UA / RU
Поддержать ZN.ua

Друзья Путина рвутся к власти в Италии: что должна знать Украина

Останется ли проукраинское наследие премьера Драги?

Автор: Наталия Кудрик

Промосковские политики в Италии на прошлой неделе заставили проукраинского премьера Марио Драги уйти в отставку. Через два месяца, 25 сентября, на парламентских выборах у правых есть реальные шансы на победу. Украина рискует потерять надежную поддержку со стороны Рима в ЕС в борьбе с российским захватчиком.

Читайте также: Драги подтвердил президенту Италии решение уйти в отставку

Можно быть number one на внутреннем фронте, можно иметь суперрепутацию на фронте внешнем, но неписаные законы перманентного политического хаоса на Апеннинах заставили даже Марио Драги уступить место. Почти полтора года продержалось его правительство «национального единства», на которое президент Республики в феврале прошлого года возложил решение ряда конкретных проблем страны в период пандемии. Речь шла об иммунизации населения, введении реформ для эффективного использования европейских средств, выделенных на преодоление последствий пандемического кризиса и восстановление экономики. И с этой задачей команда Драги успешно справилась, хотя палки в колеса часто вставляли члены большинства — левые популисты «Движения 5 звезд» и ультраправые из «Северной Лиги».

А с началом полномасштабного военного нападения России на Украину Италия в лице Марио Драги достойно ответила на вызов истории, заняв четкую позицию поддержки Киева. Ведущими историческими заслугами премьера Драги считают: вывод страны из темного туннеля пандемии, повышение ВВП, восстановление международного престижа Италии и ее лидерской роли в ЕС, отстаивание твердой и последовательной евроатлантической линии на фоне российского вторжения в Украину. Последнее достижение политический обозреватель Corriere della sera Антонио Поллито называет почти чудом, принимая во внимание укорененные на Апеннинах антиамериканские и пропутинские настроения.

Не исключают, что именно активная проукраинская позиция Драги и ускорила падение коалиционного правительства за полгода до запланированных выборов. Потому что как не крути, случайно или нет, а шабaш правительству устроили три политические силы, на каждую из которых можно составить досье тесных и не всегда прозрачных отношений с Москвой: «Движение 5 звезд», «Северная Лига» и «Вперед, Италия!». Было ли это заказом России? Трудно не заподозрить.

Провокатор отставки премьера, лидер левых популистов «Движения 5 звезд» Джузеппе Конте не переварил раскол партии в июне. Тогда ряды самой многочисленной силы парламента оставили более 70 парламентариев во главе с министром иностранных дел Луиджи Ди Майо — сторонником Марио Драги. Единомышленники Ди Майо не разделяли слабую двузначную позицию партии Конте по войне в Украине. В течение четырех лет Движение значительно утратило электоральную поддержку — с 32% в 2018 году до нынешних неполных 10%. Чтобы вернуть внимание избирателей, популисты проводили подковерную политику саботажа правительственных действий: находясь в коалиции, действовали как оппозиция.

Финальным актом их «драгоубийства» стало демонстративное неголосование в сенате по пакету финансовой помощи населению и предприятиям для преодоления последствий инфляции из-за войны России в Украине. Вследствие этого Марио Драги констатировал отсутствие «коалиции национального единства», поддерживающей правительство, — и подал в отставку. Но президент Серджо Маттарелла — должностное лицо большой ответственности и авторитета — отклонил его просьбу и распорядился проверить, есть ли в парламенте вотум доверия к кабинету.

Дальше кризис уже закипел. Казалось, от малого до старого — все понимали, к какой пропасти ведут страну парламентские бунтовщики в разгар ужасной войны в Европе, во время затяжного экономического кризиса и катастрофической засухи. Влиятельные предприниматели, мэры городов, профсоюзы, интеллектуалы единодушно призвали подстрекателей правительственной отставки сохранить кабинет под руководством Марио Драги. В определенный момент казалось, что вот-вот взорвется итальянский Майдан. Не случилось. Аномальная жара гонит народ на море и в горы. Многие вообще не поняли, что же произошло.

