Китай меняет избирательную систему Специального административного района Гонконг (САР). И называет это необходимыми «улучшениями».
Официальный Пекин и руководство Гонконга отмечают, что таким образом стараются закрыть «лазейки и недостатки» в избирательной системе САР, используемые «антикитайскими дестабилизирующими элементами, чтобы захватить власть и руководить Гонконгом», и коренным образом решить проблемы в регионе. Однако уже очевидно, что под «лазейками» следует понимать возможности для продемократических сил участвовать в законодательных процессах и влиять на жизнедеятельность города. Отныне власть региона должна быть в руках «патриотов, которые любят эту страну и Гонконг», иначе говоря, лояльно настроенных к политике Пекина жителей.
Официальный Китай апеллирует к тому, что избирательная система САР как важная часть его политической структуры должна отвечать политике «Одна страна — две системы» и способствовать защите национального суверенитета, безопасности и интересов КНР. Однако без внимания остается обещание не вмешиваться во внутренние дела автономного региона в течение пятидесяти лет после его передачи Великобританией, а этот срок истекает только в 2047 году.
Само соблюдение принципа верховенства права и общественных свобод, резко контрастировавших с ситуацией на территории материкового Китая, долгие годы позволяло Гонконгу удерживать статус глобального финансового центра уже находясь в составе КНР. Изменение ситуации внутри самого Китая, в значительной степени связанное с консолидацией власти в руках лидера страны Си Цзиньпина и стремлением обеспечить внутреннюю стабильность тотальным контролем и подавлением инакомыслия, затронуло и регион, неоднократно нарушавший покой центральной власти своими актами неповиновения.
Избирательная реформа была камнем преткновения в отношениях между гонконгцами и центральной властью практически в течение всех лет сосуществования. Жители города стремились добиться права самостоятельно избирать главу исполнительной власти и проводить прямые выборы депутатов Законодательного совета, полагаясь на обещания Пекина предоставить его в рамках идеи «Одна страна — две системы».
В 2014 году по этой причине даже взорвались массовые протесты, известные как «революция зонтиков», но требования прямых выборов главы администрации в 2017 году и реформирование избирательной системы, выдвинутые демонстрантами, остались неудовлетворенными. Тогда волнения в Гонконге стали серьезным вызовом для власти КНР и заставили задуматься над ростом антипекинских настроений среди участников движения Occupy Central, которое стало ведущей силой акций неповиновения, а также подтолкнули к созданию дополнительных рычагов влияния на отбор лояльных политиков в руководящие органы региона.
Хотя в тексте Основного закона, принятого в 1997 году, конечной целью и указывалось достижение выборов главы исполнительной власти «общим голосованием по рекомендации представительного комитета согласно демократическим процедурам» и выборов Законодательного совета общим голосованием, четкие обещания не были конкретизированы ни в отношении сроков, ни в отношении процедуры. Зато в статьях 45 и 68 Конституции региона, где речь идет о выборах главы исполнительной власти САР и депутатов Законодательного совета соответственно указано, что «метод выборов должен быть определен в свете реальной ситуации в Специальном административном районе Гонконг и в соответствии с принципом постепенного и упорядоченного прогресса». При этом конкретный механизм выборов описывается в Приложениях І и ІІ к Основному закону, вносить изменения в который может Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей в Пекине.
Этим правом он и воспользовался, утвердив на прошлой неделе 2895 голосами народных представителей решение «Об усовершенствовании избирательной системы Специального административного района Гонконг», чтобы представительные органы были «шире представлены, отвечали реалиям САР и отражали интересы его общества». Изменения прежде всего затронули реформирование и расширение полномочий Избирательной комиссии, которая сейчас избирает главу администрации региона. Комиссию увеличат с 1200 до 1500 членов, а также расширят с четырех до пяти секторов.
Следует отметить, что Избирательную комиссию формируют выборщики, представляюшие интересы деловых кругов (промышленного, коммерческого, финансового, социального, религиозного секторов и т.п.), но при этом процесс отбора не предполагает общих выборов. Кроме того, не работает пропорциональный подход между количеством членов того или иного сектора и количеством избранных ими представителей в Избирательную комиссию. Отсутствие четких правил и замена отдельных секторов во время нынешних правок (например, вместо подсектора «социальных услуг», куда обычно входили продемократические силы, теперь значится пока неизвестное смысловым наполнением «массовое обслуживание») позволит заполнить ряды выборщиков лояльными к китайской власти кандидатами.
Согласно действующему Основному закону САР, главная функция Избирательной комиссии состоит в выдвижении кандидатов на должность руководителя исполнительной власти и выборе победителя. Согласно новому решению, повышается порог для выдвижения и победы на выборах в 188 (не менее 15 от каждого сектора) и 751 голоса соответственно. Избирательная комиссия выбирает главное лицо региона тайным голосованием по принципу «один человек — один голос».
