Первое с момента избрания президентом США турне Джо Байдена в Юго-Восточную Азию завершилось инаугурацией Индо-Тихоокеанской экономической структуры и подтверждением намерений QUAD обеспечивать безопасность и порядок в регионе. Среди других наиболее ярких моментов стало подписание в Сеуле законопроекта «про ленд-лиз» — о выделении дополнительных ассигнований Украине на 2022 год, и откровенный ответ на вопрос журналиста о том, намерены ли США защищать Тайвань «в случае каких-либо неожиданностей». «Да, — ответил Байден, — мы взяли на себя такие обязательства».
Следует отдать должное — программа Джо Байдена была достаточно напряженной и предусматривала обстоятельное, трехдневное посещение Сеула и двухдневный визит в Токио, где кроме двустороннего саммита с Японией состоялся первый в Азии офлайн саммит QUAD с участием премьер-министра Индии Моди и только что избранного премьер-министра Австралии Альбанезе. Ничего лишнего, но все важное. И все же, немного пряностей в сухие сообщения о предстоящем визите внесли журналисты CNN, сообщившие накануне отлета Байдена, что после трех месяцев сосредоточенности на войне в Украине президент США возвращается к своему стратегическому внешнеполитическому курсу на Индо-Тихоокеанский регион. Прозвучало так, будто мелкие вопросы отходят на задний план, а серьезные возвращаются на первые роли. Как показало дальнейшее развитие событий, подобное предсказание оказалось несколько преждевременным.
Невозможно отрицать, что США имеют в Индо-Тихоокеанском регионе стратегические интересы. Здесь сосредоточено больше половины населения планеты и производится 60% мирового ВВП. Здесь создаются жизненно важные технологии и здесь же расположены две страны, политика которых вызывает в Белом доме вполне объяснимое беспокойство — КНДР и КНР. Вашингтон гарантирует безопасность Японии, Южной Кореи, Таиланда, Филиппин и Тайваня, как и, само собой, Австралии с Новой Зеландией на основе двусторонних договоров. Со времен коммодора Перри США присутствуют в Юго-Восточной Азии как мощнейшая военная и экономическая сила.
Северная Корея, которая вот уже скоро семь десятилетий как проводит враждебную США политику, в последнее время значительно ускорила свою ракетную программу — с начала года осуществила 15 испытаний, в том числе новейшей баллистической ракеты. Вчера Северная Корея выпустила три ракеты в Японское море. Сразу после азиатского турне Байдена. В Пхеньяне никто и не скрывает главных врагов: ими определены Южная Корея, Япония и США. Ходили даже слухи, что очередное испытание может быть проведено во время визита Джо Байдена, на что США ответили, что у них есть на такой случай «план Б». Но все прошло спокойно, хотя помутнение рассудка у диктаторов, как показал пример Путина, может приводить к катастрофическим последствиям. В Азии, да еще на фоне достаточно напряженных в последние годы отношений Сеула и Токио, которые в равной степени уязвимы перед возможной атакой Ким Чен Ына, США допустить этого не могут. Джо Байдену необходимо было убедить недавно избранного президента Республики Корея Юн Сук Йоля, во-первых, в неизменности поддержки США и, во-вторых, добиться возврата к режиму сотрудничества с Японией. И то, и другое удалось. Будут и совместные учения, и политическое давление на КНДР, и шаги по активизации экономического взаимодействия. Но настоящей изюминкой программы в Сеуле стало подписание законопроекта о выделении Украине 40 млрд долл. помощи, в том числе в виде самых современных вооружений. Тот факт, что Байден не стал ждать окончания турне, а поспешил подписать документ, как только тот был готов, стало ответом прогнозистам CNN — Украина остается в центре внимания Белого дома, даже когда его нынешний хозяин в отъезде.
Достаточно любопытно, что в этот раз президент США, как и его партнеры по переговорам, воздержались от резких высказываний в адрес Китая, хотя «слон» из «посудной лавки» никуда не делся. Любые разговоры об основанной на законе и порядке ситуации в Индо-Тихоокеанском регионе подразумевали приписываемые Китаю намерения решить «вопрос Тайваня» силовым путем, односторонние действия Пекина по добыче полезных ископаемых в Южно-Китайском море и претензии на японские острова Сенкаку. Разумеется, что США и Япониякатегорически осудили подобную практику. Премьер-министр Японии заявил о намерении удвоить оборонный бюджет страны до 2% ВВП в течение пяти лет и обеспечить обороноспособность страны в случае любой ракетной атаки. По его словам, Байден поддержал усилия Японии получить статус постоянного члена СБ ООН, а также идею провести в будущем году саммит G-7 в Хирошиме.
