UA / RU
Поддержать ZN.ua

Черногория: в шаге от членства в НАТО

Безусловно, Черногория имеет много внутренних проблем, которые могут стать препятствием на пути к членству в Североатлантическом альянсе. Прежде всего, как отмечает Й.Столтенберг, в стране необходимо усилить верховенство права и работать над повышением поддержки альянса со стороны общественности. Конечно же, серьезная проблема для страны - коррупция. Но главным препятствием для Подгорицы может стать пресловутый российский фактор.

Автор: Владимир Ким

Черногория имеет неплохой шанс уже в следующем году стать членом НАТО.

Судя по заявлениям британского премьер-министра Дэвида Кэмерона, генсека альянса Йенса Столтенберга и прочих европейских политиков, в этой военно-политической организации демократических стран существует достаточно сильное лобби, заинтересованное в том, чтобы Подгорица получила приглашение в конце 2015-го. Официально оформить свое членство эта балканская страна должна на Варшавском саммите НАТО, запланированном на 8–9 июля 2016 г. Ранее предполагалось, что приглашение будет озвучено в Варшаве.

"Возможно, что до конца текущего года Черногория получит приглашение вступить в организацию. Наша дипломатия будет поднимать эту тему", - заявил чешский премьер-министр Богуслав Соботка. Однако окончательное решение по Черногории еще не принято. Помимо сторонников этого плана, хватает и противников. Как и в 2008-м многое будет зависеть от позиции Вашингтона и Берлина.

Черногория, небольшая балканская страна с населением в 620 тыс. чел., вышла из Государственного Союза с Сербией в 2006 г. И практически сразу же ее политики заявили о курсе европейской и евроатлантической интеграции. Пять лет назад Черногория получила официальный статус страны-кандидата в члены Евросоюза. В 2008-м она начала Интенсифицированный диалог с альянсом, а в 2009-м союзники приняли решение предоставить Подгорице План действий относительно членства в НАТО (ПДЧ).

Премьер-министр этой балканской страны Мило Джуканович не раз заявлял, что главный приоритет Черногории - скорейшее вступление в НАТО и ЕС. Поэтому Подгорица, несмотря на декларируемые "братские отношения двух славянских православных народов", присоединилась к санкциям ЕС и США против России. (Напомним, что Сербия отказалась это сделать). Президент Филипп Вуянович пояснил: Черногория согласилась с решением Совета Евросоюза в отношении России, так как считает, что ей, как стране-кандидату, необходимо разделять внешнюю политику Европейского Союза и Североатлантического альянса.

Политика черногорских властей вызывает критику со стороны тех, кого в этой стране называют "оркестром Владимира Путина" - партии Новой сербской демократии, Социалистической народной партии, Черногорской митрополии Сербской православной церкви, Движения за нейтралитет Черногории и ряда неправительственных организаций. Например, лидер оппозиционной Социалистической народной партии Срджан Милич, поддерживающий интеграцию страны в ЕС, обвиняет премьер-министра М.Дукановича в изменении приоритетов внешней политики, которые ранее были направлены на поиск баланса между Россией и Западом.

Сегодня власти Черногории ведут активную PR-кампанию. Еще недавно число сторонников вступления страны в Североатлантический альянс среди черногорцев составляло около 38%. Последние социологические опросы, проведенные двумя влиятельными балканскими агентствами IPSOS-Strategic Marketing и Damar, говорят об эффективности разъяснительной работы. В соответствии с данными одного агентства, за вступление в НАТО проголосовали бы 47% опрошенных, против - 43%. Данные другого: за - 44%, против - 40%. А на вопрос, станет ли Черногория членом альянса, утвердительно ответили 64% и 66% соответственно.

Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон не так давно заявил, что "существуют весомые причины, чтобы Черногория стала членом альянса". С данным утверждением согласны эксперты: вхождение этой страны в военно-политический клуб демократических стран укрепит безопасность на Балканах. И это хорошо понимают в самих государствах балканского региона. Не случайно глава правительства Болгарии Бойко Борисов заявил, что "мир на Балканы придет тогда, когда все страны региона будут в ЕС и НАТО".

В свою очередь, и М.Джуканович уверен, что членство его страны в организации "будет способствовать созданию зоны стабильности" на Балканском полуострове. "Черногория - это недостающее звено, адриатическое и средиземноморское, в цепи НАТО. Думаю, важно не то, насколько большое это звено, а то, насколько оно прочное. Мы убеждены, что приглашение и последующее вступление Черногории в НАТО лишь усилит доверие к альянсу", - считает черногорский премьер-министр.

Но для Подгорицы членство в НАТО - это не только вопрос безопасности страны и региона. Это также и вопрос политических преобразований в государстве, проведения необходимых экономических реформ. Ведь инвесторы рассматривают членство страны в альянсе как дополнительный фактор ее стабильности. Наконец, членство в альянсе для Черногории - это предпосылка вступления в ЕС, как это было и для стран Центральной и Восточной Европы и Балканского полуострова.

