UA / RU
Поддержать ZN.ua

Британия пересмотрит "права человека"

Тереза Мэй поклялась сделать все для того, чтобы ЕКПЧ не мешала Британии очистить общество от террористов. И чтобы права человека в Британии обеспечивали не страсбургские, а британские суды.

Автор: Юлия Загоруйко

Консервативная партия Британии, накопив трехлетний опыт пребывания у власти, решила приступить к выполнению самых болезненных своих обещаний. Открывая 30 сентября в Манчестере партийную конференцию, лидер консерваторов премьер-министр Дэвид Кэмерон заявил, что у правительства должны быть инструменты для выдворения из страны нелегальных мигрантов и преступников. Ради этой цели Великобритания даже может выйти из Европейской конвенции по правам человека. Однако ужесточение правил иммиграции и депортации возможно лишь в случае победы консерваторов на выборах 2015 г.

Суть новаций от консерваторов разъяснила министр внутренних дел Тереза Мэй. По ее версии, существующий в Британии закон - Акт о правах человека - необходимо отменить. Именно этот Акт, принятый в 1998 г., обеспечивает на территории Королевства соблюдение норм Европейской конвенции "О защите прав человека и основных свобод".

Как считают британские правоохранители, этот закон стал существенным подспорьем для подозреваемых в экстремизме или уличенных в подготовке терактов, поскольку препятствует их депортации из страны на основании соблюдения прав человека. Посему министр Мэй, а вслед за ней и премьер Кэмерон считают возможным выход Британии из Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ). А за время, оставшееся до парламентских выборов 2015 г., собираются создать новый программный документ - Билль о правах человека, который будет включен в предвыборный манифест консервативной партии.

Новации Терезы Мэй по реформированию политики миграции вызвали нешуточные разногласия в правящей коалиции, состоящей из консерваторов и либеральных демократов. Последние категорически не согласны с позицией Мэй и намерены защищать неприкосновенность Акта о правах человека. А министр энергетики от либдемов Крис Хьюн даже заявил, что посягательство консерваторов на данный закон может привести к развалу коалиции. Что касается оппозиционеров из Лейбористской партии, то они видят проблему не в Европейской конвенции, а в плачевном состоянии британских служб пограничного контроля, уровень которых упал из-за политики сокращения расходов, проводимой правительством Кэмерона.

Не стоит забывать еще один фактор, постоянно стимулирующий консерваторов в ужесточении иммиграционной политики. Партия независимости Соединенного Королевства (UKIP), используя лозунги против Евросоюза и против иммигрантов, стремительно набирает голоса поддержки. Способствуют ее популярности события последнего десятилетия - теракт в Лондонском метро 7 июля 2005 г., беспорядки в Англии в августе 2011-го, убийство в Лондоне средь бела дня военнослужащего двумя темнокожими исламистами в мае 2013-го. И, кроме того, растущая нагрузка на государственное здравоохранение и социальную систему за счет иммигрантов. Все это ставит перед британским обществом вопрос: что важнее - защита прав человека или безопасность?

Тереза Мэй, министр внутренних дел в нынешнем правительстве Тори, определенно выступает в роли "ястреба". И не потому, что эту роль ей предопределила родная партия. Ее личные жесткие политические взгляды были известны давно. Возглавив МВД в 2010 г., она молча стерпела первые нападки желтой прессы по поводу ее пристрастия к дизайнерской одежде и вскоре дала журналистам повод обсуждать не модные, а политические ее пристрастия. А обещала она ни много ни мало - навести порядок в стране. Тогда же газета Guardian резюмировала: "Она не будет ничьей пешкой".

Раздел под условным названием "Мэй и мигранты" имеет свою историю. Получивший анекдотическую окраску казус с кошкой произошел в 2011 г. Тогда министр МВД заявила, что ст. 8 - о праве на семейную жизнь - используют ежегодно более 100 нелегальных иммигрантов и преступников, дабы избежать депортации из Британии. А в качестве примера привела случай студента из Боливии, выигравшего в 2008 г. апелляционный суд и избежавшего депортации, потому что судья сочла весомым доказательством его подлинных отношений с партнершей-британкой... совместную покупку кошки под именем Майя.