На саммите QUAD снова говорили о безопасности в регионе и необходимости исключения силовых сценариев решения международных проблем. Не забывали и про Украину, поскольку в Юго-Восточной Азии проводят параллель между агрессией России против Украины и возможными попытками изменить статус-кво в Тайваньском проливе, а также военными учениями России в Японском море и на островах Южно-Курильской гряды, суверенитет над которыми отстаивает Япония. Единственным участником саммита QUAD, который в своем выступлении умудрился не вспомнить о российской агрессии, стал премьер-министр Индии Моди. В остальном участники «четверки» договорились укреплять безопасность и сотрудничество. Было принято решение активизировать борьбу с незаконным выловом рыбы (все обвинения — в адрес Китая, которому приписывают огромный нелегальный рыболовецкий флот).
В рамках расширенного формата QUAD+, в котором приняли участие 13 глав государств и правительств стран Юго-Восточной Азии и Океании (девять из них — онлайн) Джо Байден официально объявил о начале переговоров о создании Индо-Тихоокеанской экономической структуры (Indo-Pacific Economic Framework).Тринадцать стран в составе IPEF — это США, Япония, Австралия, Бруней, Индия, Индонезия, Южная Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам. На эти страны приходится 40% общемирового ВВП.
Очевидно, что целью инициативы является возвращение США в экономическую жизнь региона, где очень сильны позиции Китая, а присутствие США, после выхода из Транс-Тихоокеанского экономического партнерства в 2017 году, значительно ослабло. В заявлении Белого дома по этому поводу говорится, что IPEF создаст более сильную, справедливую и устойчивую экономику для жителей США и Индо-Тихоокеанского региона. Новая структура сосредоточится на четырех ключевых направлениях:
— международная торговля, включая цифровую экономику; эффективные и безопасные цепочки поставок; чистая энергия и декарбонизация, а также инфраструктура, обеспечивающая высокооплачиваемые рабочие места; налоговая политика и борьба с коррупцией. Отдельно подчеркнуто, что в рамках IPEF не будут вестись переговоры о либерализации торговых режимов и по вопросам безопасности. Однако по составу участников совершенно очевидно, что США собрали под свое крылышко мощную группу стран, которые вместе могут противостоять экономической экспансии Китая. Крайне важно, по мнению одного из инсайдеров переговоров, посмотреть на участников новой структуры и с точки зрения их позиции при голосовании в ООН по «украинским» резолюциям, а также вспомнить географию недавних визитов в государства региона премьер-министра и министра иностранных дел Японии. Становится очевидным — IPEF подразумевает не только экономическое сотрудничество, но и «мягкое» влияние ведущих, но колеблющихся стран региона, на позицию по политическим вопросам глобальной безопасности.
Практические результаты визита Джо Байдена еще должны стать реальностью. Однако уже можно сказать, что Вашингтону удалось пробалансировать между своим стремлением поддержать союзников и возобновить активную политику США в Индо-Тихоокеанском регионе, и не особенно раздразнить Китай, где, как сообщали накануне визита влиятельные СМИ, проходят непростые процессы на уровне лидерства. Общее впечатление — «месседж» Пекину был послан, но в то же время двери для диалога остаются открытыми. Правда, в эти двери едва не влетели китайские и российские бомбардировщики, которые в день саммита пролетели рядом с Японией в сопровождении японских истребителей. Россия давно пытается делать вид, что угрожает Японии. При этом у нее нет никаких шансов укрепить свое влияние в Индо-Тихоокеанском регионе, хотя и говорить об изменении традиционно дружественной к Москве позиции Китая и Индии рановато. А Украина как была, так и остается в центре внимания: в Японии и в США отлично понимают: то, что происходит в Украине, в Украине не останется. Агрессия России приводит к глобальным, крайне негативным и опасным последствиям, и это совершенно не в интересах других ключевых игроков. Турне Байдена было и об этом тоже.
Другие статьи Сергея Корсунского читайте по ссылке.