UA / RU
Поддержать ZN.ua

Еврозоне назначат управляющего

Экономический кризис в Европе перестал быть проблемой отдельных.

Автор: Алексей Коваль

Экономический кризис в Европе перестал быть проблемой отдельных и, как выражались в Брюсселе, «периферийных» стран еврозоны. Из сугубо экономического он, похоже, все больше превращается в политический и становится очередным испытанием для правительств и лидеров отдельных государств (смогут ли они эффективно действовать сообща?). Точнее будет сказать, что только экономических мер для решения долгового кризиса зоны евро уже недостаточно, и задачи, стоящие перед европейцами, сегодня не могут быть решены без политического согласия между всеми участниками. В любом случае сложившаяся в зоне евро ситуация, вероятно, приведет к масштабной встряске для всех европейских институтов и затронет большинство государств, заставит лидеров по-новому взглянуть на базовые основы общеевропейского объединения, а может даже пересмотреть некоторые из них.

«Кризис угрожает всей зоне евро», - заявил в чрезвычайном по своему характеру послании к главам правительств стран еврозоны президент Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу 4 августа. По его словам, европейские страны должны предоставить «полную поддержку» еврозоне, единой валюте, расширить Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF), средства из которого понадобятся не только Греции, Португалии и Ирландии, но и, возможно, более крупным государствам - Италии и Испании, которые могут быть следующими жертвами долгового кризиса. «Эти страны (соответственно, третья и четвертая экономики ЕС. - Ред.) по масштабам и важности имеют совсем другое значение, так что ситуация складывается очень серьезная... Мы должны еще убедить рынки в том, что принимаем необходимые шаги для преодоления кризиса», - пишет Бар­розу. Причем шаги не столько сугубо экономического, сколько регуляторного и политического характера, на которые Евро­союз отваживался не часто и лишь в крайнем случае. В то же время лидеры Европы, образно говоря, пока пытаются тушить пожар в своей хате, в то время как пламя полыхает над всем селом. Скоор­динированных действий пока практически не видно, но появля­ются все новые «спасительные» идеи, которые в случае имплементации потребуют революционных подходов, огромных средств и активной работы. Но что поделать, если на карту поставлена судьба евро и многих достижений стран еврозоны в области внутренней интеграции последнего десятилетия.

Атаки на гособлигации Испа­нии и Италии «отражают усиливающийся скептицизм инвесторов по поводу способности еврозоны дать соответствующий ответ на развивающиеся в ней кризисные тенденции», - отмечал Баррозу в своем послании. В результате отсутствия целенаправленных действий со стороны правительств еврозоны по предотвращению кризисных явлений Европейский Центробанк на прош­лой неделе был вынужден выкупить суверенные облигации Италии и Испании на рекордные 22 млрд. евро, а до этого еще затоварился долговыми обяза­тельст­вами Португалии и Ирлан­дии. Последовавшие за этим попытки раскачать рынки конти­нен­та за счет слухов о возможном снижении кредитного рейтинга Франции (что, однако, не произошло!) заставили европейс­ких политиков изменить свои планы и забыть о летних отпусках.

Несколько стран еврозоны - Франция, Италия, Испания и Бельгия - с 12 августа временно запретили необеспеченные «короткие» продажи акций (так называемые «шорты») для стабилизации ситуации на фондовых рынках, еще раньше на такой шаг пошла и Греция. Фактически это была первая целенаправленная антикризисная операция группы стран еврозоны после чрезвычайного саммита, который состоялся 21 июля, с целью спасения Греции путем выделения для нее нового пакета помощи - 109 млрд. евро до 2014 года. Однако она дала временный эффект, биржевые индексы продолжали снижаться.

Обеспокоенность Брюсселя и господина Баррозу в частности вызвало и то, что, решив вопрос о помощи Греции, лидеры как бы забыли, что в ходе саммита были приняты другие важнейшие антикризисные решения, а их в странах еврозоны не спешат выполнять. В частности речь идет о предоставлении EFSF дополнительных полномочий по кредитованию стран еврозоны, которые формально еще не просили о финансовой помощи. О том, чтобы позволить Стабилиза­цион­ному фонду предпринимать интервенции на вторичный рынок гособлигаций и даже ссужать правительствам европейских стран деньги на рекапитализацию отдельных банков. Несмотря на оппозицию ряда лидеров, на июльском саммите доминировало мнение, что максимальный объем средств в EFSF может быть увеличен с нынешних 440 млрд. евро до уровня 1,5-2 триллиона евро, необходимых для финансвовой поддержки Италии и Испании. По этому поводу решение не было принято, поскольку становится очевидным, что полностью взять на себя ответственность за выплату итальянских и испанских долгов еврозона не сможет.

