UA / RU
Поддержать ZN.ua

Еврокомиссия против Польши

Брюссель обвиняет Варшаву в нарушении принципа примата общеевропейского права над национальным

Автор: Александр Шевченко

Нынешний июль ознаменовался новым обострением конфликта в отношениях Брюсселя и Варшавы. 14 июля Суд Европейского Союза обязал Польшу немедленно приостановить деятельность Дисциплинарной палаты Верховного суда, беспристрастность и независимость которой, по мнению чиновников ЕС, не гарантированы. Уже на следующий день Еврокомиссия начала процесс привлечения Венгрии и Польши к ответственности за будто бы притеснение сообщества ЛГБТ+.

Все это является частью длительного конфликта правительства «Права и справедливости» с официальным Брюсселем, который начался с судебной реформы в Польше и вообще продолжается уже более пяти лет.

Проблема верховенства права

Дисциплинарная палата Верховного суда Польши была создана в 2018 году. Она представляла часть глобальной реформы судопроизводства, которую воплотило правительство «Права и справедливости». К ее полномочиям относятся дисциплинарные дела, касающиеся судей Верховного суда, адвокатов, судей военных и общих судов, прокуроров, трудового законодательства и дел по социальному обеспечению судей Верховного суда, увольнение судей Верховного суда и т.п.

Собственно, возможность рассмотрения дисциплинарных дел в отношении судей Верховного суда, а также их увольнения (выхода на пенсию), по мнению чиновников ЕС, может угрожать независимости судейской ветви власти в Польше. Еще в декабре 2019-го — январе 2020-го Суд ЕС вынес приговор, в котором указал, что Дисциплинарная палата не может считаться судом ни в значении польского, ни в значении общеевропейского законодательства, в силу обстоятельств ее создания, объема полномочий, состава, а также участия в его формировании Государственного совета судопроизводства.

Дело в том, что еще в 2017 году ЕС и польская оппозиция имели претензии к реформе Государственного совета судопроизводства, надзорного органа, который влияет на назначение и увольнение судей. Более того, в 2019 году сам Верховный суд Польши признал, что Государственный совет судопроизводства не отвечает требованиям независимости. Поэтому, соответственно, назначение судей Дисциплинарной палаты Государственным советом судопроизводства оказывает непосредственное влияние на судебную систему Польши.

Принимая во внимание это, в марте 2021 года Еврокомиссия обратилась в Суд ЕС с просьбой ввести временные меры, которые ограничивали бы, в частности, деятельность Дисциплинарной палаты Верховного суда Польши. 14 июля Суд ЕС одобрил решение, которым обязал Польшу немедленно приостановить деятельность этого органа.

Однако Польша отказалась выполнять его, ссылаясь на решение Конституционного суда Польши, который признал решение Суда ЕС не отвечающим Конституции Польши. После этого Суд ЕС принял постановление, что дисциплинарные меры против польских судей не отвечают законодательству Евросоюза, а 20 июля президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сообщила в Твиттере, что в Польшу было отправлено письмо-запрос о том, как выполняется решение Суда ЕС.

Впрочем, представитель польского правительства Пётр Мюллер подчеркнул необходимость «придерживаться положений Договоров ЕС, которые четко определяют, какие полномочия передаются ЕС, а какие остаются исключительными полномочиями стран-членов», намекая, что Еврокомиссия вышла за рамки своих полномочий.

Вследствие конфликта общеевропейского и национального законодательств чиновники и некоторые политики начали говорить, что происходит «юридический polexit» (аналогия с Brexit), что, игнорируя примат права ЕС над национальным, польская власть нарушает один из ключевых принципов союза. К тому же судебная реформа не единственная претензия Брюсселя к Варшаве. В отчете Еврокомиссии отмечается: кроме проблемы с верховенством права, Польша имеет проблемы с антикоррупционной политикой, свободой СМИ и соблюдением системы сдерживаний и противовесов.

«Зоны, свободные от ЛГБТ»

Масла в огонь подливает производство против Польши в отношении «зон, свободных от ЛГБТ», начатое Еврокомиссией фактически тогда же — 15 июля.

«Комиссия считает, что польская власть не отреагировала полностью и адекватно на запрос комиссии о характере и влиянии резолюций о так называемых зонах, свободных от ЛГБТ, принятых несколькими польскими регионами и муниципалитетами», — сообщила Еврокомиссия. Зато правительственный уполномоченный в делах равноправия в Польше Анна Шмидт сообщила, что Польша ответила на письмо Еврокомиссии по поводу этого вопроса в апреле 2021 года, в срок, согласованный с законодательством.

«Зоны, свободные от идеологии ЛГБТ», начали появляться в Польше в 2019 году, когда локальные власти нескольких польских регионов (прежде всего юго-восточных) стали принимать декларации, в которых провозглашали свои уезды и воеводства «свободными от идеологии ЛГБТ». Уже в следующем году некоторым городам, провозгласившим себя свободными от идеологии ЛГБТ, было отказано в европейских грантах.

Польская власть, объясняя эту ситуацию, настаивает, что «зон, свободных от ЛГБТ», в Польше… нет. Формально так и есть, ведь декларации принимались именно об «идеологии ЛГБТ», а не о представителях ЛГБТ-сообществ. Кроме того, бывший министр иностранных дел Польши и нынешний евродепутат от ПиС Витольд Ващиковский подчеркивает, что финансирование ограничивают даже тем городам, которые ничего об ЛГБТ не принимали, а лишь ввели у себя резолюцию о защите семейных ценностей.

«О зонах, свободных от ЛГБТ, в Брюсселе много говорят, но, как мы знаем, таких зон в Польше никогда не было. Могут ли Польшу все же наказать за слухи, которые распространяют по этому поводу левые круги? Если память мне не изменяет, один из городов или муниципалитетов, который не имел зоны, свободной от ЛГБТ, но принял резолюцию о защите семейных ценностей, уже лишили так называемых Норвежских фондов. Это небольшие деньги, но очень значительные для небольшого местного самоуправления», — жалуется Ващиковский.

В общем, экс-министр считает, что давление Еврокомиссии имеет больше политическое и идеологическое измерение, чем правовое. «Это идеологическая битва против правительства в Польше… Это попытка стигматизировать польское правительство на разных уровнях, чтобы испортить его репутацию… Мы показали альтернативу. Продемонстрировали, что в современном мире также можно положиться на традиционные консервативные ценности и вместе с тем успешно развивать экономику страны», — подчеркивает Ващиковский.

Политический привкус в одновременных атаках на Польшу несколькими фронтами действительно чувствуется весьма крепко. Ведь 3 июля в польскую политику официально вернулся бывший глава Европейского совета (2014–2019) и президент Европейской народной партии (ЕНП) Дональд Туск, который снова возглавил оппозиционную «Гражданскую платформу». При этом ЕНП имеет сейчас самое большое количество депутатов в Европарламенте, органе, который непосредственно назначает состав Еврокомиссии.

Так что Европа столкнулась с еще одной коллизией, когда один из самых влиятельных общеевропейских политиков начинает оппозиционную деятельность в одной из стран — членов ЕС и, соответственно, может использовать свое европейское влияние в пользу борьбы внутри страны. Пока будет продолжаться эта коллизия, политический привкус в решениях Еврокомиссии против Польши будет лишь усиливаться.

Больше статей Александра Шевченко читайте по ссылке.