UA / RU
Поддержать ZN.ua

Экотропа в большую политику

Стремительным маршем в будущее правительство ФРГ врываются «Зеленые/Союз 90» и претендуют на пост канцлера. Что предлагает их «курс детокса» — для Германии и Европы?

Автор: Вадим Нагайчук

Красный Ампельманн покорно ожидает, разведя руками. Зеленый Ампельманн уверенной походкой идет в будущее. Эти два достопочтенных и легко узнаваемых бюргера — всего лишь разные цветовые явления берлинского «светофорного человечка» (дословно от немецкого Ampelmann) — звезды сувенирных лавок и возродившихся постлокдаунных прогулок. 

Напоминают антонимичные Ампельманны, однако, и фрагмент современной немецкой политической картины, где оттолкнувшись от угасающего социал-демократического проекта, окончательно сбывается новая политическая сила. Пока представители старейшей немецкой партии продолжают вариться в идеологическом котле своего потерянного абсолюта, под их растерянно разведенными руками стремительным маршем в будущее правительство ФРГ врываются «Зеленые/Союз 90» — экопартия, чью предвыборную программу можно назвать «Курс детокса». Сначала внутринемецкий. Далее — пропить континентально. 

Немецкие «Зеленые» современны и даже модны, они говорят с людьми оптимистичным языком будущего и новой совместной утопии. Что ж, трагифарсовую антиутопию изоляции с риском пневмонии протяженностью в пару лет и почти без единого антракта немецкие избиратели уже оценили. Резкое движение социально-политического маятника ими приветствуется.

«Друзья, мы не хотим возвращать тот самый «вчерашний мир», к нему ведь тоже поднакопилось вопросов. Пультом на немецком «Ретро-ФМ» пусть заведуют социал-демократы, фанаты ГДР из Die Linke и заигрывающие с тьмой представители «Альтернативы для Германии». Мы же, ребята, строим город-сад. С экоценностями и толерантностью. И строим его мы все вместе».

На предвыборном кураже (финальный забег в Бундестаг назначен на 26 сентября) «зеленые» фавориты успели потеснить даже христианских демократов — тех самых, что переживали ренессанс своей славы в эпоху поздней Меркель и ранней пандемии — то есть, почти весь 2020 год. На последующих этапах коронавирусной хронологии действующее немецкое правительство хватку, впрочем утратило, а кампанию вакцинации провело, скажем, не до конца удачно («провалило» чересчур резкий вердикт, но тут лучше промолчим — с нашей фланелькой-то). 

В качестве одного из главных образов предвыборной кампании «Зеленые» выбрали инъекцию — однако, не пресловутую вакцину. Экология проекта все же избегает штампованной пошлости — даже в политической рекламе. Нет, по мнению «Зеленых», в вены Германии необходимо впрыснуть «витаминную инъекцию» — от будущих болезней и ради обновленного общества. 

А то это, кажется, окончательно испортилось. 

 

Немецкий шп(р)иц

Витаминный коктейль от «Зеленой» экокухни в переводе на политологический язык представляет собой нечто вроде экосоциализма. С гражданской ответственностью на максималках. Без выбросов углекислого газа. Без токсичных коммерческих сделок. Ради себя, но и ради других. И никогда не ценой других. С отменой гордого, но откровенно символического «черного нуля» (бюджета без внешних займов — многолетней гордости ХДС/ХСС). С возможным тогда привлечением миллиардных инвестиций в технический прогресс. С экоцифрой — сознательной гигиеной не только реальности, но и виртуальности. С акцентом на образовании и здоровье. С пересмотром отношения к беженцам. С новыми интеграционными проектами. С возвратом к высшему европейскому гуманизму («Если Европа не справится с беженцами, это будет уже не та Европа», сказала когда-то Ангела Меркель — и дело ее оживает). С толерантностью в крови. С проактивной политикой ради гендерного равноправия. С уважением к любым меньшинствам. С продуманной квир-политикой. С достоинством без наивности.

С любовью к природе и животным. С любовью к миру и людям. С любовью к себе. 

Без токсичности. С сознательной национальной терапией — включая новые инициативы по работе с горькой исторической памятью самих немцев и наций, пострадавших от преступлений Третьего рейха. 

Без духоты и созависимости. Экологично. И задавая зеленый тон.

На канцлерскую должность от партии выдвинута Анналена Бербок, опытная харизматичная политик, в чью прогрессивность и новизну верится на самом деле. Уже долго и всерьез пребывая в немецкой и даже европейской политике, «Зеленые» умудряются не влезть в болото истеблишмента. Они по определению молоды. На их часах — завтра. 

В отличие от Байдена в Америке, «Зеленые» в Германии ничего никуда не возвращают. Они реконструируют и создают. И в этом новаторстве, пытающемся реально ответить на запросы современности, может скрываться их потенциал как общеевропейского (а если договориться с Гретой Тунберг, то и межконтинентального!) проекта.

Из успешного европейского локомотива «Зеленые» хотят построить экопоезд повышенного комфорта и повышенной же социальной ответственности. Климатическая повестка добавляет им свежести. Искренняя вера в свое дело добавляет им искренности. 

