UA / RU
Поддержать ZN.ua

Байден «падает», сочувствие растет: что происходит после ухода США из Афганистана

Сострадание к афганским беженцем становится объединяющим фактором для американцев

Автор: Анна Бродски-Кроткина

Агентство ООН по делам беженцев предупредило, что после вывода из Афганистана американских войск и захвата страны «Талибаном», до полумиллиона афганцев могут покинуть страну к концу года. Только за последние две недели, несмотря на очевидный хаос вокруг аэропорта в Кабуле, американские военные эвакуировали 123 тысячи человек.

Войска США провели в Афганистане двадцать лет. За это время в стране, по заявлениям ЮНИСЕФ, было построено немало школ, множество мальчиков и девочек получили образование. В стране вырос уровень грамотности, улучшилось качество здравоохранения, в городах у людей выросли доходы. Но построить в Афганистане демократическое общество с равенством всех граждан, верховенством права и дееспособной армией не удалось. Никто панически не бежит из стран демократического правления, а вот от теократии и автократии люди бегут, как от чумы.

Присутствие США в Афганистане было во всех смыслах дорогостоящим.

По оценкам исследователей, война в Афганистане унесла жизни более 171 тысячи человек. Более 20 700 военнослужащих США были ранены и 2461 человека убиты. Кроме того, военные действия в Афганистане стоили более 2 трлн долл., что составляет около 300 млн долл. в день в течение двадцати лет. «После 20 лет войны в Афганистане, — сказал Байден, — я отказался послать еще одно поколение американских сыновей и дочерей на войну, которая должна была закончиться давным-давно». Президент США твердо заявил, что «эпоха крупных военных операций по переделке других стран» закончена.

Sgt. 1st Class Corey Vandiver/The U.S. Army/flickr

Большинство американцев, согласно опросам, с Байденом солидарны — из Афганистана пора было уйти. Но видеокадры оттуда — паника людей, бегущих от расправы «Талибана», цепляющихся за шасси самолета и рыдающих в аэропорту Кабула, и то, что тысячи людей, чьи жизни при новой власти оказались в опасности, застряли в Афганистане, произвели удручающее впечатление на очень многих граждан США.

Рейтинг одобрения работы Байдена упал с июльских 58 до 50% в последние недели. При этом только 47% заявили, что одобряют то, как Байден справляется с выводом войск, тогда как 63% сообщили, что поддерживают сам вывод.

А вот сострадание к беженцам и желание им помочь возросло. Согласно опросу CBS News (YouGov, 81% из 2142 опрошенных американцев заявили, что США должны «помочь афганцам приехать в США», и только 19% сказали, что приглашать беженцев из этой страны не надо. В опросе, где конкретно говорилось об афганцах, работавших переводчиками, помощниками в разведке или водителями в американской армии, 90% демократов, 79% независимых избирателей и 76% республиканцев поддержали эвакуацию этих людей в США.

Тысячи афганцев, подавших прошение на получение визы в США, по-прежнему находятся в Афганистане. Говоря об этих людях, 59% респондентов заявили, что США делают недостаточно, чтобы помочь им; 27% сочли помощь достаточной, и только 14% заявили, что США делают «слишком много» для тех, кто еще не выехал из Афганистана.

В сочувствии к афганским беженцам американцы проявили редкое для страны единство. Политики обеих партий призвали принять афганских иммигрантов. Группа демократов Конгресса предложила «расширить и ускорить выдачу виз». Десятки конгрессменов-республиканцев, чья партия под руководством Дональда Трампа еще недавно проводила жесткую антииммиграционную политику и особенно отрицательно относилась к иммигрантам из мусульманских стран, поддержали прием беженцев из Афганистана. По крайней мере девять губернаторов-республиканцев пообещали принять беженцев в своих штатах. В реальности беженцев распределяют по стране агентства федерального правительства, и от губернаторов штатов мало что зависит. Тем не менее заявления губернаторов помогли создать атмосферу доброжелательности к новоприбывшим.

