UA / RU
Поддержать ZN.ua

Германия перед выборами: по «светофору» прямо или налево?

Кто и с кем может руководить страной после «эпохи Меркель»?

Автор: Алексей Коваль

Выборы в Германии, которые состоятся 26 сентября, уже сегодня многие называют историческими. Они завершат эпоху 16-летнего пребывания Ангелы Меркель на посту канцлера ФРГ. Впрочем, ряд немецких политиков предсказывают, что Меркель может задержаться на посту главы правительства даже до католического Рождества или до января будущего года, поскольку состав нового правительства (а это будет коалиция) определить будет сложно. За несколько недель до голосования в предвыборной гонке стали происходить драматические перемены. Прежний фаворит гонки — партия «Зеленых» теряет очки, в то время как в лидеры выбилась Социал-демократическая партия Германии (СДПГ). Это заставило соратников Меркель, христианских демократов, на ходу корректировать предвыборную кампанию, чтобы не допустить создания левой коалиции.

Смена лидера перед финишем

Немецкие и зарубежные аналитики обсуждают неожиданный выход в лидеры социал-демократов. Впервые за 15 лет они пользуются большей популярностью, чем христианские демократы. Различные опросы и рейтинги первой недели сентября дают «эсдэкам» 23–25% голосов, на втором месте идут ХДС/ХСС с 21–22% (по данным института социологических исследований Forsa, это их худший рейтинг с 1984 года), и уже потом — «Союз 90»/«Зеленые» с 17–18%. За ними следует «Свободная демократическая партия Германии» с 12%, правая «Альтернатива для Германии» с 10% и социалистическая партия «Левые» с 6–7%.

Впрочем, Ангела Меркель прямо заявила, что не считает нужным ежедневно следить за результатами соцопросов, следует ждать реальных итогов выборов в ФРГ. Как опытный политик она знает, что настроения избирателей могут еще измениться, а разрыв между конкурентами пока не выходит за пределы погрешности, допустимой при соцопросах. Тем не менее ее партия в последние дни усилила критику в адрес социал-демократов, пугая избирателей вероятным альянсом СДПГ с «Зелеными» и что еще важнее — с «Левыми».

Так, кандидат в канцлеры от Христианско-демократического союза (ХДС) Армин Лашет в понедельник, 6 сентября, заявил, что такая коалиция угрожает безопасности Германии. «Левые», сказал он, выступают против участия солдат Бундесвера в зарубежных операциях и, скорее всего, откажутся от планов перевооружения немецкой армии современными видами оружия, например, дронами. Он также указал на то, что левая коалиция не сможет взять ответственность за внешнеполитические решения, которых все ждут от Германии. Левые откровенно предпочитают сотрудничество с Россией теснейшему партнерству с НАТО, в том числе выполнению условия о военных расходах на уровне 2% ВВП. Лидер партнерской партии — баварского Христианско-социального союза (ХСС) Маркус Зёдер заявил, что «Левые» не смогли дистанцироваться от «социалистической диктатуры», существовавшей в ГДР.

Однако, как говорят представители СДПГ, кампания в стиле 90-х, когда избирателей пугали призраками социализма, уже не работает. И хотя с «Левыми» до сегодняшнего дня ни СДПГ, ни «Зеленые» не имели договоренностей, на федеральном уровне тройные коалиции — СДПГ, «Зеленые», «Левые» — уже существуют в Бремене и Берлине. «Левые» активно продвигают себя как партнера для будущей коалиции, но это далеко не решенный вопрос.

Лидер немецких социал-демократов Олаф Шольц не стал поддаваться давлению со стороны политических оппонентов и лично Меркель, публично требовавших от него «откреститься» от вероятного альянса с «Левыми». В своей кампании он пытается убедить немцев, что именно он лучше других способен распорядиться «наследством мамочки Меркель» (Mutti — так называют канцлера немцы). В последние недели Шольц рассказывал избирателям о своем успешном сотрудничестве с Ангелой Меркель в двух разных правительствах, причем с 2018 года он является вице-канцлером Германии, то есть заместителем Меркель. Шольц всячески старается подчеркнуть, насколько крепки у него рабочие отношения с уходящим канцлером. Немцам он предлагает более социально ориентированный вариант политики Меркель, которая упорно держалась мер урезания госрасходов и бездефицитного бюджета. Немцы просто устали от этого.

