UA / RU
Поддержать ZN.ua

Франция: социалисты начинают и...

«Красный октябрь» устроила французам главная оппозиционная партия страны — Социалистическая, которая мощно начала предвыборную кампанию за президентский пост.

Автор: Алексей Коваль

«Красный октябрь» устроила французам главная оппозиционная партия страны - Социалистическая, которая мощно начала предвыборную кампанию за президентский пост с целью сместить нынешнего главу государства Николя Саркози в мае будущего года.

Одновременно французским социалистам удалось окончательно разрешить внутрипартийный кризис, грянувший после обвинений в сексуальных домогательствах, выдвинутых против бывшего главы МВФ Доминика Стросс-Кана в США. Именно он считался потенциальным кандидатом в президенты Франции от социалистов (ZN.UA №18 от 20 мая 2011 г.). И хотя экс-руководитель МВФ избежал тюрьмы, его политическая карьера закончилась.

Социалисты летом окончательно отказались от Стросс-Кана, сплотившись вокруг Франсуа Олланда, бывшего с 1997-го по 2008 год первым секретарем Социалистической партии. А для того чтобы повысить популярность партии, они пошли на небывалый в политической истории Пятой республики эксперимент - внутрипартийные выборы.

Великие октябрьские социалистические выборы

Первую октябрьскую победу французские социалисты праздновали, когда смогли победить на выборах в сенат. 1 октября Жан-Пьер Бель стал первым с 1958 года социалистом-председателем верхней палаты Национального собрания. Однако это была лишь прелюдия к социалистическим праймериз по американскому образцу, которые проходили в два тура 9 и 16 октября и не только определили единого кандидата от оппозиции на президентских выборах, но стали весьма эффективным инструментом привлечения внимания общественности к идеям социалистов.

За «звание» кандидата от социалистов соревновались, кроме уже упомянутого Франсуа Олланда, еще пять претендентов. Среди них самые высокие шансы были у нынешнего лидера социалистов Мартин Обри. Также свою кандидатуру выдвинула соперница Николя Саркози на прошлых выборах 2007 года Мари-Сеголен Руаяль (ранее бывшая гражданской супругой Франсуа Олланда), а также Арно Монтебур - депутат-социалист, представитель левого крыла Соцпартии; Мануэль Валльс, придерживающийся более правых взглядов, и лидер левой Радикальной партии Жан-Мишель Бейле.

Девятого октября по всей стране на 10 тыс. участков любой гражданин Франции (а не только члены Соцпартии) мог проголосовать за одного из кандидатов, заплатив символическую сумму в один евро в партийную кассу. Результат обрадовал социалистов: к урнам пришли более 2,6 млн. человек. В результате Олланд и Обри вышли во второй тур, который был намечен на 16 октября.

Правда, этому предшествовали еще и теледебаты, собравшие рекордную аудиторию в 6 млн. зрителей. Выступая на телевидении, оба главных кандидата смогли преодолеть личную неприязнь, и достаточно корректно попытались изложить избирателю платформу своей партии. Фактически общего в выступлениях было больше, нежели расхождений. Обри, однако, убеждала избирателей, что она больший социалист, чем Олланд. Тот в свою очередь заявил, что ему не интересны дебаты с Обри, поскольку ему уже не терпится «скрестить шпаги» с Николя Саркози 6 мая 2012 года - в день, когда во Франции состоится второй тур президентских выборов.

Видимо, уверенность в том, что именно Олланд имеет большие шансы победить Саркози, сыграла решающую роль во время голосования во втором туре. В пользу Олланда высказались все выбывшие из борьбы кандидаты-социалисты. За него проголосовал Арно Монтебур, неожиданно набравший 17% и ставший третьим. Хотя именно ему принадлежит язвительная фраза, брошенная в адрес Олланда в разгар кампании 2007 года: «Единственный недостаток Руаяль - это ее спутник». Поддержала своего «бывшего» и сама Руаяль. Правда, близкие к ней люди говорят: сделать это ей было нелегко, ведь именно ее политические амбиции разрушили их союз более четырех лет назад, и, возможно, одновременно усилили решимость Олланда не оставаться более на вторых ролях, превратиться в самостоятельного и сильного политика. Интересно, что уже в 2007 году они стояли на различных идеологических платформах, хотя проживали по одному адресу и воспитывали четырех общих детей после 25 лет совместной жизни. Но Руаяль без обиняков тогда заявляла, что она «свободная женщина», а Олланд, одновременно агитируя за свою гражданскую жену на выборах, тогда же утверждал, что если Руаяль провалится (что и случилось), то он станет кандидатом в 2012 году.

