UA / RU
Поддержать ZN.ua

Федерализация по-кипрски

Спустя более чем 40 лет стороны вплотную подошли к решению самого затяжного конфликта в Европе. Разделенный Кипр может превратиться в федерацию, состоящую из двух частей - греческую и турецкую с общим правительством.

Автор: Алексей Коваль

Спустя более чем 40 лет стороны вплотную подошли к решению самого затяжного конфликта в Европе.

Разделенный Кипр может превратиться в федерацию, состоящую из двух частей - греческую и турецкую с общим правительством. Киприоты, по обе стороны разграничительной линии, демонстрациями поддержали мирные переговоры, которые на минувшей неделе в штаб квартире ООН в Женеве провели президент Кипрской республики Никос Анастасиадис и лидер турецкой общины острова Мустафа Акынджи, представляющий непризнанную никем, кроме Анкары, Турецкую Республику Северный Кипр. На столе переговорщиков лежали карты острова с новым начертанием линии размежевания между севером и югом. А в папках дипломатов - бумаги с идеями, как решить проблему турецкой оккупации северной части острова; документы о том, как восстановить имущественные права 200 тыс. греков и турок, которые вынуждены были стать беженцами в результате войны 1974 г., и о том, как гарантировать выполнение мирного соглашения. Власти Никосии пошли на переговоры, которые в случае успеха позволят объединить страну, а также дадут возможность жителям непризнанной турецкой республики на севере острова стать полноправными гражданами и пользоваться всеми правами, предусмотренными для жителей стран Евросоюза.

Игра в карты

Женевской встрече предшествовали полтора года напряженной работы дипломатов из ООН и Евросоюза, а также представителей двух общин Кипра. В 2014 г. подобные мирные переговоры провалились, поскольку их результаты не были поддержаны на референдуме греческой общиной. 75% греков-киприотов проголосовали "против", тогда как большинство турок-киприотов поддержали мирные инициативы. Избрание Акынджи главой серверного Кипра в 2015 г. создало новые условия для возобновления диалога об объединении острова.

Швейцария была избрана местом проведения финальной фазы переговоров, чтобы создать более комфортную атмосферу и оградить лидеров греческой и турецкой общин Кипра от политических страстей, сопровождавших переговоры. Формально главными темами переговоров были заявлены проблема имущественных прав перемещенных лиц, гарантий безопасности, а также способов организации управления в случае объединения острова на федеративной основе.

Однако с минувшего понедельника и до вечера в среду главным оказался вопрос определения территорий вдоль линии разграничения, которые будут переданы из турецкой в греческую часть острова и наоборот. По сути, речь шла о судьбе нескольких поселений, оставленных жителями, так как они оказались в буферной зоне - т.н. "зеленой линии", которая уже несколько десятков лет контролируется контингентом миротворцев ООН. Ключевым спорным вопросом является граница в районе города Морфу (Гюзельюрт - в турецком варианте), который греческая сторона требует полностью вернуть под свой контроль в случае создания федеративного государства.

Ранее именно вопрос о границе не позволял сторонам найти решения по всем другим вопросам. В ноябре прошлого года стороны решили, что каждая из них представит куратору переговоров - Эспену Барту Эйде - специальному советнику генсека ООН по Кипру, свою карту. Греческий вариант предусматривает, что турецкая часть острова составит 28,2% от общей территории, на турецкой же карте линия проведена так, что турки получат 29,2% от общей территории.

11 января вечером Акынджи и Анастасиадис заперлись на несколько часов в отдельной комнате, каждый со своим картографом, чтобы начертить финальный вариант карт, учитывая различные параметры и критерии. Затем обе карты были переданы Эйде, и в дальнейшем уже специалисты ООН должны разработать единый вариант, который позволит разрешить спорные моменты по территориальному разделу острова. Отдельно сообщается, что греческая делегация, помимо своей карты, предоставила представителю ООН письменные возражения и замечания по поводу границы, начертанной в турецком варианте. В свою очередь, турки не сделали подобных возражений. По словам Эспена Барта Эйде, карты, составленные в Женеве, не будут опубликованы, чтобы не давать возможности противникам мирного соглашения критиковать достигнутый компромисс.

Проблемы безопасности и гарантии для мира на Кипре

По сути, обмен картами - это и был главный итог женевских переговоров по Кипру. Ранее именно с ним стороны пытались увязать все прочие вопросы мирных переговоров. Так, еще в среду утром турецкая сторона намекала, что передача ее карты может и не состояться, если на переговорах греки не пойдут на уступки по вопросу будущего федерального устройства Кипра. Ключевым для турецкой стороны является вопрос организации совместного управления островом на основе ротации президентов, которые бы представляли каждую из двух этнических групп. Греки пока отрицательно относятся к этой идее.

