UA / RU
Поддержать ZN.ua

Большая коалиция для больших задач

Главным подводным камнем "большой коалиции" стала позиция одного из партнеров. Руководство СДПГ еще до выборов обещало своим членам, что в случае создания коалиции учтет мнение каждого. И хотя большинство рядовых социал-демократов говорит коалиции предварительное "да", никто, на самом деле, не знает, как проголосуют 475 тыс. членов партии.

Автор: Юлия Загоруйко

В Германии на прошлой неделе, 27 ноября, был представлен коалиционный договор трех партий: с одной стороны - блока консерваторов в составе Христианско-демократического союза Ангелы Меркель и баварского Христианско-социального союза (ХДС/ХСС), с другой - Социал-демократической партии Германии (СДПГ).

В договоре под названием "Работать на будущее Германии" изложена политическая программа на последующие четыре года, и на ее основании будет сформировано новое правительство страны. Правда, соглашение вступит в силу, если его поддержат рядовые члены СДПГ на внутрипартийном референдуме. "Мы - большая коалиция, которая будет решать большие задачи для Германии", - так представила коалиционный документ канцлер Ангела Меркель, и определила главные задачи будущего правительства - обеспечение солидной финансовой базы, сохранение благосостояния и гарантированная социальная защищенность.

Коалиция

Если "большая правящая коалиция" в составе блока ХДС/ХСС и СДПГ состоится, то в истории Германии она будет третьей по счету. Когда в 1966-м впервые возникла идея "черно-красной" (непримиримой) коалиции, мало кто в нее верил. Тем не менее, в результате сложных компромиссов такая коалиция была создана. Правда, для будущей репутации социал-демократов такой опыт ничего хорошего не принес. Поскольку первую "большую коалицию" возглавил человек со специфическим "шлейфом" - Курт Георг Кизингер, в юности служивший в ведомстве пропаганды Геббельса (собственно, и канцлером он был поставлен из-за его политической слабости и непритязательности).

Посему вторая "большая коалиция" (2005–2009 гг.) даже накануне создания была весьма маловероятной. Сам Герхард Шредер, бывший в то время канцлером от проигравших социал-демократов, вопрошал: "Неужели кто-то действительно верит, что руководители СДПГ согласятся работать в кабинете Ангелы Меркель?". Несмотря на идеологические расхождения, непримиримые в прошлом противники проработали вместе четыре года. А во времена финансового кризиса 2008 г. "черно-красный" кабинет Меркель называли даже правительством национального единства, поскольку министры смогли сплотиться и принять без проволочек нужный пакет мер по оживлению экономики. Но правда и то, что в результате на следующих выборах СДПГ потеряла треть своего электората и в 2009-м перешла в оппозицию.

Итоги парламентских выборов сентября 2013-го, на которых ни одна из партий не набрала убедительного большинства, не вызывали сомнений в создании коалиции. Хотя блок ХДС/ХСС одержал победу, однако результат в 41,5% не дает возможности самостоятельно формировать правительство. А прежний партнер консерваторов по коалиции - Свободная демократическая партия (СвДП) не дотянула до 5%-го барьера и вообще не попала в бундестаг. Христианские демократы стали присматриваться к коллегам, кого именно выбрать в младшие партнеры по коалиции: СДПГ - с 25,7% или Зеленых - с 8,4%. О Левых, четвертой партии, прошедшей в парламент с 8,6%, речь вообще не шла, ибо преемницу партии Хонеккера не хотели видеть в партнерах даже социал-демократы. Что касается партии Зеленых, то их постмодернистские выступления и экологические притязания порядком "напрягают" консерваторов. Коалиция с СДПГ выглядела для блока христианских партий более приоритетной не только потому, что программные расхождения не были принципиально непреодолимы (сегодня большинство ведущих партий в европейских странах схожи в целях и задачах построения национальных экономик). Но еще и потому, что канцлер Меркель получает подавляющее большинство не только в бундестаге, но и в бундесрате - верхней палате парламента, которая состоит из представителей 16 федеральных земель, и в которой доминируют социал-демократы.

Условия

За "большую коалицию" в октябре высказались 66% немцев, поскольку считают, что Германии, да и всей Европе, необходимо дееспособное правительство. То, что канцлер Ангела Меркель способна справиться с "черно-красным" правительством, она уже доказала в первый свой срок. Тем более что в случае формирования "большой коалиции" правящие партии будут иметь 503 голоса. Критики же утверждают, что создание такой подавляющей коалиции несет угрозу демократическим принципам построения государства, поскольку оппозиция в данном случае получится совсем "карликовая" - Зеленым и партии Левых будет принадлежать всего 127 голосов (20%). Но чтобы выполнять контролирующие функции в парламенте, например, создавать следственные комиссии или созывать внеплановые заседания бундестага, оппозиции, согласно Конституции, необходимо 25% голосов. Потому в период переговоров между ХДС/ХСС и СДПГ лидер Левых Грегор Гизи обратился к президенту бундестага с требованием обеспечить соблюдение прав малочисленной оппозиции.