16 октября к урнам пришли почти три миллиона избирателей. Олланд получил 57% голосов, обогнав свою соперницу Обри, которую поддержали 43% проголосовавших. Социалисты громко отпраздновали успех. Олланд заявил, что расценивает результаты голосования как мандат от граждан страны. Он так же, как простые французы, переживает из-за «неудач глобализации, неудач Европы, проблем окружающей среды».

Предвыборная платформа социалистов еще требует доработки и конкретизации. Пока же Олланд обещает за пятилетний срок сбалансировать бюджет, создать 300 тысяч рабочих мест для молодежи и на 60 тысяч увеличить число учителей, сократить госаппарат. Для выхода из кризиса социалисты не против рекапитализировать банки, однако они за то, чтобы эти банки одновременно переходили частично под контроль государства. В целом социалисты желали бы обеспечить стране стабильный рост. В противном случае их масштабные планы едва ли удастся реализовать без дополнительных налогов.

Впрочем, уже сейчас многие отмечают, что для соперничества с Саркози от Олланда требуется не столько продуманная программа, сколько личные качества. За последние годы, когда он, казалось, исчез из политики, он начал менять себя, и из незаметного, застенчивого и тихого превратился в достаточно импозантного и яркого человека. В 55 лет он впервые пошел в спортивный зал и за два года сбросил 10 кг, начал брать уроки риторики и задолго до праймериз стал прорабатывать свою избирательную стратегию. Поговаривают, что впервые желание стать президентом Франции он высказал в 10-летнем возрасте, а уже в 27 работал самым молодым советником в Елисейском дворце при Франсуа Миттеране, которому сегодня пытается подражать.

Олланд вышел из тени своей бывшей спутницы жизни Руаяль, но для того, чтобы затмить Саркози, этого мало. Олланд все-таки человек компромисса и дипломат по натуре, а Саркози попытается навязать ему жесткую и бескомпромиссную борьбу. Впрочем, если бы выборы проходили сегодня, то за Олланда отдали бы свои голоса 60%, в то время как за Саркози - 38%. По данным агентства CSA, это рекордно высокий рейтинг кандидата-социалиста (которого никогда не было даже у Стросс-Кана). Таким образом, Олланд может с уверенностью сказать, что уже на старте сумел заработать первые выигрышные очки.

Кто на новенького?

В стане правых долгое время отмалчивались, считая все происходящее в лагере оппозиции их внутренним делом. Однако неутешительные итоги «красного октября» заставили правящую партию реагировать. Потерю сената премьер-министр Франции Франсуа Фийон признал поражением правых из-за внутренних разногласий и объявил: «Битва уже начинается, а ее результаты мы увидим весной». Олланд должен также учитывать, что его соперниками могут стать представители крайне левых взглядов, коммунисты, зеленые и антиглобалисты, а со стороны правых - дочь Жана-Мари ле Пена Марин, которая возглавила национальный фронт в январе. Напомним, что в 2002 году ее отец победил кандидата-социалиста в первом туре.

Нападки на Олланда начались сразу после праймериз. Правые политики, в частности, глава партии Союз за народное движение (СНД), поддерживающей президента Саркози, Жан-Франсуа Копе напомнил, что Олланд - человек, который с трудом принимает важные решения и порой противоречит сам себе. Другие припоминают, что тот никогда не вел государственных дел и не работал в правительстве. Также в прессу просочились слухи, что французская полиция занялась сбором данных о журналистке Валери Трирвейе - нынешней спутнице Олланда. Впрочем, позже правоохранители отвергли эти домыслы.

Тем не менее Саркози, очевидно, будет вынужден поменять свою предвыборную тактику с учетом того, что у него появился сильный соперник. Однако это случится позже, ведь на этой неделе его занимали другие проблемы: он сравнялся с кандидатом от социалистов по количеству детей, в четвертый раз став отцом. Но в тот же день, 19 октября, был вынужден покинуть роженицу и срочно лететь на встречу с Ангелой Меркель в Берлин, чтобы уговорить немецкого канцлера поддержать инициативу Парижа по стабилизации европейской финансовой системы перед саммитом ЕС 23 октября.

Но и это не все. Еще летом МВФ предупреждал Париж, что тот не уложится в заявленные ранее параметры дефицита бюджета на этот год. А теперь эксперты фонда настаивают, что без дополнительных мер экономии бюджет Франции не удастся стабилизировать до 2013 года. Учитывая, что европейский кризис лишь усугубляется, во вторник агентство Moody’s пригрозило в середине января лишить Францию высшего кредитного рейтинга ААА. Если это произойдет, то будет расценено как провал экономической политики Саркози и станет катастрофой для его предвыборной кам­пании.