Кроме того увеличено количество представителей Законодательного совета — главного законодательного органа Гонконга: с 70 до 90 человек. Согласно новым правилам, Избирательный комитет снова будет участвовать в выборах в парламент (впервые с 2004 года), получив право выдвигать кандидатов и «избирать часть членов Законодательного совета». Таким образом количество парламентариев, избранных прямым голосованием, составлявшее половину мест (35), снизится до трети (самого низкого процента с 1997 года), значительно отдалившись от конечной цели гонконгцев — добиться выборов всех представителей Законодательного совета общим прямым голосованиям.
Предлагаемые изменения в избирательную систему города вводятся менее чем через год после вступления в силу Закона о национальной безопасности Гонконга, позволившего применить его статьи против большинства ключевых фигур продемократического лагеря, участвоваших в массовых протестах 2019 года. Так, в январе нынешнего года арестованы 53 продемократических активиста, которых обвинили в «попытке свержения» власти региона (и это лишь малая часть задержаний за все время). Причиной обвинения стало их участие в неофициальном предварительном отборе оппозиционных кандидатов (праймериз) перед парламентскими выборами в сентябре 2020 года.
Кстати, оппозиционные силы после успешных местных выборов 2019 года, на которых они победили в 17 из 18 округов (эти выборы проводятся прямым голосованием), имели высокие шансы на получение большинства мест в Законодательном совете. Однако глава администрации Кэрри Лэм воспользовалась своими чрезвычайными полномочиями и перенесла парламентские выборы на год под предлогом высокого уровня заболеваемости COVID-19 среди горожан.
И это время было использовано не только для зачистки поля от политических оппонентов, но и для реформирования избирательной системы, которая значительно усложняет участие продемократических кандидатов в избирательном процессе региона. Так, новые правила в избирательном законодательстве предусматривают создание комитета по проверке квалификации кандидатов в члены Избирательной комиссии, главы исполнительного совета региона и кандидатов в Законодательный совет. Официальные лица страны не скрывают стремления «обеспечить народ Гонконга, руководяший Гонконгом, патриотами как опорой», отмечая, что основным критерием квалификации будет рассматриваться благосклонное отношение к Коммунистической партии.
Становится очевидно, что Пекин активно проникает во все процессы жизнедеятельности города. В последние месяцы правительство Гонконга приказало государственным служащим принести официальную присягу, подчеркивая принадлежность к Китаю, и пообещал пересмотреть школьные программы в части воспитания патриотизма среди учеников, чтобы привить им чувство китайской национальной идентичности. Однако наибольшее беспокойство вызывают разговоры отдельных пропекинских политиков о возможности реформирования независимой судебной системы города, долгие годы стоявшей на страже верховенства права автономного региона, резко контрастируя с правовой системой материка, которая контролировалась партией.
Изменения в избирательную систему Гонконга западные страны уже расценили как «прямую атаку на автономию региона, его свободу и демократические процессы», ограничивающие участие в политической жизни демократических представителей и подавляющих политические дебаты. Великобритания в свою очередь заявила о постоянном несоблюдении Общей британско-китайской декларации о передаче Гонконга, а также предложила жителям города «специальную визу для жителей Гонконга» на поселение, при наличии которой через пять лет можно получить британское гражданство.
Это предложение оказалось актуальным, но вызвало негодование Китая, поскольку бегство активистов демократического движения за рубеж стало для них спасением от преследования правительством за участие в массовых протестах. В связи с увеличением потока политических беженцев власть региона разработала законопроект, наделяющий иммиграционный департамент «неограниченными полномочиями» для предотвращения выезда людей.
А пока закон не вступил в силу бывшие участники протестов стараются найти возможность покинуть Гонконг, чтобы избежать наказания по Закону о национальной безопасности. В конце декабря береговая охрана при попытке бежать на Тайвань на скоростном катере задержала 12 жителей города в возрасте от 16 до 33 лет. Большинству из них на тот момент уже было выдвинуто обвинение за участие в акциях 2019 года, так что они не могли покинуть территорию обычным способом. На сегодняшний день десять человек из 12 приговорены к заключению на срок от семи месяцев до трех лет.
Так что Гонконг перестал быть территорией свободы и безопасным местом для свободомыслия. Еще несколько лет назад китайские диссиденты искали убежища в «свободной гавани», а жители города свободно чтили память погибших на площади Тяньаньмень. Однако теперь материковый Китай четко очертил правила для Гонконга и дает понять, что жестко будет реагировать на их нарушение. Ведь внутренняя стабильность с китайским обликом имеет для него первостепенное значение.
Больше статей Натальи Бутырской читайте по ссылке.