Ситуация напоминает ту, что была в начале столетия, когда после 16 лет правления Гельмут Коль проиграл выборы эсдэку Герхарду Шредеру. Лашет куда менее харизматичен, чем Меркель. В августе социологический институт Civey по заказу издания Augsburger Allgemeine провел опрос среди сторонников консерваторов — и даже среди них 70% не желают видеть Лашета канцлером.

Меркель теперь самой приходится доказывать всем, что Лашет справится, и что разница между ней и Шольцом как раз в том, что она никогда не пошла бы на союз с «Левыми». Однако для Шольца сейчас важнее отобрать голоса у консерваторов, а вопрос будущей коалиции он намерен решать уже после выборов.

«Светофорная» коалиция

Самого Шольца причисляют к консервативному крылу эсдэков, и сам он предпочитает выстраивать коалицию с «Зелеными». О чем он неоднократно заявлял публично. Однако «Зеленые», считавшиеся фаворитами гонки еще весной (в мае даже обошли по популярности ХДС/ХСС), к данному моменту потеряли очки. Несмотря на это, они все равно остаются главными потенциальными партнерами для социал-демократов. Для коалиции с «Зелеными» у Шольца есть принципиальное согласие по таким вопросам, как повышение минимальной зарплаты до 12 евро в час, поддержка возобновляемой энергетики и превращение Германии в глобального лидера по производству экологически чистого транспорта. Вопросом для разногласий с «Зелеными» мог бы стать «Северный поток-2» (экологические последствия строительства газопровода), поскольку Шольц является сторонником этого проекта и тут компромисса не будет.

Очевидно с «Зелеными» проще будет договориться по вопросу трансатлантического взаимодействия и кооперации в НАТО, вопросам, связанным с укреплением ЕС. В то же время печальные итоги операции в Афганистане, где Бундесвер также участвовал, а в августе срочно эвакуировал немецких граждан, действительно могут повлиять на желание нового правительства ФРГ принимать участие в международных миротворческих усилиях за рубежом. Разногласия с «Зелеными» могут возникнуть и по политике в отношении РФ.

В августе Шольц заявил о необходимости принятия новой «восточной политики» ЕС. Подразумеваются отношения с Российской Федерацией. По его мнению, «общую безопасность в Европе должны обеспечивать Европейский Союз и Россия» на основе идей СБСЕ (Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе) и его преемницы ОБСЕ (Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе). На этой площадке и в ходе переговоров с Москвой, Шольц попытается указать Путину, что насильственного передела границ в Европе быть не может. «Россия нарушила это [правило], аннексировав Крым, что стало очень и очень большой проблемой. У нас по-прежнему проблемы из-за сложной ситуации на востоке Украины. Поэтому необходимо, чтобы все вернулись к верховенству права, а не к праву более сильного», — заявил в интервью Deutsche Welle кандидат на пост канцлера ФРГ от СДПГ. При этом Шольц является противником предоставления Украине военной помощи в виде летального вооружения, поскольку Германия официально придерживается принципа не поставлять оружие в зону вооруженных конфликтов.

Впрочем, внешнеполитические проблемы в меньшей степени влияли на ход предвыборной гонки. Это видно по взлетам и падениям «Зеленых». Партия уверенно набирала баллы весной, однако летом тренд переломился, и партия начала терять поддержку. Одной из причин потери популярности может быть кампания дезинформации, развернутая в основном против 40-летней главы «Зеленых» на нынешних выборах Анналены Бербок. Спустя несколько часов после ее выдвижения кандидатом в июне, в сеть вбросили информацию о том, что «Зеленые» в случае победы запретят немецким детям содержать домашних животных. Партия сразу опровергла этот «фейк», но кандидатам от «Зеленых» этот вопрос продолжают задавать до сих пор. К началу сентября исследования показали, что избиратели поверили как минимум одной фейковой новости о Бербок. Причем в отношении других основных кандидатов такая кампания дискредитации не ведется. Можно предположить, что ее заказчики могут находиться в России, поскольку «Зеленые» планомерно выступали против реализации «Северного потока 2». По другой версии, кампанию дезинформации спонсирует крупный немецкий бизнес, опасаясь слишком радикальных мер экологической партии в отношении автомобильной индустрии. Как бы там ни было, на днях немецкое правительство официально потребовало от России прекратить кибератаки и кампанию дезинформации по оказанию влияния на выборы со стороны хакеров группы Ghostwriter, за которыми стоят специалисты ГРУ МО РФ.

