UA / RU
Поддержать ZN.ua

Евробляхи по-сербски: будет ли война между Косово и Сербией?

Замена автономеров может привести к вооруженному конфликту на Западных Балканах

Автор: Владимир Цыбульник

На севере Республики Косово, в општинах, где подавляющее большинство населения составляют сербы, снова пахнет порохом.

Сербы решили выйти из всех косовских органов управления, местных избирательных органов, полиции. На улицах появились флаги Сербии и откровенно провокационные плакаты «Это Сербия». Правительства двух стран провели чрезвычайные заседания. Тем временем косовский спецназ отправился на север, а сербская армия была приведена в боевую готовность.

Читайте также: Боррель объявил об урегулировании очередного скачка напряженности между Сербией и Косово

Встревоженный Евросоюз призвал остановить эскалацию и решить проблему через диалог, а НАТО выказало ожидания, что Белград и Приштина удержатся от применения силы.

Почему же на Западных Балканах снова нагнетается ситуация?

Поводом к обострению стало то, что косовская власть с 1 ноября начала менять сербские автомобильные номера на косовские. Ситуация немного похожа на историю с украинскими авто на евробляхах, но более опасная, поскольку грозит вооруженным конфликтом между двумя государствами.

 В августе ZN.UA уже рассказывало об этой проблеме и развитии событий. Тогда, летом, Приштина отложила перерегистрацию авто сначала до 1 октября, а потом до 1 ноября. Косовская власть ввела трехшаговый процесс замены, который должен был завершиться в апреле 2023-го. Первым шагом стало предупреждение водителей на сербских номерах — жителей Косово — о необходимости заменить номера. Второй шаг — штраф в размере 150 евро, если на авто не заменены номера, и третий — принудительная перерегистрация.

Ну и что здесь страшного, скажет любой умный человек. Ведь сербобляхи, как и евробляхи — ненормальное явление: каждая страна использует свои, национальные, автономера как один из признаков государственности и принадлежности к нему. Кроме того, отсутствие национальной регистрации — потенциально коррупционная схема.

Но проблема автономеров, скорее, технический вопрос. На самом деле причины нового конфликта более глубоки и сконцентрированы вокруг нескольких сложных вопросов, связанных с многослойной проблемой взаимоотношений Косово и Сербии.

Начнем с вопроса Ассоциации сербских општин (АСО). В 2013 году в Брюсселе был подписан двусторонний договор из 15 пунктов о нормализации двусторонних отношений. Его главной задачей определялась интеграция општин с большинством сербов в Северном Косово в косовскую правовую систему.

Но договор так и не выполнили. Почему? Точно сказать сложно. Понятно, что власть в Приштине хотела покоя на севере страны и поэтому не спешила создавать АСО. Перед глазами была Республика Сербская, сербский энтитет Боснии и Герцеговины, который постоянно дестабилизирует страну и регион. Понятно, косовары не хотят иметь у себя такое опасное этническое образование.

Почему сербская сторона тоже не спешила, вопрос. То ли руки не доходили, то ли не было большого желания, то ли нужна была «серая зона» нестабильности на севере Косово, которую использовал криминал — и сербский, и косовский, и международный. А брата президента Вучича неоднократно видели на севере Косово в компании с лидерами организованной преступности…

Следующий пласт — наличие в Сербии влиятельных политиков, которые не заинтересованы в нормализации отношений между Сербией и Косово, при этом они откровенно демонстрируют свою преданность Москве и приветствуют ее политику непризнания Косово. Как и действующий министр иностранных дел Ивица Дачич, который при активной поддержке российской дипломатии угрожает возобновить грязную работу по отзыву независимости Косово. Нельзя отбрасывать и точку зрения, что эту грязную работу частично финансирует Россия.

Упомянутые политики стараются блокировать любые инициативы, направленные на достижение компромисса между Белградом и Приштиной, инициируя конфликтные ситуации, как произошло с заменой номеров.

