UA / RU
Поддержать ZN.ua

Зачистка

Перед уважаемыми депутатами, словно арсенал средств для пыток перед заключенными средневековых тюрем, возникает весь многогранный спектр рычагов влияния на непокорных. Требование одно: выйти из фракции «Батьківщина».

Автор: Светлана Кабачинская

23 мая очередная сессия Хмельницкого городского совета не состоялась: зарегистрировались только 26 из 60 депутатов. А это, словно спущенная в пруду вода, оголило массу проблем, обычно скрытых от посторонних глаз.

Местные выборы в 2010 году в Хмельницком принесли убедительную - свыше 70% голосов - победу Сергею Мельнику, действующему в то время городскому голове, члену партии «Батьківщина». Точнее, всей его команде: после выборов из 60 депутатов городского совета 40 представляли фракцию «Батьківщина», то есть составляли две трети депутатского корпуса - железобетонный кворум, способный решить любой вопрос. Регионалы вынуждены были довольствоваться пятью мандатами, по три досталось свободовцам и «фронтовикам», остальные партии были представлены одинокими мажоритарщиками, которых отчасти кооптировали к себе другие мелкие партячейки, чтобы создать депутатские фракции.

Победа оппозиционной силы в областном центре Хмельнитчины, где партия власти сумела установить хоть и коалиционное, но все же большинство практически во всех местных советах с областным включительно, была не то чтобы вызовом (Мельник продемонстрировал лояльность к власти немедленно, предложив представителю карликовой фракции регионалов должность заместителя городского головы), а скорее дискомфортным обстоятельством, мозолившим областному руководству, как тесный ботинок. Но некоторое время все с этим мирились. Мельник не подчеркивал своей партийности - наоборот, демонстрировал готовность к сотрудничеству. Глава облгосадминистрации Василий Ядуха только изредка бросал камешки в городской огород - оппонентов ему хватало в областном совете.

Ситуация изменилась через год, как только в воздухе запахло новыми - парламентскими - выборами. Запах имел фамилию: новым руководителем фракции «Батьківщини» в областном совете стал Иван Гладуняк, глава прежнего областного совета. То, что он возглавил оппозиционную фракцию, немедленно объяснили его планами баллотироваться в Верховную Раду в областном центре. Допустить у себя под боком полный триумф оппозиции авторитарный Ядуха, естественно, не мог. Поэтому Гладуняк, очевидно, стал для него врагом номер один: во всяком случае, во всех выступлениях оппонентов, кем бы они ни были - партии, общественные организации или журналисты - Ядуха видит руку Гладуняка.

Судя по дальнейшему развитию событий, Ядуха решил во что бы то ни стало переиграть Гладуняка, имеющего репутацию опытного и изворотливого политического игрока. Хотя, может, это просто совпало с общим наступлением Партии регионов на оппозицию. Но и в областном, и в городском советах началось расформирование фракций «Батьківщини». Однако, если в областном совете первыми дружно написали заявления о выходе из уже постылой фракции «Батьківщини» полностью зависимые от власти бюджетники - медики и работники образования, и немедленно влились в руководимую Ядухой депутатскую группу «Строим Хмельнитчину вместе», то в городском, где все бюджетники (а в депутатах преимущественно руководители городских учреждений, организаций и департаментов) заключали контракт с действующим городским головой, в тушки записались бизнесмены. Выйдя из фракции «Батьківщини», семеро из них создали в горсовете депутатскую группу «За благосостояние хмельничан».

Может, опять же, так совпало а, может, городское руководство приняло бой, однако на следующую после этой сессию были вынесены вопросы об увольнении регионала, который, оказывается, не справился с обязанностями заместителя городского головы. Правда, он решил упредить такой поворот событий и написал заявление об увольнении по собственному желанию. На городской конференции «Батьківщини» горсоветовских перебежчиков исключили из партии. Такая же участь на областной конференции постигла их коллег из областного совета - тоже с жесткой формулировкой: за измену. Что, как выяснилось со временем в выступлениях на следующих сессиях и в СМИ, исключенных возмутило - потому что нанесло ущерб их «чести, достоинству и деловой репутации». Но угроза такого же непоправимого морального ущерба не остановила их последователей: на несостоявшейся сессии горсовета к радетелям за благосостояние горожан должны были официально присоединиться еще двое депутатов. Да и, собственно, отсутствие в этот день многих действующих членов фракции «Батьківщина», уже из бюджетников или руководителей коммунальных учреждений, означала, небось, что люди пребывают в глубоких размышлениях…

Говорят, что «хорошо подумать» им настойчиво советуют в высоких кабинетах областного начальства - облгосадминистрации, налоговой, КРУ, центра стандартизации и метрологии, милиции. Некоторые, прежде чем советовать, будто бы даже обыскивают - нет ли диктофона. Перед уважаемыми депутатами, словно арсенал средств для пыток перед заключенными средневековых тюрем, возникает весь многогранный спектр рычагов влияния на непокорных: грядущие проверки, отказы в аккредитации, аттестации, сертификации, провокации относительно взяток и т.д. Требование одно: выйти из фракции «Батьківщина». Причем отнюдь не положить мандат вообще, уступив место в совете следующему в партийном списке - нет, такой вариант «советчикам» не по душе. Им необходимо другое качество этого же депутатского корпуса - партийное, а следовательно, и политическое, моральное и психологическое. Как наглядный пример абсолютной дискредитации партии «Батьківщина» и окончательной победы Партии регионов и в Хмельницком. «Чего вы боитесь этого Мельника? - будто бы звучит один из аргументов убеждения. - Он пойдет в Верховную Раду, а вас бросит».

