Год полномасштабного военного вторжения России в Украину подходит к концу. Хотя война еще далека от окончания, Россия, по мнению многих украинских и западных аналитиков, уже ее проиграла, если учесть сомнительные достижения и колоссальные потери, которые уже превышают предполагаемые выгоды от гипотетической «победы» в фантазиях кремлевских идеологов.
Независимо от результатов нынешнего противостояния, по мнению одних, оно приведет к консолидации нынешнего режима в России, по мнению же других — к его смене. Самые радикальные обозреватели, в том числе официальные лица, считают, что война, кроме смены режима, вызовет распад России, и этот процесс неотвратим. Так должен завершиться следующий этап дезинтеграции Российской империи, который начался после Октябрьского переворота 1917 года и продолжился с распадом СССР (1991).
В разговорах о мире Украина исходит из принципа незыблемости границ по состоянию на 1991 год. Этот тезис в своих публичных выступлениях регулярно озвучивает президент Украины Владимир Зеленский. Более того, он подчеркивает, как в выступлении перед Конгрессом США, что будущее России — это дело самих россиян, которые к нему могут прийти прежде всего через смену режима, а не смену строя.
А Российская Федерация продолжает последовательную политику, направленную на смену границ территории Украины. Так, в конце сентября 2022-го, после проведения псевдореферендумов на оккупированных территориях, Россия объявила о присоединении Запорожской, Херсонской, Донецкой и Луганской областей. Соответствующие поправки были внесены в конституцию РФ. Позже само включение «новых территорий» Путин назвал среди основных достижений так называемой специальной военной операции.
В ответ Украина, воспользовавшись промахами российской дипломатии, в начале октября признала Северные территории Японии (Южные Курилы) оккупированными Российской Федерацией. В том же месяце Верховная Рада также признала Чеченскую Республику Ичкерия временно оккупированной Российской Федерацией.
Кроме того, в ноябре и декабре 2022 года в Верховной Раде зарегистрировали несколько проектов постановлений, согласно которым предлагается признать «национальные» субъекты Российской Федерации — Республику Татарстан и Республику Башкортостан — независимыми и суверенными государствами и установить с ними дипломатические отношения. Сейчас документы находятся на стадии рассмотрения в комитете. Если депутаты все же их примут, а президент поддержит своим указом, это существенно изменит национальные принципы ведения внешней политики. Украина в ответ на агрессивные действия северо-восточного соседа возьмет курс на непризнание РФ в ее границах по состоянию на 1991 год.
За неимением альтернативы политика признания независимости национальных регионов Российской Федерации представляется весьма перспективной. Поскольку РФ не признает Украину как независимое государство, провозглашает части ее суверенной территории своими, то и Украина может не признавать суверенитет РФ над частью ее территорий. Порабощенные народы могут стать свободными, и это подтверждается историческими фактами на территориях бывшей Российской империи.
Так, в частности во времена позднего СССР, декларацию о государственном суверенитете приняли не только абсолютное большинство союзных республик, но и ряд субъектов в статусе автономных республик либо автономных областей в составе тогдашней Российской Советской Федеративной Союзной Республики на основе Закона СССР от 25 апреля 1990 года «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации». Во время событий, известных как парад суверенитетов (1990–1991), типовые декларации приняло большинство нынешних субъектов РФ в статусе республики как уже упомянутые Республика Татарстан и Республика Башкортостан. Также стоит учесть, что на момент принятия этих документов действовала Конституция СССР, формально разрешавшая республикам выходить из Союза. В 1991 году планировалось создать «обновленный» СССР как «федерацию суверенных республик», куда национальные автономии в составе РСФСР стремились войти «непосредственно», состоялся даже так называемый горбачевский референдум. Однако реализовать эти планы не удалось, поскольку через несколько месяцев после августовского путча Советский Союз окончательно прекратил свое существование.
Хотя формально после распада СССР и создания РФ декларации, принятые национальными республиками, сейчас пребывающими в составе Российской Федерации, утратили силу, они являются историческим и правовым прецедентом. К ним следует обращаться во время рассмотрения будущего России и освобождения порабощенных Москвой народов. Тем более что в дальнейшем они легли в основу разработки местных конституций, в текстах которых упоминалось о суверенитете республик (со временем эти упоминания убрали), и подписании федеративных договоров.