Согласно внутренним процедурам стран Евросоюза, новые полномочия Стабфонда и новые правила для его операций на национальных рынках нужно еще утвердить парламентам отдельных стран. И как стало очевидно, в начале августа почти никто из европейских законодателей чрезвычайные сессии ради этого проводить и не собирался. В лучшем случае решение будет принято ими не раньше первой поло­вины сентября, а, например, парламент Ни­дерландов может поставить вопрос о EFSF лишь на октябрь. Тогда же вопрос, очевид­но, рассмотрят на своей встрече министры финансов еврогруппы в Люксем­бурге. В то же время финская парламентская оппозиция готовится вообще «провалить» данный законопроект, так же могут поступить и в Словакии. Эти опасения, по-видимому, и стали причиной написания послания президентом ЕК, в котором, однако, содержится лишь рекомендация лидерам взяться за дело и сообща завершить ратификацию решений июльского саммита в начале сентября.

Однако еврочиновников обеспокоила не только бездеятельность политиков. Уже после июльского антикризисного саммита лидеры отдельных стран по-разному истолковали его результаты для своей внутренней аудитории. Так, вернувшись в Афины, греческий премьер Гиоргиос Папандреу заявил, что фактически его стране удалось получить поддержку партнеров по еврозоне в вопросе страхования рисков для греческой экономики. Получив от Стабфонда и МВФ средства под 3,5% годовых (в то время как на свободном рынке Афины занимают деньги под 30% и более), Греция видит будущее в переходе к коллективному управлению кризисными ситуациями в зоне евро и рассматривает решения саммита как первый шаг к выпуску «евробондов» или «облигаций зоны евро» - своего рода коллективных долговых обязательств всех стран объединения. В рамках последней инициативы страны с высокими кредитными рейтингами и стабильным госдолгом частично взвалили бы на свои плечи груз, который сегодня полностью лежит на странах, утонувших в собственных долгах, тем самым поддержав стабильность единой валюты.

Заявление греческого премьера вызвало шквал эмоций в ряде европейских столиц, но выразителем их общего мнения стал Берлин. По словам минист­ра финансов Германии Вольфган­га Шойбле, лидеры еврозоны ничего не говорили ни о коллективном управлении госдолгом, ни о масштабных интервенциях EFSF с целью покупок суверенных облигаций проблемных стран, а лишь рассматривали это как чрезвычайные и крайние меры. Инициативы, которые принял саммит, должны воспрепятствовать превращению греческих долговых проблем в общеевропейские. Германский министр также напомнил грекам, что никто не собирался снимать с них ответственность за допущенные ошибки, и дал понять, что немцы не будут постоянно расплачиваться своими кровными деньгами за нерадивых соседей.

Эта перепалка Берлина и Афин стала одной из причин дальнейшего обвала на европейском фондовом рынке и лишила инвесторов даже слабой надежды на то, что у Европы есть целостная стратегия борьбы с кризисом. В то же время идея выпуска «евробондов» инвесторам нравится хотя бы потому, что она является новым и по сути революционным подходом к выходу из сложившейся ситуации. А некоторые ее ярые сторонники видят в ней даже безальтернативный вариант для укрепления евро.

К слову, идея выпуска «евробондов» уже обсуждалась в Европе в декабре прошлого года, но тогда была отвергнута даже без серьезного рассмотрения под нажимом Германии и Франции, которые тогда, однако, ничего не предложили в качестве альтернативы. Тем не менее, сейчас эта идея приобретает все больше сторонников как в руководстве Евросоюза, так и среди политиков и бизнесменов еврозоны и мира (например, на днях ее активным пропагандистом стал Джордж Сорос). Эти люди полагают, что страны зоны евро могли бы привлечь за счет продажи «коллективных обязательств» более 50% необходимых им средств и за счет них оплатить все свои антикризисные мероприятия. Кроме того, в случае выпуска «евробондов» терял бы смысл выкуп одними странами зоны евро суверенных облигаций других «проблемных» стран, а долги стран еврозоны друг другу в таком случае, наверное, следовало бы вообще списать, поскольку для доходности этих «коллективных еврооблигаций» определяющим был бы совокупный долг еврозоны перед внешними кредиторами.

