UA / RU
Поддержать ZN.ua

Финляндия: коалиция новая, проблемы старые

Результатом парламентских выборов в Финляндии 19 апреля стала перетасовка политических сил в законодательном органе страны. Ряд финских экспертов допускают, что если "Финляндский центр" договорится с "Национальной коалицией", бывший премьер Александр Стубб сможет претендовать на пост главы внешнеполитического ведомства, который он уже занимал в 2008-2011 гг. В этом случае позиция Хельсинки по ключевым вопросам европейской политики останется неизменной.

Автор: Алексей Коваль

Результатом парламентских выборов в Финляндии 19 апреля стала перетасовка политических сил в законодательном органе страны. На первые роли вышла оппозиционная партия "Финляндский центр", лидером которой является миллионер Юха Сипиля. Его однопартийцы благодаря пропорциональной системе выборов получат 49 мест в парламенте, состоящем из 200 депутатов.

Возглавлявшая до последнего времени правящую коалицию правоцентристская партия "Национальная коалиция" смогла обеспечить себе в новом Эдускунте (финском парламенте) лишь 37 мандатов и заняла третье место. На втором оказались националисты из партии "Истинные финны" с 38 мандатами. Социал-демократы займут 34 кресла в зале парламента. Еще четыре финские партии поделят остальные 42 мандата.

Финскую избирательную систему отличает то, что победителем всеобщих выборов может стать партия, набравшая всего лишь 21% голосов избирателей. В результате у власти обычно находятся коалиции партий. Действовавшая до нынешних выборов коалиция включала представителей пяти политических сил. А в момент своего формирования в 2011 г. - даже семи.

Весной прошлого года "Левый альянс" откололся от коалиции после принятия бюджета, в котором были урезаны социальные расходы. Через полгода экологи из "Зеленой лиги" покинули кабинет после решения строить в стране атомную станцию. Эти и другие потрясения привели к смене премьера. Им стал лидер "Национальной коалиции" Александр Стубб. Пробыл он на этой должности лишь 9 месяцев.

Поддержка политики правительства у населения была рекордно низкой. Только 39% финнов, опрошенных газетой Helsingin Sanomat и TNS Gallup, дали более-менее удовлетворительные оценки работе кабинета Стубба. Некоторые даже окрестили уходящее правительство худшим в истории страны.

Главной причиной поражения называют экономические проблемы. В то время как другие страны Европы начали выкарабкиваться из кризиса, Финляндия застряла в рецессии. Финны позволили себе превысить 3% дефицита от размера ВВП, а также довести долг до более чем 60% ВВП. В то же время в Хельсинки были готовы поддерживать общеевропейскую политику урезания госрасходов. Но вот от идеи "скинуться всей Европой" для спасения Греции финны оказались не в восторге. И среди членов ЕС они занимают одну из самых жестких позиций.

Проблемы стране добавил кризис деревообрабатывающей и бумажной промышленности, что привело к росту безработицы. А противостояние Европы с Россией из-за агрессивных действий Кремля в Украине и введение обоюдных санкций повлияло на финский сельскохозяйственный сектор. Сегодня финские фермеры лишены возможности поставлять в Россию свой сыр и молоко.

Все это повлияло на выбор избирателей и, в конечном счете, привело к победе "Финляндского центра". Ведь партия Сипиля позиционировала себя именно как аграрная. А ее электорат - это в основном фермеры и жители небольших городков в центральной и северной части страны. Партия же "Финнов", известная своей популистской националистической риторикой, по данным последних выборов, оказалась фаворитом в среде жителей депрессивных городских районов с преобладающим рабочим населением и среди граждан, потерявших работу.

Финские эксперты сегодня предполагают, что "Финляндский центр" может предложить войти в будущую коалицию "Финнам", социал-демократам, а также "Зеленой лиге". Однако Сипиля сразу же после выборов сообщил, что готов разговаривать и с "Национальной коалицией".