А еще говорят, что до выборов городской совет все равно «додавят». Дескать, начнут с недоверия секретарю городского совета Валерию Лескову - председателю городской организации «Батьківщини». На его место предложат «своего» человека. А там - импичмент голове Сергею Мельнику. И на выборах город будет в руках уже «своего» секретаря. Но для этого нужен 41 голос.

А причиной срыва сессии 23 мая будто бы и стало как раз то, что не хватило голосов для смещения Лескова. Немного еще «не додавили». Героические «фронтовики», в частности, утверждают, что вовсе не заговор с регионалами, а именно стремление не допустить отставки руководителя союзной сейчас партии и побуждало их не регистрироваться - хотя сам Лесков об этом был не в курсе. Хотя и секретарь, и городской голова считают, что на самом деле причина в бизнес-интересах депутатов из меньшинств, которым и в самом деле пока не хватает голосов - но для поддержки их частных интересов, которые могли пострадать в результате решений по некоторым вопросам - земельным и игорного бизнеса в частности.

Поскольку для действующей в стране власти политика и является концентрированным воплощением экономики, которая находится в их частной собственности, то почему в отдельно взятом городе должно быть иначе? Да и вряд ли меньшинству хватило бы решительности сорвать сессию, если бы оно не чувствовало за собой политической поддержки власть имущих.

В других городах все решалось проще: почти все городские головы, избиравшиеся от оппозиционных партий, со временем поменяли партийность или хотя бы вышли из рядов оппозиционных партий. С.Мельник сейчас чуть ли не единственный среди городских голов областных центров член «Батьківщини». Почему он не идет накатанной дорогой - неизвестно. Возможно, потому, что перед глазами слишком яркий пример коллеги Анатолия Нестерука, бывшего заместителя Мельника в Хмельницком, а со временем - каменец-подольского мэра, на которого тоже давили перед местными выборами 2010 года. Нестерук тогда сдался и вышел из «Батьківщини». А через неделю его «взяли» на взятке, к которой он и не прикасался, и надолго посадили за решетку, таким образом отстранив от участия в выборах и поломав и карьеру, и здоровье.

Однако, какой бы ни была причина, очевиден тот факт,что пока в Хмельницком сохраняется властный баланс, город остается единственным в области округом, где сложно спрогнозировать результат избирательной гонки. Собственно, его не так просто предвидеть и в других округах. Но те имеют в своем составе сельские районы, где господствует админресурс или подкуп до и во время выборов и, к сожалению, практически отсутствует защита от фальсификаций после них. На города повлиять труднее, хотя, как показал Каменец в 2010-м, для действующей власти нет ничего невозможного. И это, если она руководит процессом. Если же нет…

Тогда она со всей серьезностью подходит к делу. Асфальтовый каток - это для депутатов: если и не послушаются, то все равно будут молчать о запугивании и угрозах - все будет оставаться, как и сегодня, на уровне разговоров. А для обычных избирателей - не кнут, а пряник. И не только в виде сельскохозяйственных ярмарок в Хмельницком. Учитывая традиционную национал-демократическую ориентацию хмельничан на выборах, власть удачно мимикрирует под местность. Как-то на областной сессии в сторону городского руководства посыпались обвинения в равнодушии к футбольной команде. Откуда ноги растут у трогательной заботы о досуге хмельничан, стало понятно, когда среди будущих кандидатов в народные депутаты нарисовался владелец «Оболони», член Украинской народной партии Анатолий Слободян, который уже пообещал заняться хмельницкими футболистами.

В поле зрения областной власти и чуть ли не главная коммунальная проблема областного центра - водоснабжение. Среди причастных к ее решению - нардеп Олег Лукашук. Хотя он принадлежит в парламенте к фракции БЮТ, но удивительно легко находит общий язык с областной властью. Хотелось бы вздохнуть облегченно - наконец-то забота о благосостоянии народа все же объединила представителей разных политических лагерей. Но тут выясняется: Лукашук тоже планирует идти на выборы.

Итак, количество национал-демократов среди кандидатов в нардепы от города Хмельницкого растет. И действующая областная власть, что бы там ни говорили о ней недоброжелатели, искренне рада каждому. И может заверить наблюдателей от демократических стран: выборы 27 октября пройдут честно и демократично. Для обеспечения этого, собственно, почти все сделано. Осталось только немного додавить.