Еще один пласт проблем, который необходимо вспомнить, — спорные инициативы стран ЕС и США, которые раздражают Вучича и премьер-министра Косово Альбина Курти. Например, недавно региональная пресса сообщала, что Франция и ФРГ предложили принять Косово в ООН и ЕС. Однако такое предложение из области фантастики, даже не научной.

Что касается ООН, то заявка не пройдет Совет Безопасности, где по крайней мере две страны — Россия и Китай — заблокируют этот шаг Косово. А в ЕС четыре страны до сих пор не признали независимость Косово, и есть сомнения, что в ближайшее время они изменят свою позицию.

То же самое касается давления ЕС и США на Сербию с требованием присоединиться к антироссийским санкциям в обмен на более быстрое предоставление членства в Евросоюзе. Но это может произойти, исходя из последних заявлений руководителей ЕС, не раньше 2030 года…

Наконец, пласт внешней политики Вучича. «Ни прозападная, ни пророссийская, а именно просербская», — так охарактеризовал политику нового правительства президент страны. А это означает, что Сербия никогда не признает Косово, хотя это блокирует евроинтеграцию Белграда и отвечает интересам России.

Такая якобы «нейтральная» политика Вучича уже надоела Западу, который говорит: если вы с нами, то признавайте Косово, и будет поддержка ЕС; если выберете другой путь, последствия будут также другие. Причем сегодня речь не идет о полном признании независимости Косово. Один из вариантов, о котором ZN.UA рассказывало раньше, предлагает, чтобы Сербия фактически приняла реальность существования Косово как независимого государства, а вместо этого получит финансовую поддержку и содействие в евроинтеграции. Речь идет о схеме вроде взаимоотношений двух Германий до их объединения, которая должна привести к подписанию взаимовыгодного соглашения между двумя равными государствами — Косово и Сербией.

Но Украине, учитывая позицию официальной Приштины, которая поддерживает и помогает нашему сопротивлению российской агрессии, должна была бы предпринять шаги по установлению отношений с Республикой Косово. Вариантов много — консульское агентство, офис посольства, торговое представительство. Или взять пример с Сербии, у которой в Косово есть представительство своей ТПП. Ведь мы пока не предлагаем признать независимость страны. Речь идет о помощи гражданам, бизнесу, о присутствии в государстве…

Но вернемся к сербобляхам и свежим событиям начала ноября. Что же дальше — война, игра мышцами, продолжение уличных протестов? Однозначного ответа нет. Возможно все, ведь это Балканы.

В северных општинах Косово изменилась архитектура безопасности, и на сцене появился обновленный парамилитарный Сербский список (сербская партия Косово). Именно ее представители провели митинг в Зречанах, вследствие чего государственные органы Косово сломались по этнической линии: сербы больше у них не работают, что приведет к проблемам с управлением општинами. Похоже на действие сербов в БиГ, когда они остановили работу в центральных органах и парламенте страны, чем заблокировали деятельность правительства. Обостряется тема безопасности — после того, как сербы ушли из полиции. Неужели для формирования сербских органов власти и полиции? А потом, как в Крыму, — референдум о независимости?

Скорее всего, такого не будет. Вучич не рискнет ввести сербские войска в северные општины Республики Косово. Подразделения KFOR (международные силы под руководством НАТО по обеспечению стабильности в Косово) и EULEX (миссия ЕС по обеспечению верховенства права) не допустят такого развития событий как и формирования сербских органов власти и полиции.

Наиболее вероятным сценарием слегка театрального «захвата севера» косовскими сербами будет новая отсрочка замены номеров и начало переговоров между Косово и Сербией с участием спецпредставителей ЕС и США о формировании Ассоциации сербских општин. А Косово пообещают место в некоторых международных организациях.

Такой сценарий возможен. Если в ближайшее время у косовских сербов не появится харизматичный лидер вроде Додика. Тогда в регионе может заскрипеть грязный российский сапог и начаться опасные тектонические изменения…