Наибольшие противоречия между основными противниками сводятся к вопросу отношения к политике ЕС урезания госрасходов, помощи странам южной Европы, прежде всего Греции. Потенциальным членам новой коалиции также необходимо договориться об адекватном реагировании на демографический кризис в стране и принять меры по сокращению безработицы. В частности, Юха Сипиля, специалист в области индустрии высоких технологий, предложил создать фонд в 1,5 млрд евро на поддержку "стартапов" в бизнесе.

Кроме того, в ходе выборов три крупнейших партии заявляли о своем принципиальном согласии с идеей закреплении уровня минимальных доходов. Вероятнее всего, новое правительство будет вынуждено повысить возраст выхода на пенсию, а также, возможно, позволит привлекать в страну квалифицированных мигрантов. Впрочем, партия "Финнов" считает, что вместо этого лучше было бы сократить пособие по безработице и стимулировать работающих.

Коалиционные переговоры традиционно не будут простыми. Но ряд финских экспертов допускают, что если "Финляндский центр" договорится с "Национальной коалицией", бывший премьер Александр Стубб сможет претендовать на пост главы внешнеполитического ведомства, который он уже занимал в 2008-2011 гг. В этом случае позиция Хельсинки по ключевым вопросам европейской политики останется неизменной. Ведь даже партия Сипиля, будучи в оппозиции, не выступала за отмену санкций против России, требовав лишь от правительства Александра Стубба добиваться от Брюсселя компенсации финским фермерам экономических потерь от этих санкций.

Агрессия России против Украины, угрозы Москвы в адрес стран Балтии привели к росту военных расходов в нейтральной Финляндии. При том, что эти расходы увеличиваются на фоне сокращения важных социальных статей бюджета.

Осенью прошлого года входящие в коалицию партии практически единодушно договорились о постепенном увеличении военных расходов страны на период до 2020 г. Политики решили, что хотя военный бюджет страны составляет 5% от ВВП, необходимо увеличить закупки военного оборудования с 500 млн евро в год еще на 50 млн евро в 2016 г. и постепенно довести дополнительные ассигнования до 150 млн евро.

Впрочем, этого явно недостаточно для перевооружения всей армии. Например, замена 62 самолетов F-18 Hornet, которые финны приобрели еще в начале 90-х, потребует капиталовложений в сумме 5 млрд евро. Финляндия пока также не будет увеличивать численность своих вооруженных сил с нынешних 230 тысяч, хотя резервы позволяют быстро довести ее до полумиллиона.

Финны развернули особую активность именно на дипломатическом фронте. Так, в мае прошлого года первой реакцией на агрессию России в Крыму стало решение Финляндии и Швеции (которые не являются членами НАТО) объединить свои силы в случае усиления угрозы.

Стоит отметить, что армии двух стран дополняют друг друга. Шведская лучше оснащена технически. У шведов больше самолетов и кораблей, современного ракетного вооружения. В то время как у финнов преимущество в резервах живой силы, поскольку в стране до сих пор есть призыв на воинскую службу, чего в Швеции не делают с 2010 г. Таким образом, обе страны договорились о совместной обороне, хотя военные двух стран признали, что даже объединенных сил двух армий недостаточно, чтобы противостоять масштабной агрессии.

Эти выводы военных стали для финского кабинета Стубба еще одним поводом задуматься о пересмотре отношений с НАТО, усилить военное сотрудничество с членами альянса. В результате 9 апреля 2015 года министры обороны стран северной Европы - Швеции, Норвегии, Дании, Исландии - приняли совместную декларацию.

В этом документе министры прямо указали на российское руководство как источник нестабильности и угроз для региона, поскольку Кремль "перешел к практике использования военной силы для достижения своих политических целей, даже с нарушением принципов международного права". Главы военных ведомств договорились координировать свои действия как против провокаций российских военных в регионе, так и попыток Москвы посеять разногласия среди членов ЕС и НАТО.

В результате в ходе прошедших выборов "Национальная коалиция" и Александр Стубб агитировали за вступление страны в НАТО. Большинство финнов пока эту идею не поддерживают. Но это не снимает вопрос с повестки дня. Ведь Россия в последние месяцы, как и во времена Советского Союза, любит демонстративно играть мышцами в Северной Европе. И это вызывает тревогу у финских политиков.