UA / RU
Поддержать ZN.ua

Игры в независимость: признает ли Путин «ДНР» и «ЛНР»?

Почему в Москве заговорили о признании пророссийских образований на оккупированном Донбассе

Автор: Владимир Кравченко

Поднимая ставки в геополитической игре вокруг Украины, в Москве заговорили о признании «ДНР» и «ЛНР».

Члены думской фракции КПРФ зарегистрировали проект постановления об обращении Госдумы к российскому президенту о признании пророссийских квазигосударственных образований «в качестве самостоятельных, суверенных и независимых государств». Документ планируют обсудить в парламенте 14 февраля. Примут ли его — зависит от того, на каком варианте действий остановится Путин, ведущий с Западом одновременно и поединок в дзюдо, и шахматную партию.

Первый вариант — использование «набора военно-технических мер» в отношении Украины. Второйпродолжение переговоров между США и НАТО — с одной стороны, и РФ — с другой, при одновременном сохранении локальной эскалации, дабы принудить Украину к отказу от курса на членство в НАТО и выполнению «минских договоренностей» в интерпретации Кремля.

Заставить Киев выполнять «Минск» — для Москвы одна из ключевых задач. Ведь «особый статус» ОРДЛО — «троянский вирус» для Украины, который разрушит наше государство изнутри и усилит нестабильность в регионе. Поэтому в среде экспертов распространено мнение: пока в Кремле рассчитывают додавить украинскую власть (в том числе и через некоторые страны Запада), дабы та приняла российскую позицию, Москва не признает «независимость» «ДНР» и «ЛНР». Ведь подобное решение означает жирный «крест» на «минских договоренностях».

Но подготовленный коммунистами проект постановления демонстрирует и другое: в Москве держат в рукаве карту «независимости». Ряд аналитиков, с которыми ZN.UA обсуждало ситуацию, полагают, что на реализацию сценария признания «ДНР» и «ЛНР» Кремль пойдет, если убедится в невозможности продавить реализацию «Минска» в российской интерпретации. Если в Москве будут уверены, что за решением, усиливающим разрыв оккупированных территорий с Украиной, не последует серьезных санкций со стороны Запада. Если будут видеть реальную угрозу потери этих территорий. Эти факторы могут повлиять на решение Кремля вместе или по отдельности.

Технология «легитимизации» квазигосударственных образований была обкатана на Абхазии и Южной Осетии еще в 2008 году: спустя две недели после начала российско-грузинской войны абхазский и южноосетинский парламенты обратились к России с просьбой признать их независимость. Российский парламент их поддержал, а тогдашний президент Дмитрий Медведев подписал соответствующий указ. А ведь «ДНР» и «ЛНР» еще в 2014 году обратились к России с просьбой их признать. Не исключено, что ради легитимизации «народных республик» Москва в этот раз может пойти и на организацию нового референдума на оккупированных территориях, постаравшись привлечь не только российских, но и международных наблюдателей.

Результат этого «референдума», как и проведенного в 2014 году, будет предрешен. Напомним, что в соответствии с результатами соцопроса, проведенного в октябре 2019 года компанией «Нью Имидж Маркетинг Групп» по заказу Украинского института будущего и ZN.UA, подавляющее большинство (четверо из пяти) опрошенных жителей ОРДЛО видели свое будущее вне Украины: за независимость выступали 16,2% респондентов, а 64,3% — считали, что «народные республики» должны войти в состав России. Лишь 5,1% опрошенных жителей ОРДЛО желали «быть частью Украины как прежде», а еще 13,4% — видели ныне подконтрольные «ДНР» и «ЛНР» территории «частью Украины, но с особым статусом».

За время, прошедшее с момента соцопроса, ситуация не улучшилась, ведь Россия еще больше усилила контроль за оккупированными территориями. Москва раздает российские паспорта (более 720 тысяч человек уже стали гражданами России), организовывает выборы в Госдуму (осенью 2021 года 380 тысяч жителей ОРДЛО приняло участие в голосовании), устанавливает русский как единственный «официальный» язык, проводит уроки государственности, контролирует информационное пространство, вводит российский рубль и упрощает доступ товаров с неподконтрольных Киеву территорий Донбасса в РФ. А на днях Путин поручил организовать через российский портал «Госуслуги» социальные выплаты жителям ОРДЛО.

В нынешней ситуации Путин может начать реализовывать сценарий «независимости». Во-первых, в случае неуступчивости Запада на переговорах по «гарантиям безопасности»: признавая «ДНР» и «ЛНР», Россия создает новые риски для Запада и Украины (о них мы скажем ниже) и получает дополнительный инструмент давления на Киев и наших партнеров. Поэтому российская дипломатия вполне может исходить из того, что уже сами разговоры о признании «народных республик» должны подтолкнуть Запад к давлению на Киев. Очевидно, что эту же цель преследует и озвученное представителями партийного руководства «Единой России» обращение к российскому руководству с просьбой начать поставки военной продукции сепаратистам Донбасса.