Положительное отношение к беженцам особенно важно, так как именно рядовым американцам придется частично взять на себя заботу о новых иммигрантах.

Как правило, работа по расселению беженцев, их адаптации и благоустройству приходится на долю девяти некоммерческих агентств, которых наплыв афганцев застал врасплох.

При администрации Трампа количество новых иммигрантов было так невелико, что агентства по устройству беженцев были вынуждены значительно сократить число сотрудников, и теперь им придется справляться с беспрецедентным наплывом малыми ресурсами.

Иммиграционные агентства обычно связаны или с лютеранской и католической церковью, или с еврейскими организациями. Одна из самых старых и самых опытных организаций, помогающих беженцам, — еврейская HIAS. Основанная в 1881 году как Общество помощи еврейским иммигрантам, спасающимся от погромов в России и Восточной Европе, HIAS вышла со временем на международную арену и помогает беженцам от Кении до Эквадора.

«У правительства было двадцать лет, чтобы подготовиться к этому исходу войны в Афганистане. Но оно этого не сделало», — с горечью заявил на днях директор HIAS Марк Хетфильд.

Несмотря на сократившийся штат, сотрудники HIAS уже выехали на военные базы США, где тысячи беженцев проходят проверку. Эти сотрудники будут помогать афганцам, которым удалось выбраться из Кабула, и которым теперь надо срочно оформлять документы и визы. В то же время филиалы HIAS уже начали принимать беженцев в городах, где их стали постепенно расселять. Работает этот процесс так: служащие HIAS находят квартиру, обставляют ее необходимой мебелью, предметами обихода и загружают холодильник. Встретив беженцев в аэропорту, социальному работнику HIAS есть, куда отвезти новоприбывших. Это особенно важно, так как многие приезжают в состоянии психологического шока, и у многих нет с собой даже смены одежды. Затем новые иммигранты получают помощь с регистрацией детей в школе, получением карточек социального обеспечения, регистрацией на курсах английского и поисками трудоустройства.

Но все это сейчас будет непросто. Есть серьезные проблемы с финансированием, сообщил Хетфельд в своем интервью CNN: «Обычно организации, помогающие беженцам, получают субсидии от правительства. Но многим беженцам выдали только временную визу, а с такой визой нет официального механизма получения финансовой помощи от государства. Так что мы получим чуть больше тысячи долларов на человека. А нам нужно снять этим людям квартиры на несколько месяцев, закупить им еду, дать что-то наличными. Все это будет очень сложно». Хетфельд, конечно, прав. В США на тысячу долларов, если повезет с дешевой квартирой, можно скромно прожить месяц, но не больше.

Одна из сотрудниц HIAS Ребекка Курц объясняет трудности с поисками жилья: «Только когда мы узнаем о прибытии конкретного человека, мы можем заключить договор об аренде квартиры». Меж тем из-за коронавируса люди редко переезжают, дешевых квартир освобождается мало, и спрос на них велик.

В конечном итоге иммиграционным агентствам придется во многом полагаться на волонтеров. Все эти агентства уже объявили, что срочно ищут добровольцев, которые окажут помощь новоприбывшим — от встречи иммигрантов в аэропорту до обустройства квартиры и доставки еды. Приветствуются и денежные пожертвований в такие фонды, как например, фонд «Соседи в беде». Агентства по устройству беженцев уже создали сайты со списками необходимых вещей и центры, где можно пожертвовать одежду, продукты, одеяла, подгузники, мебель, мыло, шампунь, кастрюли и сковороды или даже пригласить новых иммигрантов к себе в дом для временного проживания.

И помощь от обыкновенных людей начала поступать, потому что сочувствие к афганским беженцам пока не иссякает.

Больше статей Анны Бродски-Кроткиной читайте по ссылке.