UA / RU
Поддержать ZN.ua

Аллергия на мех

Как запрет разводить пушных зверей довел Польшу до политического кризиса.

Автор: Александр Шевченко

В понедельник в Варшаве состоялось срочное совещание руководства правительственной партии «Право и справедливость». Предметом переговоров было будущее провластной коалиции объединенных правых, переживающей наибольший за пять лет своего существования кризис. Его причиной стали поправки к закону о защите животных, внесенные Ярославом Качиньским, и отказ голосовать за них партнеров ПиС по коалиции — партий «Солидарная Польша» (лидером которой является действующий министр юстиции и генеральный прокурор Польши Збигнев Зёбро) и «Согласие» (чьим лидером является экс-министр науки и высшего образования Ярослав Говин).

Все началось 8 сентября, когда Ярослав Качиньский представил свои поправки к закону о защите животных, получившие название «пятерка для животных». Они предполагают следующее.

Во-первых, гуманное отношение: запрет разводить пушных зверей и ограничение права на ритуальное убийство животных.

Во-вторых, общественный контроль охраны животных: расширение компетенций неправительственных организаций, занимающихся охраной животных, и возможность участия полиции в изымании животных, с которыми жестоко обращаются.

В-третьих, ясность закона и бóльшая защита: урегулирование в польском праве определения возможных мест содержания животных, предоставление ветеринарной инспекции права штрафовать, а также усиление контроля над условиями содержания животных.

В-четвертых, безопасные приюты: предоставление права руководить приютами лишь муниципальным организациям и общественным организациям, занимающимся охраной животных; введение требования о несудимости и хорошей репутации к людям, работающим в приютах; более частое контролирование приютов.

Наконец, в-пятых, долой цепи: запрет на содержание животных на коротких цепях, а также на ошейники с шипами.

Гуманные и вполне европейские поправки. Запрет разводить пушных зверей уже введен в Великобритании, Хорватии, Сербии, Словении, Северной Македонии, Чехии и Боснии и Герцеговине, а также частично в Австрии. Переходной период к закрытию всех меховых ферм продолжается в Нидерландах, Норвегии, Финляндии, Словакии. Впрочем, в Польше поправки Качиньского вызвали серьезное сопротивление у фермеров и сельского населения — основного электората объединенных правых.

Эти настроения быстро дошли до правительства, и уже в начале прошлой недели появилось письмо министра сельского хозяйства Польши Яна Ардановского (члена ПиС с учреждения партии в 2001 году) к депутатам от «Права и справедливости», предупреждающее о негативных последствиях предлагаемых законопроектов.

Уже 17 сентября под польским Сеймом состоялась акция протеста против «пятерки Качиньского». Против поправок выступили и депутаты «Солидарной Польши». Еще одним членом правительства, выступившим против поправок, стал представитель «Солидарной Польши» министр окружающей среды Михал Вось.

Напомним, что в 2015 году перед парламентскими выборами Ярослав Качиньский смог объединить три основные консервативные правоцентристские партии Польши — «Право и справедливость», «Согласие» во главе с Ярославом Говином и собственно «Солидарную Польшу» во главе со Збигневом Зёбро. Это позволило избежать распыления голосов и уверенно победить на парламентских выборах 2015-го, а позже и в 2019 году.

Выход любой партии из коалиции будет означать потерю большинства в Сейме. Сейчас у фракции «Право и справедливость» всего 235 голосов из нужных 231 для самостоятельного принятия законов. Но 19 из этих 235 — члены «Солидарной Польши», а еще 18 — члены «Согласия». Таким образом, если эти партии решат выйти из коалиции, у ПиС останется всего 198 депутатов, что угрожает затяжным политическим кризисом и даже досрочными парламентскими выборами.

Понимание реальности такой перспективы пришло после голосования за «пятерку для животных». Поправки Качиньского приняли благодаря поддержке оппозиционных партий, но все депутаты «Солидарной Польши» проголосовали против, а большинство депутатов «Согласия» — воздержались. Против поправок голосовали и некоторые члены партии «Право и Справедливость». Ярослав Качиньский впервые имел дело с таким сильным сопротивлением своим инициативам в собственном лагере.

В пятницу, 18 сентября, спикер ПиС Анита Червинская сделала ошеломляющее заявление: «Коалиции объединенных правых больше нет». В тот же день на срочное совещание в Кракове собралось руководство ПиС с Ярославом Качиньским во главе. Однако выходные дали время на то, чтобы эмоции улеглись, а здравый смысл перевесил. А он говорит, что досрочные выборы сейчас не выгодны ни одной из партий объединенных правых. В польских СМИ уже появились рейтинги возможных досрочных парламентских выборов, в которых ПиС, «Солидарная Польша» и «Согласие» шли бы отдельно. В таком случае «Право и Справедливость» рискует утратить большинство в парламенте, а «Солидарная Польша» и «Согласие» вообще не попали бы в Сейм.

