UA / RU
Поддержать ZN.ua

Европу для украинцев не откроют из-за Африки

Франция и Италия хотят пересмотра Шенгенских соглашений.

Автор: Алексей Коваль

Кризис в Северной Африке все существеннее сказывается на Европе. Помимо продолжающейся операции в Ливии, которая затягивается и способна надолго стать непосильным бременем для Евросоюза, поток беженцев, прибывающий к берегам Европы из Африки, оказался еще одной серьезной проблемой. Поскольку это может привести к ужесточению позиции Брюсселя и стран Европы в вопросах миграции и вызвать пересмотр визовой политики ЕС. С таким неожиданным призывом к руководству ЕС 26 апреля выступили лидеры Италии и Франции Сильвио Берлускони и Николя Саркози. Данный поворот событий весьма некстати для Киева, добивающегося безвизового режима с ЕС и начавшего выполнение соответствующего плана действий. Если ситуация вокруг африканских беженцев будет развиваться по худшему сценарию, то украинские власти могут распрощаться с надеждами на прорыв в переговорах с ЕС по безвизовому режиму до конца года. Возможно, к этому времени в Европе появятся новые, еще более жесткие правила для въезда и передвижения внутри Евросоюза лиц из третьих стран, а европейские переговорщики смогут попытаться навязать их украинской стороне, несмотря на все предыдущие договоренности и наличие сегодня у Киева вполне четкого Плана действий по либерализации визового режима. Причем украинцы могут пострадать лишь потому, что они такие же «соседи» ЕС, как и африканцы.

Евросоюз, как известно, содружество с принципами. Один из них гласит о недискриминационном отношении к гражданам третьих стран. И если меры по ужесточению контроля за выходцами из африканских стран будут утверждены, что весьма вероятно, это автоматически отразится на всех остальных. С февраля Европу начал затоплять поток беженцев: сначала из Туниса, теперь ожидают волны из Ливии и других африканских стран. Тунисцев, скопившихся на данный момент в Италии, уже около 25 тысяч. Продолжение конфликта в Ливии способно привести к исходу из этой страны сотен тысяч беженцев, прорывающихся в соседние Тунис, Чад и Египет. Часть из них затем попытается попасть в Европу.

С географической точки зрения самый удобный путь для них через Мальту или итальянский остров Лампедуза, до которого от тунисского побережья всего 225 километров. Этот остров с населением пять тысяч жителей принял на себя главную нагрузку. В начале апреля на Лампедузе начались бунты беженцев, жаловавшихся на отсутствие элементарных удобств, нехватку продовольствия, антисанитарию. Италию подвергли критике Amnesty International и «Врачи без границ». Италия объявила чрезвычайное положение гуманитарного характера на острове и попросила о помощи соседей и руководство ЕС. Евросоюз поручил решить этот вопрос агентству Frontex, занимающемуся охраной внешних границ ЕС, и выделил часть средств для беженцев.

Однако ситуация существенно не улучшилась. Рим попросил ЕС впервые в истории активировать т.н. временный защитный механизм, разработанный в 2001 году и предусматривающий распределение большого числа беженцев на несколько стран. Эта идея была поддержана Мальтой и комиссаром ЕС по внутренним делам Сесилией Мальстрем. Однако большинство стран ЕС посчитали, что количество беженцев в 20 тысяч не представляет существенной угрозы в рамках Европейского Союза. Таким образом, другой важный европейский принцип - солидарности - на сей раз был нарушен: оказалось, каждый сам за себя. 11 апреля после заседания со своими коллегами итальянский министр внутренних дел Роберто Марони поставил вопрос ребром: зачем Италии находиться в ЕС, раз его стране отказываются помогать?

Итальянцам не повезло с географией, зато Европе не повезло с итальянцами. Ничего не добившись, темпераментные политики Апеннинского полуострова приняли решение открыть ворота в Европу для мигрантов. Седьмого марта правительство Италии решило предоставить трехмесячные визы с правом свободного передвижения по всему Евросоюзу тем тунисцам-беженцам, которые выявят желание таким вот нехитрым способом превратиться в экономических мигрантов, или тем, кто сообщит, что имеет родственников в других странах ЕС. В Риме понимали, что основная часть тунисцев направится во Францию, где на данный момент проживают 700 тыс. выходцев из этой африканской страны.