Популисты ультраправой «Северной Лиги» Маттео Сальвини и правоцентристы «Вперед, Италия!» Сильвио Берлускони завершили замысел Джузеппе Конте, похоронив таким образом свою хрупкую коалицию и ее сильное правительство. Им не хватило смелости голосовать против, — они бойкотировали голосование в сенате о вотуме доверия. Хищнические инстинкты политической выгоды возобладали над интересами страны, подытоживают обозреватели финал очередного правительственного кризиса. Потому что реальной политической причины для отставки кабинета в этот раз не было!

Драги и Украина

С точки зрения украино-итальянских отношений, Марио Драги оказался самым проукраински настроенным премьер-министром Италии за последние три десятилетия. Пусть это и вызвано ужасной войной России, но именно в трагический для Украины период решительная поддержка Рима сыграла важную, а иногда — решающую роль в евроатлантическом противостоянии российскому варварству в Украине.

Офис президента

Как отмечают международные обозреватели, среди трех лидеров стран-основателей ЕС Драги первым поддержал предоставление Украине статуса страны-кандидата в ЕС. «Италия хочет видеть Украину в ЕС», — заявлял он в Риме, Страсбурге, Брюсселе и в Киеве. Он же, может, в том же поезде из Польши в Киев, убедил в этом Шольца и Макрона. Поговаривали, что тайно «тройка» пыталась уговорить Владимира Зеленского пойти на уступки России для быстрого завершения войны. Об этих подробностях когда-нибудь напишут учебники или мемуары. Не без помощи Драги сейчас имеем факт — 16 июня 2022 в Киеве лидеры Франции, Италии, Германии заверили украинцев в политической и военной поддержке.

Драги всегда убеждал свою коалицию, где было много товарищей Кремля, помогать украинцам оружием для защиты от кровавых российских агрессоров. Парламентским псевдопацифистам настойчиво повторял, что Италия работает над установлением мира, но Украине необходимо оружие для обороны от России. И в речи перед сенаторами по поводу правительственного кризиса он настаивал на своем: «Как сказал Зеленский, вооружать Украину — единственный способ позволить украинцам защищаться». По сравнению с другими странами НАТО, Италия предоставила не так много вооружения и военного снаряжения, но факт этой помощи для Украины — на вес золота.

Правительство под руководством Драги безоговорочно поддержало шесть пакетов антироссийских санкций, введенных Европой после 24 февраля 2022-го.

Драги с министрами приложил усилия к существенному и быстрому ослаблению неприемлемой, по его словам, энергозависимости Италии от России. За несколько месяцев импорт российского газа уменьшили с 40 до 25% и были намерены свести к нулю в течение последующих полутора лет. Он резко критиковал предшественников за «недальновидный и опасный выбор», приведший к наращению импорта российского газа почти на 100% за последнее десятилетие. Больше всего этому содействовала деятельность правительств Сильвио Берлускони и Джузеппе Конте.

И, наконец, Италия, став важным участником переговорных процессов в Вашингтоне и Брюсселе, своей четкой и убедительной позицией помогала Киеву пробивать стену нерешительности европейских стран. Высокий авторитет третьей экономики ЕС, бесспорно, играл в пользу Украины.

Читайте также: Как повлияет отставка Драги и Джонсона на антипутинскую коалицию: в Госдепе сделали прогноз

Что дальше?

Каким бы ни был результат парламентских выборов 25 сентября, Италия останется членом ЕС и НАТО, что всегда гарантирует соблюдение страной евроатлантических обязательств. Президентом, а следовательно, гарантом евроатлантического вектора Рима остается высокоавторитетный Серджо Маттарелла.

