегает критиковать РФ и воздержалась от голосования за все резолюции ООН, осуждающие военные действия России.
Москва одобрительно восприняла сдержанную позицию Дели, назвав ее «независимой и взвешенной». В то время как Киеву хотелось бы привлечь индийское руководство к более активной помощи в прекращении военных действий. Тем более что индийские граждане непосредственно столкнулись с актами вражеской агрессии, приведшими к гибели 22-летнего студента в Харькове.
Правительство Индии столкнулось с проблемой эвакуации своих студентов из украинских городов, охваченных войной. В медицинских и технических вузах Украины их учится около 20 тысяч человек. Первое предупреждение об эскалации напряженности посольство Индии в Украине разместило 15 февраля, а призыв немедленно оставить страну — только 20 числа. В охваченных войной Харькове и Сумах застряло большое количество индийских студентов, которые не смогли своевременно выехать с Украины.
Это вызвало чрезвычайно большое негодование в индийском обществе и критику власти. Под давлением общественного недовольства индийское правительство было сосредоточено преимущественно на получении гарантий безопасности для эвакуации своих граждан. Эта тема стала одной из главных и в телефонном разговоре премьер-министра Индии Нарендра Моди с лидерами России и Украины.
Москва попыталась использовать эту болезненную тему, чтобы дискредитировать украинскую власть в глазах индийского общества. Владимир Путин в своем разговоре с Моди повторил распространенный Кремлем миф, что якобы «националистические формирования создают препятствия для вывоза мирных граждан, включительно с иностранными гражданами, из районов боевых действий», а индийские студенты «удерживались радикалами в Харькове и смогли оставить город только под сильным международным давлением на киевскую власть». Целью было организовать пропагандистский повод об «освобождении» индийских граждан через свою территорию на военно-транспортных самолетах.
Следует заметить, что российское информационное влияние достаточно заметно в отдельных индийских экспертных и медийных кругах, активно распространяющих пророссийские нарративы в оценках российско-украинской войны. Этому содействует традиционное тесное сотрудничество между странами, унаследованное с советских времен.
На сегодняшний день отношения Индии и РФ характеризуются как «особо привилегированное стратегическое партнерство». Оно затрагивает политическое взаимодействие, оборонное сотрудничество, космические и энергетические связи. Острая зависимость от поставки оружия и дипломатической поддержки против Китая и Пакистана служила основой индо-советского сотрудничества.
Сейчас Россия продолжает оставаться важным экспортером оружия в Индию, хотя в последние годы правительство страны пытается диверсифицировать источники поставок и наладить собственное производство. Но 60% индийского арсенала вооружения — советского и российского производства, поэтому нуждается в сотрудничестве в поставке запасных частей к нему.
Индийские политические круги традиционно продолжают усматривать в России ту силу, которая может сбалансировать их непростые отношения с Китаем. Сегодня это условное равновесие состоит прежде всего в равноудаленности России в индо-китайской территориальном споре. Дели пытается удержать Москву от полного скатывания в зависимость от Китая, из-за которой та может встать на его сторону против Индии. В связи с этим индийская власть проявляет терпимость к углублению всестороннего российско-китайского сотрудничества и заигрыванию России с Пакистаном — еще одним соседом, с которым находится в сложных отношениях.
Но война, которую РФ начала на территории Украины, нарушив все возможные нормы международного права, создает опасный прецедент. Оккупация территорий независимого государства, а за ней провозглашение независимости, как это сделала Москва, может иметь негативные последствия и для самой Индии. Если не остановить агрессию России и не заставить ее вернуться к выполнению норм международного права, эффект бабочки может сработать и на индийских границах, где существуют длительные территориальные конфликты с Китаем и Пакистаном.
Тем более что подобная ситуация уже имела место в 1962 году во время кубинского кризиса: в то время, как США и СССР были заняты собственной конфронтацией, в Гималаях вспыхнула жесткая индо-китайская война. Внимание Вашингтона сейчас приковано к Восточной Европе и сосредоточено на сдерживании России. Это играет на руку Китая, но никак не Индии. И ее правительству стоит об это задуматься.
Ведь реальной силой, которая сейчас сдерживает агрессивное поведение Китая в Индо-Тихоокеанском регионе, являются Соединенные Штаты. Индия вместе с Японией и Австралией — одни из важных американских партнеров в регионе, на которых Штаты полагаются в реализации китайского сдерживания через Индо-Тихоокеанскую стратегию и четырехсторонний формат QUAD. Но, в отличие от двух других государств, занявших жесткую позицию в отношении российской агрессии, Индия пытается лавировать с учетом уязвимости собственной внешней политики и безопасности.
Кроме того, дают о себе знать пробелы в деятельности многих украинских правительств, оставлявших в течение многих лет индийское направление без внимания. За тридцать лет независимости индийский премьер-министр (ему принадлежит полнота власти), как и министр иностранных дел ни разу не посещали Украину. Без последовательного политического и дипломатического диалога нечего надеяться на ту поддержку, которую нам сейчас хотелось бы получить от Индии.
Другое дело, что каждый день российской агрессии приводит к значительным жертвам среди гражданского населения, разрушению и уничтожению инфраструктуры украинских городов, усиливая изоляцию России и экономическое и санкционное давление со стороны западных государств. Индии будет все труднее оставаться в стороне от всех этих процессов. С одной стороны, речь идет о негативных экономических влияниях и угрозе вторичных санкций для индийских компаний, которые будут продолжать работать с российскими компаниями. С другой — о способности Индии, которая хочет стать постоянным членом СБ ООН, принимать сложные решения, когда речь идет о глобальном мире и безопасности.
Пока что это испытание Индия провалила. Потому что нельзя одновременно призывать к миру и содействовать тому, кто его нарушает.
Больше статей Наталии Бутырской читайте по ссылке.