СБУ

Учитывая, что даже при нынешней угрозе российского вторжения в Украину в Германии, Франции, Италии, Хорватии есть те, кто демонстрирует стремление к налаживанию отношений с Россией и готовность пересмотреть санкционную политику, кремлевский шантаж с признанием «ДНР» и «ЛНР» может сработать.

Во-вторых, к сценарию признания «ДНР» и «ЛНР» Путин может обратиться на этапе принятия решения о дальнейших действиях, выбирая между вторжением и продолжением переговоров. И если выбор будет сделан в пользу второго варианта, то российская власть столкнется с серьезной имиджевой проблемой: как, после надувания щек и предъявления США и НАТО жестких ультиматумов, Кремлю сохранить лицо перед Западом и российским электоратом? Как отступление представить победой? Ведь, по убеждению российских политологов, «империя, которая блефует, это не империя».

Россиян, информационно накачанных кремлевской пропагандой о необходимости учитывать «законные интересы» России, не удовлетворит то, что вместо ухода НАТО с западных российских границ Москва будет обсуждать с Западом малоинтересные и малопонятные широким массам вопросы размещения ракет средней и меньшей дальности, прозрачность проведения масштабных военных учений и предупреждение военных инцидентов в воздухе и на море. Необходимо некое жесткое действие, способное продемонстрировать россиянину решительность «царя и бояр».

В такой ситуации признание «независимости» «ДНР» и «ЛНР» — а по сути речь идет об инкорпорации этих территорий в состав России, как это ранее произошло с Абхазией и Южной Осетией, — для Кремля может оказаться вполне адекватным решением проблемы сохранения лица российского руководства в целом и Путина в частности. Пусть даже ценой выхода из «Минска». К тому же в Москве существует устойчивое мнение, что в НАТО не берут страны с территориальными проблемами, а Киев никогда не смирится с отторжением ОРДЛО. В общем будет создан еще один барьер на украинском пути в Альянс.

Возможно, инициатива о признании «ДНР» и «ЛНР» и была самодеятельностью КПРФ, рассчитанной на ее избирателей, но, учитывая российские политические реалии, в это верится мало. Тем более что спикер Госдумы, член бюро высшего совета партии «Единая Россия» Вячеслав Володин положительно отреагировал на предложение российских коммунистов, заявив, что признать «независимость» «ДНР» и «ЛНР» необходимо из-за «игнорирования «минских соглашений» президентом Зеленским» и попыток НАТО «оккупировать Украину».

Пока Москва не хочет упускать такой рычаг давления на Киев как «минские договоренности». Однако, по слухам, замглавы АП российского президента, курирующий Донбасс, Дмитрий Козак теряет влияние, а Владислав Сурков — снова наращивает. Если эта информация из кремлевских башен соответствует действительности, то растут и шансы на признание Россией «народных республик». Напомним, что в 2008 году Сурков был идеологом признания «независимости» Абхазии и Южной Осетии.

Если Москва все же примет решение о признании независимости квазигосударственных образований, то оно также будет сопровождаться и принятием «ДНР» и «ЛНР» в ОДКБ. Пока же Россия реализует «мягкий» сценарий аннексии ОРДЛО. Она постепенно углубляет разрыв между оккупированными территориями и подконтрольной украинскому правительству частью страны, интегрируя «ДНР» и «ЛНР» в экономическое, финансовое и военное пространство Российской Федерации:

Для Украины вероятное решение России о признании «ДНР» и «ЛНР» может иметь как полозитивные последствия, так и негативные. К «плюсам» следует отнести то, что такой шаг России приведет ее к выходу из «Минска». А значит — и Украина будет свободна от убийственных обязательств, взятых на себя в дни тяжелых боев за Дебальцево. И это главное. Кроме того, такое решение России повлечет введение против нее дополнительных санкций.

«Минусы» для нашей страны заключаются в том, что признание Москвой «независимости» квазигосударственных образований будет сопровождаться ростом нестабильности на украино-российской границе и линии разграничения в Донбассе. Ведь когда весной 2014 года, после проведения «референдумов о самоопределении», «ДНР» и «ЛНР» провозгласили свою «независимость» (и выразили желание войти в Россию), эти «республики» зафиксировали в «конституциях», что их территории определяются границами, существовавшими на день их образования. Сказанное означает, что пророссийские сепаратисты претендуют на то, чтобы контролировать всю территорию Донецкой и Луганской областей.

Несмотря на заявления депутатов российской Госдумы, пока признание «ДНР» и «ЛНР» со стороны России выглядит как крайний вариант действий для Москвы. В конечном счете, для российского руководства квазигосударственные образования на Донбассе — лишь инструменты в достижении внешне- и внутриполитических целей Кремля.

Больше статей Владимира Кравченко читайте по ссылке.