Постепенное признание независимости упомянутых республик (то есть права народов России на самоопределение) может со временем стимулировать восстановление освободительного движения в России и, как следствие, ее дезинтеграцию. Для этого Украине стоит способствовать созданию и деятельности правительств в изгнании, которые будут формироваться из представителей национально-освободительных движений соответствующих республик. При благоприятных обстоятельствах мировое сообщество может признать их легитимными представителями своих народов, а сами они могут получить реальную власть на местах. На этот момент самой известной организацией, стремящейся представлять интересы «порабощенных Москвой народов», является Лига свободных наций. Она появилась летом 2022 года и состоит из политических эмигрантов — представителей башкирского, бурятского, татарского, эрзянского и других национальных движений.
Деятельность этих национально-освободительных движений требует внимания со стороны Украины по ряду причин. Во-первых, это возможность для Украины продвигать свои нарративы, коммуницировать украинский взгляд на исторические события и современную политическую ситуацию. В этом смысле показателен пример недавнего признания эрзянским национальным движением Голодомора 1932–1933 годов актом геноцида. Аналогичное решение приняло и правительство частично признанной Ичкерии. Во-вторых, хотя сейчас их представители не имеют реальной власти на местах, но в будущем они могут вернуться на родину и продолжить создание государства. В-третьих, эти движения могут быть площадкой, которая в дальнейшем может стать ресурсом для формирования национальных элит порабощенных Россией народов. Украине и ее партнерам следует разными способами поддерживать национально-освободительные движения России, предоставлять им надлежащую финансовую, безопасностную (из-за риска возможного физического уничтожения) и институциональную поддержку для обеспечения их деятельности в изгнании.
Таким образом, создание правительств национальных республик нынешней России в изгнании может стать первым шагом к признанию Украиной этих республик и установлению дипломатических отношений. Сначала они могут существовать в форме государства без территории, или детерриториального государства, поскольку у них был опыт государственности в прошлом. Украина может гибридно взаимодействовать с этими образованиями, а не с временной оккупационной властью на местах, то есть, например не с правительством Чеченской Республики Рамзана Кадырова, а с правительством в изгнании Чеченской Республики Ичкерия во главе с Ахмедом Закаевым.
Экономической основой существования этих образований может быть создание цифровых площадок, криптобирж, через которые например, будут предоставляться услуги, в том числе финансовые, этим непризнанным правительствам, которые будут представлять интересы временно оккупированных РФ территорий. Доходы от их деятельности будут идти на развитие этих правительств, в частности и на финансирование партизанского движения.
Например, в современных реалиях можно воспользоваться опытом Республики Палау, небольшого островного государства в западной части Тихого океана. В 2022 году она стала первой страной мира, внедрившей программу цифрового проживания (digital residency program) под названием Root Name System и удостоверение личности на основе блокчейна. По аналогии, чтобы стать гражданином новообразовавшихся государств либо зарегистрировать и вести бизнес, не обязательно физически находиться на «оккупированной» территории. Вся необходимая виртуальная инфраструктура может быть развернута вне границ РФ. Такие государства также могут провозгласить себя зоной свободной торговли, без таможенных сборов и, например без ограничений в отношении игорного бизнеса.
Таким образом, возможное постепенное признание независимости национальных республик Российской Федерации на основе исторических и правовых прецедентов представляется весьма перспективным. Оно будет способствовать не только внутреннему ослаблению государства-агрессора, но и возникновению новых дружественно настроенных к Украине национальных государств. Для того чтобы признание независимости национальных республик России не стало символическим, необходимо всесторонне поддерживать соответствующие национальные движения. На их основе могут быть сформированы правительства в изгнании (по примеру Чеченской Республики Ичкерия), а с ними — установлены дипломатические отношения. Это может стимулировать другие государства — члены ООН к подобным шагам, что приведет к дальнейшей дипломатической изоляции РФ на мировой арене.