Главным подводным камнем "большой коалиции" стала позиция одного из партнеров. Руководство СДПГ еще до выборов обещало своим членам, что в случае создания коалиции учтет мнение каждого. И хотя большинство рядовых социал-демократов говорит коалиции предварительное "да", никто, на самом деле, не знает, как проголосуют 475 тыс. членов партии. Особенно учитывая память о коалиции 2005 г., обрушившей рейтинг партии. Как пишут немецкие СМИ, судьба 80-миллионной страны - в руках менее чем полумиллиона партийцев. Традиционно в партии социал-демократов скептично относятся к собственному руководству. Исключение составляет разве что легендарный Вилли Брандт. Нынешний председатель СДПГ Зигмар Габриэль считается первым за многие годы политиком, которого многотысячная партия готова признать своим лидером. Потому с его стороны было тактически верно заручиться поддержкой всей партии, чтобы в дальнейшем иметь рычаги дополнительного давления на партнеров по коалиции.

Тем не менее, решение о внутрипартийном референдуме несет угрозу не только для самой партии социал-демократов, руководство которой в случае неподписания должно уйти в отставку. Но и для страны это будет означать создание миноритарного правительства. Вот почему не названы имена предполагаемых кандидатов на министерские портфели. Известно только, что СДПГ получит шесть мест, ХДС - пять и ХСС - три.

Голосование в СДПГ будет проходить путем письменного опроса с 6 по 12 декабря. Результат должен быть готов к 14 декабря. На 17 декабря запланировано официальное избрание Ангелы Меркель канцлером Германии. Третий раз подряд. И в тот же день новое правительство Германии будет приведено к присяге. Ведь Меркель обещала соотечественникам новое правительство к Рождеству.

Соглашение

В течение семи недель 12 рабочих групп из 75 политиков за десять раундов переговоров выработали единую программу, по которой будет жить Германия ближайшие четыре года. Ценность договора в том, что, несмотря на многие компромиссы, в нем записаны и многие требования партий. Таким образом, каждая из участниц коалиции может выставлять перед своими избирателями свои достижения.

Главным и, казалось, непреодолимым пунктом было введение в стране гарантированной минимальной оплаты труда. Одно из ключевых условий СДПГ, на которое долго не соглашалась Меркель. Еще и потому, что в период обсуждения большого договора пять авторитетных экономистов страны, объединенных в "Совет старейшин", не рекомендовали канцлеру законодательно вводить фиксированную минимальную оплату труда, поскольку такой шаг, по словам экономистов, может наметить неверные пути дальнейшего развития. Однако ХДС вынуждена была согласиться с введением с 1 января 2015 г. минимальной оплаты труда - 8,5 евро в час, ибо социал-демократы категорически отказались пересматривать свое главное предвыборное обещание. Но двухлетний переходной период, до 2017 г., позволит работодателям заключать договоры и по более низким тарифным ставкам.

Кроме того, социал-демократы добились включения в договор еще нескольких своих предвыборных пунктов, в частности, в пенсионном вопросе. Сегодня пенсионный возраст в Германии - 67 лет. Но граждане, чей трудовой стаж составляет 45 лет, теперь могут выходить на полную пенсию уже в 63 года. Для рабочих неквалифицированного труда, больше всего страдающих от бедности в старости, установлена минимальная пенсия в 850 евро в месяц при условии, что они не менее 30 лет делали взносы в систему государственного пенсионного страхования. В свою очередь, блок консерваторов внес в социальный раздел программы пункт о справедливости поколений, когда в общий трудовой стаж заносится декретный отпуск не только матерям, родившим после 1992 г., но и тем, чьи дети родились до 1992-го. Кроме того, для детей мигрантов, родившихся в Германии, предусмотрено сохранение двойного гражданства.

Партия Меркель выполнила также свое предвыборное обещание и добилась от партнеров по коалиции отказа от повышения налогов. Зато с 2014 г. в Германии будет введена дорожная пошлина для иностранных легковых автомобилей за пользование немецкими автобанами. Это было принципиальное требование лидера баварского Христианско-социального союза Хорста Зеехофера, пригрозившего, в случае отказа от данного пункта, выходом из коалиции. Между партиями достигнут также компромисс по "энергетическому повороту", что означает интенсивное развитие альтернативной энергетики.

Но самое важное общее решение партий - воздержаться от увеличения государственного долга Германии, что выполнимо, если не возникнет турбулентности на финансовых рынках и сохранятся налоговые поступления в казну. А к 2015 г. "черно-красные" намерены свести полностью сбалансированный бюджет. В коалиционной программе также предусмотрены капиталовложения в образование, строительство и дороги. Всего повышение государственных расходов на последующие четыре года составит 23 млрд евро. Германия, исходя из нынешних прогнозов на будущее, может себе это позволить: рост немецкой экономики в 2014 г. составит 1,6%, что на 0,4% выше, чем в 2013 г.