Есть три вещи, которые нужно понимать об Илоне Маске и его подыгрывании Путину.
Во-первых, если перед человеком преклонился весь мир, ему рано или поздно захочется поиграть в Бога. Собственно, именно это произошло и с самим Путиным, когда он отдал приказ бомбить Украину. На определенном этапе он почувствовал себя почти Богом или даже выше — тем, кто стоит над добром и злом. Сильные мира сего падки на гордыню, — ничего с этим не поделаешь. В конце концов, Дьявол тоже так начинал.
Во-вторых, гордыня Маска умножилась на второй фактор: Илон — человек с синдромом Аспергера. В случае с ним это означает, что гиперразвитый интеллект накладывается на периодическое отсутствие эмпатии. Война в Украине для него — механизм, который дал сбой и который отремонтировать сложно, но можно, если за это берется «почти Бог». Синдром Аспергера — не грех. Миллионы хороших умных успешных людей живут с этим. Но это фактор. И в данном случае его не стоит игнорировать. Маск может абсолютно искренне не понимать и не чувствовать, почему предложенный им «механизм» был воспринят в Украине не как «Тесла», а как российский танк. Неуклюжий, зловонный и смертельно устаревший.
В-третьих, не стоит исключать, что Россия нашла способ использовать его в качестве рупора. Она умело эксплуатирует чужие слабости. Опыт работы с тщеславными миллиардерами у нее точно есть. Тем более, Маск неоднократно посылал России соответствующие если не сигналы, то флюиды. Новый рупор России ой как нужен. Ее заткнули в социальных медиа, она утратила кредит доверия миллионов на Западе. Она стала для мира бешеным псом, которого еще вчера можно было почесать за ушком, а сегодня — страшно подойти и противно ощущать его смрадное дыхание.
Ну вот, нашелся один, кто не побрезговал: почесал за ушком бешеного пса. Один из самых влиятельных людей мира стал по сути парламентером Путина. Именно тот, кто дал согласие на оперативную поставку нам старлинков. Именно тот, кто открыл PayPal для украинцев. Именно тот, кого украинцы, в противовес московскому мракобесию, видели воплощением будущего.
Да, это неприятно. Это немного ослабляет наш железобетонный кейс в глазах мира. Люди, которые на нашей стороне, могут начать ослабевать духом. Люди, считающие, что «правда где-то посередине» (а это целые регионы африканского, азиатского и латиноамериканского мира), получили вдохновителя. Это, кстати, потенциально самое неприятное. Поскольку в третьей группе, поддерживающей Путина и Россию, находятся только фрики и россияне. Что по нынешним временам, в принципе, почти одно и то же.
Осознанно или нет, Маск попытался сделать вопрос, являющийся исключительной прерогативой Украины, предметом глобального референдума. Референдума, на котором Африка, Азия, Россия и примкнувшие к ним крайние левые и правые на Западе попытаются задавить нас и наших партнеров массой. Ну что ж, безразличие или непонимание всегда были более массовыми, нежели эмпатия и осведомленность. Но твиттер-голосование — это пока, слава Богу, не международное право и не решение мирового сообщества.
Маск не твитнул ничего нового. Об этом с начала войны думали, а зачастую и думают многие люди, в том числе мировые лидеры, которые, с одной стороны, не верили в Украину, а с другой — имеют остатки благоговения перед Россией и ее царем. Но с начала войны прошло 222 дня. Украинская армия гоняет Россию и ее царя повсюду — мы знаем, какими тряпками. Его трон шатается. Его пропагандисты глотают успокоительное. А главное — в политическом мире существует консенсус, что мир не может быть достигнут или навязан вопреки воле Украины. И то обстоятельство, что 87% украинцев выступают против мира за счет территориальных уступок, весит больше, чем все эскапады всех богачей мира вместе взятых.
Маск не делает политической погоды. Как и Байден. Как и любой другой западный политик. Сегодня ее делает украинский солдат. В вопросах этой войны Украина — в кресле водителя, а остальной мир — в пассажирском. И если мы скажем, что будем воевать до победы, то остальной мир, хоть и сдержанно, но поддержит нас — и словом, и деньгами, и оружием. Если же скажем, что готовы скормить бешеному псу очередную порцию Украины, остальной мир с облегчением сэкономит на первом, на втором и на третьем.
Особенность гордыни в том, что это один из самых идиотских грехов, поскольку за него следует самое быстрое наказание. Бешеный пес — это бешеный пес. И если кто-нибудь вдруг об этом забудет, то пес сам напомнит. Те, кто нас поддерживает, это знают. Их сотни миллионов по всему миру. Это люди с совестью и искренним сердцем. Умные и не продажные. Мужество украинского сопротивления пробудило многих из них от нравственной спячки. Никакие твиты Маска не заставят их отвернуться после того, как мир увидел замученный Мариуполь и окровавленную Бучу.
Гордыня — еще и худший советчик. Об этом знает Путин, который уже проклял тот день, когда пошел на нас войной. Придет время, и Маск тоже это поймет — когда Украина победит, вопреки его плану. Если его «мирный план» — это спецоперация, то с ней Россия очень, очень сильно опоздала. А если это его личная глупость, то сине-желтый торт уже летит ему в лицо.
Никто не остановит наше продвижение вперед. Никто, кроме нас самих. Агрессия России была прямой пощечиной, унижением, травмой для политиков Запада и миллионов их избирателей. Да, у людей бывает короткая память, а на смену этим политикам придут другие, для которых нынешняя травма будет лишь просчетом предшественников. Но на это понадобится два-три года. К тому моменту судьба войны будет решена. Путин может играть с эго Илона Маска, но у него нет ни времени, ни ресурса играть с эго западных политиков, как он играл в течение двух десятилетий. Путинская репутация уничтожена. Ожидай киргизского президента! — теперь твое место там. Царь оказался голым, плюгавым и замаранным кровью. И даже его вероятная попытка заморозить зимой Запад лишь углубит пропасть между ним и миром.
Да, Маск открыл для России окно возможностей, но оно не настолько широкое, чтобы в него полноценно протиснулся жирный пингвин российской пропаганды. Да, в рукаве у Путина еще осталось ядерное оружие, но и оно не остановит украинского солдата — только разозлит его. Россия — где-то быстрее, а где-то медленнее — сыпется. Даже мобилизация Маска с его стомиллионным аккаунтом в Твиттере не спасет от бесславного конца ни Путина, ни то фашистское болото, в которое превратился российский народ. Ну, а превращение Маска из покорителя миров в путинского парламентера будет не более чем бесславным курьезом в его, кроме этого, невероятной биографии. Иллюстрацией того, какими тупыми бывают иногда умные люди.
Больше статей Александра Щербы читайте по ссылке.