Кроме того, не решены все проблемы восстановления прав примерно 200 тыс. греков-киприотов, потерявших свое имущество после войны
1974 г., бегства или насильственного выселения из Северного Кипра. Теоретически они смогут вернуться в свои дома после подписания мирного соглашения, однако сейчас вопрос их правовой защиты и статуса не урегулирован. Турки в принципе не против, чтобы в случае объединения острова греки возвращались и селились в его северной части, но на восстановление полноценной инфраструктуры и строительство нового жилья потребуется более 10 млрд евро инвестиций. В то же время турки не согласны на реституцию и не желают, чтобы переселение греков на север привело к выселению турок из занятых ими квартир, до 1974 г. принадлежащих грекам.

Греки смогут получить права в северной части острова лишь в том случае, если для жителей турецкой части будут предоставлены все гражданские права Кипра, т.е. и такие, как для граждан Евросоюза. Нужно учесть, что эти права также будут предоставлены тем выходцам из материковой Турции, которые переселились на Кипр после 1974-го, в годы оккупации его северной части турецкими войсками. Турки в целом выступают за то, чтобы конституция, которая будет принята для нового федерального государства, предусматривала равные права для греков и турок. В среде греческих политиков, однако, есть мнение, что турки-киприоты могут рассчитывать лишь на права, предусмотренные для национальных меньшинств. Все эти вопросы внутреннего характера обе кипрские общины также должны будут решать в ходе референдума. Напомним, что уже неоднократно референдум сводил на нет все усилия переговорщиков. Но после нынешних переговоров в Швейцарии и Акынджи, и Анастасиадис выражали больше уверенности, что смогут убедить своих сограждан в том, что они на правильном пути к примирению.

Также нужно учитывать, что подавляющее большинство политических сил, представленных в парламенте Республики Кипр, настроены против соглашения с турками. В свою очередь, турецкие политики Северного Кипра находятся под фактическим контролем турецкого правительства в Анкаре и согласовывают свои действия на переговорах с ним. Принимая во внимание нынешние сложные отношения Анкары и Брюсселя, вопрос мирного урегулирования на Кипре может быть осложнен внешними факторами, позицией стран, выступающих гарантами кипрской безопасности (помимо Турции и Греции в их число также входит Великобритания, у которой на Кипре (в его греческой части) имеются две военные базы, занимающие 3% территории острова).

Также не стоит исключать и попыток России торпедировать переговоры о будущем Кипра или влиять на греков-киприотов. В предполагаемой федерации Кремль, очевидно, утратит значительную часть своего влияния на власти Никосии. В греческой части сосредоточены значительные российские экономические интересы, а объединенный Кипр, вероятно, уже не будет для русских "налоговым раем". Военное сотрудничество России с властями греческой Республики Кипр, а также стремление российских фирм участвовать в разработке энергетических ресурсов на шельфе острова также будут поставлены под сомнение. Турция, США, Египет и Израиль смогут более активно противодействовать России и направить транзитные энергетические потоки через северную часть острова.

Кипр не является членом НАТО именно из-за негативного отношения к альянсу в греческой части острова. При объединении эта ситуация может измениться, поскольку турки-киприоты настроены к НАТО более благосклонно, так как Турция и ее войска на Кипре все эти годы гарантировали безопасность непризнанной турецкой республики. Турция и США, очевидно, заинтересованы, чтобы в результате разрешения кипрского конфликта улучшились отношения между Турцией и Грецией (двумя членами НАТО). Это, в свою очередь, улучшит отношения между Турцией и ЕС, а также в целом между НАТО и Евросоюзом.

12 января 2017 г. в Женеве началась вторая фаза кипрских переговоров в формате международной конференции. В ней, кроме лидеров двух кипрских общин, уже участвовали представители трех стран гарантов - Греции, Турции и Великобритании на уровне министров иностранных дел. В Женеву также прилетели новый генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, а также глава Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер и верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини.

Участие таких высокопоставленных лиц должно было усилить дискуссию по вопросам безопасности для Кипра. Следует отметить, что греческие политики (как в Никосии, так и Афинах) изначально выступали против подобного формата переговоров, поскольку полагали, что он несколько ограничивает суверенитет Республики Кипр как самостоятельного европейского государства, ставит его в зависимость от внешнего влияния. Это был явный намек на Турцию, которая, напротив, выступает за то, что она должна и в дальнейшем играть роль гаранта безопасности для Кипра в процессе его федерализации и объединения. С таким мнением согласны и представители турецкой общины Кипра. Ныне Турция держит на севере Кипра около 35 тыс. своих солдат, которые, по мнению греков-киприотов, являются оккупантами и должны быть выведены с острова. Процесс переговоров об их выводе будет сложным, поскольку турки-киприоты выступают за сохранение ограниченного турецкого военного присутствия на севере, но уже в рамках согласованных с ЕС и НАТО параметров. Греки пока не согласны на подобный вариант.

Таким образом, в Женеве были сделаны очередные, но весьма обнадеживающие шаги по пути объединения Кипра и решению старого международного конфликта. В этом процессе переплелись противоречия и интересы стран Европы и Турции, решимость представителей греческой и турецкой общин острова достичь объединения, отрылось окно возможностей для выстраивания новых отношений между странами, долго враждовавшими между собой.