Не обошлось и без банального подлога со стороны самой Бербок. К выборам она приукрасила свою официальную биографию. Политик приписала себе членство в ряде международных организаций, в том числе в Фонде помощи беженцам ООН. Эта история очень не понравилась избирателям, которые и так имели весьма невысокое мнение о компетентности кандидата от «Зеленых». Она никогда не работала госчиновником, а теперь метит в канцлеры, да еще и после Меркель.

Если «Зеленые» станут главными партнерами эсдэков по коалиции, то внешнеполитическое ведомство достанется им. Осведомленные люди в Берлине пророчат в кресло Роберта Хабека, который уступил лидерство Бербок, но остается весьма влиятельным политиком.

25 мая этого года, находясь в Украине, он встречался с президентом Владимиром Зеленским и главой МИДа Дмитрием Кулебой. Напомним, что посетив линию фронта в Донбассе, Хабек сделал следующее заявление: «В оружии для обороны, для самозащиты, по моему мнению, в оборонительном вооружении Украине тяжело отказать». Тогда эти слова вызвали бурю критики в Берлине, и политику пришлось даже оправдываться, но этот факт показывает, что в коалиции с социал-демократами «Зеленые» могут иметь иное мнение по вопросам внешней политики.

Однако результаты опросов говорят, что СДПГ и «Зеленым» потребуется еще один партнер. Им может стать партия «Свободные демократы», и получится так называемая «светофорная коалиция» — по цветам символики партий.

И хотя в этом случае эсдэкам придется идти на уступки немецкому бизнесу, такая композиция будущего кабинета выглядит куда привлекательнее, нежели включение в коалицию «Левых». В таком формате переход власти в Германии к СДПГ и уход в оппозицию христианских демократов будет, возможно, наиболее безболезненным.

Однако вспоминая, что после выборов 2017 года потребовалось более четырех месяцев — до февраля 2018 года, чтобы сформировать новый кабинет Ангелы Меркель, не исключено, что и на этот раз процесс коалиционных переговоров затянется.

К тому же существует еще несколько вариантов коалиции — включая и большую или смешанную, в которой объединятся СДПГ с ХДС/ХСС вместе со «Свободными демократами», возможно, даже с «Зелеными». Однако гадать сейчас, какой вариант сработает, дело неблагодарное.

Без Меркель, Хеккера и… Норманди?

В понедельник, 6 сентября, из далекого Китая пришло известие о скоропостижной смерти только что назначенного в Пекин нового посла ФРГ Яна Хеккера. Он прибыл в китайскую столицу с семьей в августе и всего две недели назад приступил к работе. И вот 54-летний дипломат скончался.

Именно Хеккер был тем человеком, который в последние годы представлял Ангелу Меркель на всех переговорах так называемых советников Нормандского формата. В ближайшем окружении Меркель Хеккер был «серым кардиналом» и той важной персоной, кому канцлер с 2015 года поручала самые сложные внешнеполитические задачи — переговоры по Украине, переговоры с США по «Северному потоку-2» и ряд других. Назначение в Пекин этого чиновника можно считать явным сигналом, что Берлин сворачивает свои усилия по Нормандскому формату.

Пока ни у Шольца, ни у Лашета в команде не видно человека, способного вместо Хеккера занять должность переговорщика по «украинскому вопросу». С уходом Меркель за столом переговоров «Нормандского формата» останется лишь один его основатель — Владимир Путин. Даже если он согласится вновь собрать всех участников вместе, то по бокам от него, скорее всего, будут сидеть представители Франции и Германии, настроенные уговаривать украинского лидера согласиться на условия хозяина Кремля.

Возможно, с уходом Меркель и сам «Нормандский формат» отойдет в небытие, поскольку без ее участия он окончательно утратит свою ценность переговорной площадки. Лозунг немецких консерваторов Wir schaffen das — «Мы справимся» уходит в прошлое вместе с канцлером. Нужно поскорей закрывать дела, справиться с которыми не удалось.

Все статьи Алексея Коваля читайте здесь.