Сторонники европейской интеграции также заявляют, что переход к коллективному управлению долгом был бы весьма существенным шагом на пути дальнейшей унификации еврозоны, особенно в вопросах фискальной и бюджетной политики, на что национальные правительства никак не могли решиться. Слышны даже голоса, что еврозона неожиданно получила за счет кризиса возможность решить самую насущную задачу последних лет - превратиться из монетарного союза в некое подобие федеративного государства, начав процесс перестройки с финансовой системы и экономики и закончив политикой. Хотя очевидно, что этот процесс все еще может натолкнуться на неоднозначную реакцию и даже противодействие евроскептиков, протест националистически настроенной части населения ряда стран. Впрочем, рост доверия и укрепление евро должны компенсировать эти настроения.

Наиболее остро подобную перспективу раскритиковал спикер словацкого парламента Ри­чард Шулик, который также является и главой либеральной пар­тии «Свобода и солидарность». По его мнению, выбрав такой вариант, еврозона из монетарного союза превратится «в долговой союз», в котором несостоятельность одних будет компенсироваться за счет других. Это, по его мнению, «прямая дорога в социализм» и очень напоминает ему Советский Союз, с той лишь разницей, что там было 15 республик, а в Европе их 27. При реализации такого сценария страны-должники оказались бы в положении, при котором они вообще ни за что не отвечали бы, и заставить их принимать какие-либо меры по бюджетной дисциплине было бы бессмысленно.

Разрешить возникшую дилемму европейским политикам так и не удалось. Одни призывали к новому чрезвычайному саммиту, другие отвергали эту идею, поскольку обсуждать по сути нечего, пока не будут одобрены решения июльской встречи.

Этим замешательством воспользовались Германия и Фран­ция, выдвинувшие на нынешней неделе новые инициативы: лидеры этих стран выступили за создание «экономического правительства еврозоны» - специальной комиссии под председательст­вом нынешнего главы Евросо­вета Хермана Ван Ром­пея. Имен­но ему удавалось в пос­ледний год сглаживать противоречия между странами еврозоны по острым вопросам финансовой ста­билиза­ции. Заседания этого органа долж­ны проходить два раза в год. Николя Саркози и Ан­гела Мер­кель видят в таком подходе путь к пос­тепенной интег­рации еврозоны, однако, в отличие от оппонентов, они считают необходимым сначала создать основы для совместной фис­кальной и кредитной политики еврозоны, а также механизмы для обеспечения финансовой дисцип­лины в странах-членах, а уже потом подумать о выпуске коллективных «еврооб­лигаций». Для стабилизации ситуации на рынках странам еврозоны предложено зафиксировать максимальный уровень госдолга в национальном законодательстве и оперативно сбалансировать бюджеты. Пред­ложено дать новому надгосударст­венному органу под руководст­вом Ван Ромпея, а также EFSF больше полномочий для оперативного вмешательства в экономическую политику отдельных государств, если данные меры не будут выполняться. В то же время увеличивать Стабфонд лидеры не согласны. Финансовую ста­билиза­цию Париж и Берлин надеются обес­печить за счет введения нового налога на финансовые трансакции в пределах еврозоны. А впоследствии Германия и Франция готовы с 2013 года уни­фицировать налогооблагаемую базу и ставки для немецких и французских предприятий и предлагают в дальнейшем перей­ти к этой практике для всех 27 государств ЕС.

Хотя детали франко-германской инициативы еще будут дорабатываться в сентябре, можно сделать вывод, что Берлин и Париж со своей стороны также толкают еврозону на путь теснейшей интеграции и федерализации. Правда, в отличие от своих оппонентов, они предлагают строить европейское супергосударство постепенно, от надстройки к базису, через политические решения к экономике, как это, в принципе, всегда происходило в Евросоюзе. Этот путь более сложен и тернист, займет больше времени и, очевидно, чреват для еврозоны новыми потрясениями и конфликтами. Однако несмот­ря на все это, соседям и партнерам ЕС, по-видимому, пора начинать готовиться к созданию единого европейского государства.