74-летний Марио Драги — внепартийный, бывший глава Центрального европейского банка, — возможно, еще послужит Италии, ЕС или НАТО. Но после того как стал очередной жертвой местных политических распрей, у него не появилось желание идти в политику. Но повестка дня, намерения и управленческий дух кабинета Драги могут стать основой для рождения новой коалиции центристов-прогрессистов — политиков, до последнего поддерживающих кабинет реформистов Драги. «Больше всего Италия нуждается в команде «здравого смысла» против популистов. Желающие сохранить сильную Италию в Европе, должны знать, что нужно объединиться, иначе — выиграют правые», — заявил бывший премьер и экс-глава либеральной Демократической партии Маттео Ренци. Он со своей нерейтинговой партией Italia Viva — один из инициаторов новой коалиции, о которой уже идут активные переговоры. Но станет ли она реальностью?

Либералы Демократической партии с лидером Энрико Летто составляют еще более сложный ребус формирования коалиции левоцентристов. Электоральный консенсус плавает на уровне 20%. Для победы мало, надо расширять ряды. За счет кого? Мятежников «Движения 5 звезд», бывших партнеров по правительственной коалиции, отвергли. После спектакля «драгоубийства» партии Конте прогнозируют призрачные шансы вернуться в парламент. Демократам-европеистам нужно создать мощный блок антипопулистов, но лагерь левоцентристов — в состоянии тотальной распорошенности.

Объединенными и уверенными держатся правоцентристы. По опросам, вместе они набирают сегодня 45% преференций выборов. Уже спорят, кого выдвинут в премьеры. Большие амбиции у правой экстремистки Джорджи Мелони. Ее партия «Братья Италии» с более 20% поддержки, как и демократы, является первой политсилой в стране. В отличие от Сальвини и Берлускони, Мелони была в оппозиции к правительству Драги. Кризис правительства и выборы на горизонте вернули ее в лоно соратников, — и коалиция правых сплотилась. В противоположность филопутинистам Сальвини и Берлускони, оппозиционеры «Братья Италии» последовательно поддерживали евроатлантическую линию Драги в вопросе защиты украинского народа от агрессивной России. «В случае победы, если россияне и должны бояться кого-то, то это нас. Сейчас национальный интерес — это быть рядом с нашими партнерами, чтобы противодействовать российскому вторжению», — заявил сенатор от партии «Братья Италии» Адольфо Урсо. Впрочем, политическое прошлое Мелони как постфашистки и евроскептика, ее антииммигрантская риторика, ее симпатии к венгерскому президенту-русофилу Виктору Орбану формируют клубок разногласий, из-за которых обозреватели с предосторожностью оценивают кандидатуру Мелони на должность итальянского премьера.

И этого могут не допустить ее партнеры по коалиции, хотя все будет зависеть от количества голосов, которые наберет каждая партия избирательной коалиции. Стало очевидно, что на премьерство целится снова он — отец итальянского филопутинизма Сильвио Берлускони. Почти 86-летний скандально известный политик и медиамагнат активно вступил в свою девятую избирательную кампанию и, похоже, решительно настроен взять реванш. Из-за коварной роли в устранении Драги отдельные эксперты теперь говорят о нем, что он «правительства отправляет в отставки чаще, чем меняет своих любовниц». Не надо большой фантазии, чтобы представить реакцию Кремля, если события будут развиваться по такому правому сценарию.

Участников гонок может ожидать и неприятный сюрприз, предполагают социологи. Возмущенные искусственно устроенным кризисом в критически тяжелый для страны период, да еще и в разгар сезона отпусков, итальянцы могут проявить низкую активность 25 сентября. За последние десятилетия — это первая летняя избирательная кампания в стране, потому что традиционно выборы проходят весной. Есть надежда, что, находясь в горных походах или на морских пляжах, итальянцы меньше будут смотреть телевизор — самый популярный здесь источник информации. Поэтому, возможно, будет минимизировано влияние кремлевской пропаганды через ТВ-каналы. К тому же ведущие политические ток-шоу вернутся на экраны во второй половине сентября — под занавес избирательной кампании.