Новизна смыслов, воскрешение ценностей в новой зеленой метафоре, расширение христианской цивилизации витамином толерантности, общая идея для всех и абсолютно лишенная наивности прагматичность (в том числе финансовая). 

Политический мыльный пузырь, скажут скептики. Витализирующий кислородный коктейль, скажут романтики.

И попадут в цайтгайст — дух времени. Ведь свежее дыхание после долгой изоляционной зимы, проведенной под душными одноразовыми масками, Европе сейчас действительно необходимо.

 

Green Deal For All

Тем временем антиковидный маскарад в Европе постепенно заканчивается. Прохождение двух этапов вакцинации позволяет собираться с такими же счастливчиками без всяких комендантских часов. На летних террасах кофе подают уже не в одноразовой посуде. Снова есть контент для Инстаграма, а в очередные майские выходные можно отправлять СМС-ки на «Евровидение» — прямо как в старые добрые.

Наступающая постковидная весна народов, конечно, одурманит Европу великолепием забытых ароматов, ведь, о чудо! — вернулись запахи. Однако с ними вернутся и хронические аллергии. И токсичные выхлопы с флангов. И миазмы бюрократических маразмов. 

Но главное другое. Странной побочкой пандемии для многих европейцев станет внезапное расширение картографического кругозора — оказывается, все это время на этом же самом клочке земли существовала и росла Азия. И конкуренция мировая теперь, оказывается, выходит за привычное пространство европесочницы. И как бы нам в Украине ни были по понятным причинам интересны (а прямо говоря, жизненно важны) переговоры Энтони Блинкена и Сергея Лаврова в Исландии, очевидно, что мировые чаты порвала совсем другая встреча Блинкена — на Аляске, с китайским дипломатом Ван И, под включенные камеры, ставшая по сути эпичным прологом к грядущему противостоянию цивилизационных концептов и мировоззрений.

«Зеленые/Союз 90» карту мира видят. Потому и посвящают львиную долю своей программы вполне внятным пунктам об усилении европейского проекта — ведь только сконцентрировавшись, вспомнив лучшее и открывшись для нового, Европа останется собой. 

По ряду принципиальных вопросов «Зеленые» предлагают сменить принцип единогласия всех стран-членов ЕС на принцип большинства — то есть наделить наднациональную европейскую структуру куда более реальной субъектностью. К тому же, экополитики из «Союза 90» выступают за развитие сильной совместной оборонной системы в Европе — вместо вкачивания денег в национальные армии (чай, не XIX век на дворе!). Они призывают отказаться от абстрактной и не показавшей эффективность НАТОвской системы 2% от ВВП на оборону. Современная ситуация, мол, требует гибкости и проектности. Постепенное разоружение мира видится «Зеленым» не хиппи-вечеринкой с цветочками на автоматах, а вполне реалистичным и прагматичным делом чести всех наций. В вопросе защиты прав человека «Зеленые» предлагают перейти от постоянной озабоченности к реальной заботе и создать реально работающий соответствующий орган на уровне ЕС. По соседству в Брюсселе, кстати, разместится и амбициозный медиа-регулятор — гарант свободы слова и мысли. 

Есть у «Зеленых» и выгодное отличие от большинства привычных нам обеспокоенных европейских политиков. «Зеленые» выступают за детокс Европы даже тогда, когда видят большие деньги. Те, например, что таятся за сомнительным кооперативом с трубным запахом под названием Nord Stream-2. 

Money makes the world go round. Indeed. But let us save the world first (англ. —деньги заставляют мир вертеться. Действительно. Но давайте сначала спасем мир).

Кстати, случается у «Зеленых» и нетолерантное отношение к контрагентам: например, пиетета не испытывают они в отношении к отмирающим авторитарным режимам с их мерзкими аншлюсами и пренебрежением человеческими правами. Да что там — жизнями. 

«Зеленые» не травоядны. Они весьма точно и резко формулируют свое отношение — и к российской угрозе, и к российским деньгам. По части гармоничности с украинским голосом «Зеленые» занимают едва ли не лидирующее место в Европе. 

Совпадение? Скорее, унисон.

Пятидневный (!) визит сопредседателя партии Роберта Хабека в Украину — свидетельство приоритетности темы. К слову, активизация Восточного партнерства с дальнейшими перспективами тоже входит в программу партии (пока, видимо, без безвоздушного пространства Беларуси). 

Своей внешнеполитической повесткой «Зеленые» доказывают: рядом с продажными (или заблудшими) путинферштеерами находятся в Германии и искренние украинаферштееры. А последние немецкие политические опросы еще и добавляют оптимизма: будущее (ну хотя бы его коалиционная часть) — за ними.

За людьми, которые не боятся поднять страшную и не самую популярную тему оборонного вооружения для страны, седьмой год воющей с безумным соседом. За людьми, которые хотят делать международный бизнес без токсичных выхлопов и транзитных лишений — да и без пустопорожних гарантий заодно. Наконец, за людьми, которые не боятся произнести: «Нужно сделать что-то, чтобы наши заявления о поддержке, о том как Украина борется за свою свободу, не звучали издевательством».

Спасибо им. И успехов в городо-садостроении.

А заодно и во встряске Европы.