Напомним, что Словения и Хорватия уже являются членами альянса. Над ПДЧ работают не только Черногория, но и Македония (с 1999-го), а также Босния и Герцеговина (с 2010-го). Напомним, что приглашение Македонии в 2008 г. было заблокировано Грецией из-за давнего спора о названии этого балканского государства, совпадающего с названием греческой провинции. Вступление Боснии и Герцеговины тормозится из-за внутриполитической ситуации этой федерации.

Лишь одна Сербия официально не заявляла о намерении присоединиться к НАТО. Еще в 2006 г. тогдашний министр иностранных дел Сербии Вук Драшкович заметил в интервью "Зеркалу недели", что "наши соседи греки - в НАТО, Македония идет в НАТО, Болгария, Венгрия - уже там, Хорватия и Албания скоро присоединятся к альянсу. Так что, мы должны быть островом в море НАТО? Не существует рациональных причин, по которым мы могли быть против членства в НАТО".

Однако спустя девять лет в сербском обществе все также доминируют антинатовские настроения. Как свидетельствует социологический опрос, обнародованный в начале июля в газете Politika, против присоединения к альянсу высказались 73% опрошенных сербов. За стратегическое сближение с ЕС выступили 44%, в то время как против вступления Сербии в Евросоюз - 37%.

Безусловно, Черногория имеет много внутренних проблем, которые могут стать препятствием на пути к членству в Североатлантическом альянсе. Прежде всего, как отмечает Й.Столтенберг, в стране необходимо усилить верховенство права и работать над повышением поддержки альянса со стороны общественности. Конечно же, серьезная проблема для страны - коррупция. Но главным препятствием для Подгорицы может стать пресловутый российский фактор.

Во многих столицах боятся вызвать раздражение Москвы приглашением Черногории в НАТО и ищут поводы, чтобы отказать этой балканской стране. Политиков пугает непредсказуемая реакция Кремля: российское руководство продолжает рассматривать расширение альянса как угрозу безопасности России. И хотя угрозы Москвы идут преимущественно в адрес стран "ближнего зарубежья", Владимир Путин пытается укрепить влияние РФ также и на Балканах и не допустить появления там новых членов военно-политической организации.

Российская дипломатия уже заявила, что расширение НАТО за счет Черногории негативно скажется на европейской безопасности, а также на отношениях России с этой страной. "Это однозначно негативный шаг и для европейской безопасности, и для наших отношений с Черногорией. Поскольку очевидно, что страна, с которой нас связывают близкие исторические связи, духовная общность, человеческие отношения, прежде всего речь идет о взаимно переплетенной истории, вступает в организацию, недружественную в отношении России", - заявил не так давно постпред РФ при НАТО Александр Грушко.

Пытаясь успокоить Москву, черногорские политики обращаются к аргументам, которые в свое время использовали и в Киеве. М.Джуканович, например, говорит, что "у Черногории вековая традиция дружественных отношений с Россией… Очевидно, что у России имеются собственные интересы, но и у маленьких стран, таких как Черногория, есть свои интересы. В качестве стратегических направлений нашей политики мы выбрали вступление в НАТО и ЕС. Естественно, не против кого-то, а для нас самих. Мы сделали ставку на ценности, на которых основываются НАТО и ЕС".

Из стран, которые осторожно подходят к вопросу приглашения Черногории в Североатлантический альянс в конце года, следует назвать, прежде всего, Германию и Францию. Так, после возвращения с переговоров в Минске, французский президент Франсуа Олланд встретился с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом. После чего сказал журналистам, что "позицией Франции на данный момент является отказ от любого нового состава". Скептически к идее принятия Черногории в альянс относятся также Италия и Нидерланды.

Но как отмечают эксперты, "французское "нет" - это мягкое "нет". Определяющим в вопросе о будущем членстве Черногории будет мнение Вашингтона и Берлина.

В Киеве, например, хорошо помнят, как жесткая позиция канцлера Германии Ангелы Меркель перечеркнула украинские надежды на получение нашей страной ПДЧ на Бухарестском саммите в 2008 г. В результате Украина до сих пор ведет с Североатлантическим альянсом Интенсифицированный диалог. Опять-таки можно вспомнить и историю с принятием в НАТО Румынии, ставшей членом альянса во многом благодаря позиции Парижа.

Кроме того, как отмечает The Wall Street Journal, среди стран - членов альянса существуют опасения, дескать, отсрочка с Черногорией будет сигналом для Кремля, что у России появилось право вето в НАТО. Сегодня представители альянса постоянно акцентируют внимание на том, что все его члены по-прежнему привержены политике "открытых дверей". Министр иностранных дел Румынии Богдан Ауреску заявил, что "мы должны поддерживать политику открытых дверей. Если мы не примем решение о расширении, мы потеряем доверие".

Дискуссия о будущем Черногории продолжается. И за оставшееся время Подгорица попытается вместе со сторонниками склонить чашу весов в свою пользу.