Париж с возмущением отреагировал на действия соседей и пригрозил закрыть границу с Италией, заявив, что потребует от Еврокомиссии признать недействительными шенгенские визы, которые выдала тунисцам Италия. Против приема мигрантов высказались также Германия и Австрия. Согласно Шенгенским договоренностям, страна может временно закрыть границу с соседями, если в результате «чрезвычайных обстоятельств» сложилась реальная угроза для внутренней безопасности, однако в данном случае опасности тунисцы не представляли. Тем не менее французские жандармы 18 апреля блокировали проезд снабженных итальянскими визами тунисцев во Францию в городке Вентимилья. Свои действия они мотивировали тем, что не все имели достаточно средств для покрытия своих расходов во Франции на время трехмесячного пребывания. И затем на основании подписанного между двумя странами договора про реадмиссию передавали мигрантов назад через границу в руки итальянских властей.

Еврокомиссия хотя и признала вполне законным право Италии выдавать шенгенские визы для граждан Туниса, в итоге все же поддержала действия французов. Таким образом, был нарушен еще один основоположный принцип ЕС - право свободного перемещения граждан.

На следующий день после пограничного инцидента и Франция, и Италия обвинили друг друга в «попрании духа» Шенгенских договоренностей. Министр иностранных дел Италии Франко Фраттини заявил, что он не ставит под сомнение право свободного передвижения граждан, но Шенгенские соглашения нужно пересмотреть. После перемен в Северной Африке «контекст», в котором были подписаны Шенгенские договоренности и даже Лиссабонский договор, кардинально изменился, считает глава итальянской дипломатии. А министр финансов Джулио Тремонти призвал ЕС использовать нынешний экономический и геополитический кризисы для разработки новых более действенных соглашений.

«Мер, используемых в Шенгенской системе, не хватает. Кажется, мы подходим уже к тому моменту, когда нам нужен механизм, который позволит в случае систематических провалов на внешних границах ЕС использовать режим закрытых границ внутри до тех пор, пока мы урегулируем эти недостатки», - заявили источники из окружения президента Франции.

Таким образом, стороны быстро нашли точки соприкосновения и, отгуляв пасхальные выходные, уже 26 апреля созвали саммит в Риме. Главным вопросом на нем стала отнюдь не судьба африканских беженцев, а будущее Шенгенского соглашения. Этот договор отменен не будет, но в условиях его применения возможны некоторые модификации. Как сообщили на пресс-конференции Николя Саркози и Сильвио Берлускони, они направили письмо председателю Еврокомиссии Жозе Мануэлю Баррозу и председателю Совета Европы Херману Ван Ромпею с предложением «в случае исключительных трудностей» восстановить паспортный контроль на внутренних европейских границах, увеличить финансирование и полномочия европейского агентства Frontex и ввести «механизм финансовой солидарности» со странами, принимающими иммигрантов. Лидеры призвали к увеличению помощи со стороны ЕС странам Северной Африки, чтобы сдержать поток мигрантов.

Однако настораживает один момент: в тот же день стало известно, что у упомянутой выше Сесилии Мальстрем уже есть конкретные предложения по реформированию Шенгенских соглашений, которые она собирается сформулировать к 4 мая. Их рассмотрение уже запланировано на 12 мая во время брюссельской встречи министров внутренних дел стран, входящих в Шенгенскую зону. По сообщениям из ЕК, там также готовы пересмотреть перечень «чрезвычайных обстоятельств», при которых страны - участники Шенгена могут вводить контроль на своих границах.

Европа торопится, и история с тысячами тунисцев, задержанных на границе Франции, видимо, не лучшее оправдание для такой спешки и «чрезвычайщины». Ведь ужесточение визовых правил и порядка пересечения внутренних границ стран ЕС коснется миллионов европейцев и граждан стран, примыкающих к внешним границам Союза, а они повода для таких решительных действий и фактического пересмотра основополагающих для ЕС принципов не давали.