Еще одно подтверждение маловероятности досрочных выборов можно получить, вспомнив не столь давнюю историю. В 2007 году вследствие коррупционного скандала распалась коалиция между ПиС, партиями «Самооборона» и Лига польских семей. На досрочных парламентских выборах победила «Гражданская платформа» и, заключив коалицию с левыми и «Польской крестьянской партией», создала новое правительство. Ярослав Качиньский тогда потерял должность премьера и на долгие восемь лет ушел в оппозицию.

Нынешний кризис менее серьезный, чем кризис 2007 года, да и Качиньский вряд ли повторит свои ошибки. О том, что теперь лидер ПиС более гибкий и способен на компромиссы (хотя бы и с позиции силы), свидетельствует совсем недавний пример кризиса, связанного с предложением Ярослава Говина о президентских выборах.

Лидер «Согласия» предлагал в связи с пандемией коронавируса изменить конституцию и оставить Анджея Дуду только на одну, но семилетнюю каденцию. Президентские выборы в таком случае должны были бы состояться в 2022 году. Отказ партнеров по коалиции от этого предложения даже заставил Говина уйти в отставку с поста министра науки и высшего образования, но Качиньскому удалось сохранить коалицию, подписав соглашение с Говином о компромиссном варианте: проведении выборов с возможностью голосовать по почте спустя полтора месяца после первой запланированной даты.

То, что распад коалиции и досрочные выборы невыгодны, понимают партнеры ПиС по коалиции. На пресс-конференции в понедельник риторика Збигнева Зёбро не дала повода допускать у него мысли о распаде коалиции: «Я считаю, что объединенные правые принесли много хорошего Польше в разных сферах. Это проект, перед которым большое будущее. Эта коалиция удачная, и следует, чтобы она держалась и в дальнейшем».

В тот же день состоялась очередная срочная встреча руководства ПиС. Впрочем, никаких комментариев, кроме очень размытого и неясного твита спикера ПиС, не было. Под вечер в польских СМИ появилась информация, что Ярослав Говин и «Согласие» остаются в коалиции.

Во вторник Ярослав Качиньский встретился со Збигневом Зёбро тет-а-тет. Хотя никаких официальных заявлений по итогам встречи не было, польские СМИ сообщают, что лидер ПиС поставил министру юстиции три условия для сохранения коалиции. Первое — поддержка «пятерки для животных» после возвращения поправок на доработку из Сената. Второе — поддержка законопроекта, который позволит освобождать чиновников от ответственности за нарушение служебных обязанностей и правил, если это было сделано «на общественное благо» в борьбе с пандемией COVID-19. Третьим условием стал отказ от риторики «Солидарной Польши» о борьбе с ЛГБТ+, а также отказ от идеи вписать эту борьбу в новое коалиционное соглашение.

Судьба коалиции будет зависеть от ответа Збигнева Зёбро.

Настоящим козырем провластного лагеря в этой ситуации может стать позиция президента Анджея Дуды, который в воскресенье высказался в духе надпартийного арбитра: «На первом месте должна быть жизнь фермера… Я буду делать все, чтобы дела фермеров шли как можно лучше». Позиция президента и возможное президентское вето на закон сможет уменьшить электоральные потери ПиС в сельской местности и сохранить коалицию.

При этом не следует забывать, что Качиньский будет вести переговоры с Зёбро с позиции силы: если лидер ПиС рискует политической стабильностью, то для 50-летнего Зёбро распад коалиции, а тем более досрочные выборы могут означать фактическое завершение политической карьеры. То же касается Говина и 15 депутатов — членов партии ПиС, которые «восстали» против поправок Качиньского и уже были временно лишены прав членов партии. Такие серьезные риски, вероятно, сделают критиков «пятерки для животных» более уступчивыми.

Впрочем, даже если не удастся договориться с Зёбро, Качиньский, вероятно, будет держаться до последнего радикального решения — роспуска парламента. Возможным решением может стать создание «правительства меньшинства», то есть устранение из правительства Моравецкого «бунтовщиков» и дальнейшая его работа без коалиции большинства. Но это прямой риск дестабилизировать политическую жизнь в Польше и значительно осложнить принятие решений правительства. Найти новых коалициантов в нынешнем Сейме не представляется для ПиС реально возможным.

Еще один вариант — кратковременно исключить «бунтовщиков» из коалиции, а позже принять их назад. Так Ярослав Качиньский уже делал в 2006 году с тогдашним партнером по коалиции Анджеем Леппером, исключенным на полтора месяца. Впрочем, та коалиция тогда завершилась скандалом в 2007 году и досрочными выборами.

Поэтому все же кажется, что теперь Качиньский будет искать компромиссы с критиками своих поправок.