В марте 2013-го Тереза Мэй впервые публично выступила против Конвенции по правам человека, заявив, что Евросоюз таким образом "связывает руки британскому правительству в борьбе с преступностью и контроле за миграцией". Но масла в огонь, несомненно, подлил процесс против радикального исламского проповедника Абу Катады, который министр МВД проиграла в апелляционном суде. Десять лет Британия не могла экстрадировать исламиста в Иорданию, поскольку Страсбургский суд считал, что Хашимитское королевство - страна с сомнительной репутацией в сфере соблюдения прав человека. Все годы тяжбы проповедник жил и судился на деньги британских налогоплательщиков, общая сумма которых достигла почти 2 млн фунтов. Говорят, Тереза Мэй поклялась сделать все для того, чтобы ЕКПЧ не мешала Британии очистить общество от террористов. И чтобы права человека в Британии обеспечивали не страсбургские, а британские суды. Наконец, в июле 2013 г. Катада был экстрадирован.

Посему в новом законе вместо 17 причин для подачи апелляции на депортацию останется только четыре. А количество слушаний по апелляциям, проводимых ежегодно до
70 тыс., должно сократится вдвое. Кроме того, осужденные, подавшие апелляцию, не будут больше годами дожидаться решения суда на территории Британии. И только выигравшим апелляцию будет разрешено вернуться.

Накануне партконференции Тереза Мэй дала интервью еженедельнику Sunday Telegraph, где напрямую заявила, что принятый лейбористами Акт о правах человека препятствует борьбе с терроризмом. По словам министра, "по улицам британских городов беспрепятственно разгуливают сегодня 11 человек, ранее осужденных за терроризм". Далее газета приводит чрезвычайно красноречивую историю некоего уроженца Эритреи, причастного в 2005 г. к группе террористов, взорвавших лондонское метро. Из девяти лет тюрьмы он отсидел шесть и был выпущен "за примерное поведение". Согласно закону, его должны были лишить британского гражданства и депортировать в Эритрею. Но вот незадача: он подал апелляцию, в которой написал, что "переезд в Эритрею он воспримет болезненно". И вот уже два года, опираясь на Европейскую конвенцию о правах человека, запрещающую насилие над личностью, эритреец ведет борьбу против депортации на деньги британских налогоплательщиков.

В британских тюрьмах сегодня находятся сотни иностранных граждан, осужденных за причастность к противоправным и террористическим действиям. Но депортировать их из страны невозможно, поскольку все они направляют жалобы в Европейский суд по правам человека, апеллируя к Конвенции, охраняющей права человека даже относительно невозможности разлуки с семьей, проживающей в Британии.

Следует заметить, что правительство Кэмерона, применяя жесткие меры по сокращению иммиграции, уже добилось существенных результатов. Так, число рабочих виз сократилось на 7%, на треть убавилось количество "семейных" и ежегодных студенческих виз. (Кстати сказать, ведомство Терезы Мэй с особым пристрастием стало проверять студентов, поскольку считает, что многие из них, получая визу, приезжают вовсе не для учебы). Таким образом, общее число иммигрантов в Британию с 2010 г. снизилось на 20%.

Из Брюсселя официального ответа на намерения Лондона пока не последовало. Хотя понятно, какой будет тональность ответа. Ведь британский прецедент по отказу от исполнения норм Европейской конвенции может стать примером для других европейских стран и даст им право ставить национальные законы выше международных.

Правозащитники, тем временем, считают ЕКПЧ гарантией основных прав граждан Великобритании, где не существует письменной Конституции. Кроме того они задаются вопросом: действительно ли Британия сможет своими руками разрушить европейскую систему защиты краеугольного камня демократии - прав и свобод человека?