UA / RU
Поддержать ZN.ua

Взрывоопасная земля Донбасса

Почти ежедневно в новостях появляются сообщения, что украинские воины и мирные жители Донбасса подорвались на растяжках и минах. Согласно отчету Норвежской народной помощи, только с мая 2014-го по октябрь 2015-го в Донбассе погибло восемь детей и 204 взрослых.

Автор: Виталий Мартынюк

Почти ежедневно в новостях появляются сообщения, что украинские воины и мирные жители Донбасса подорвались на растяжках и минах. Согласно отчету Норвежской народной помощи, только с мая 2014-го по октябрь 2015-го в Донбассе погибло восемь детей и 204 взрослых.

Скрытый враг

Никто сейчас точно не может сказать, сколько и где находится мин и неразорвавшихся взрывных устройств. Самыми опасными являются объекты и участки местности, оставленные боевиками, как, например, Широкино, или регулярно попадающие под их обстрел, как Авдеевка, Пески или Станица Луганская.

Руководитель специального подразделения ГСЧС Украины Олег Бондарь в декабре 2015 г. сообщил, что с начала военной агрессии уже разминировано около 95 кв. км освобожденных территорий и обезврежено более 45 тыс. боеприпасов. По сообщению Министерства обороны Украины, с начала проведения антитеррористической операции и по 10 мая 2016 г. военные саперы обезвредили почти 112 093 минно-взрывных устройств. Но осталось в десятки раз больше.

Это преимущественно растяжки, противопехотные мины и неразорвавшиеся гранаты, мины и артиллерийские снаряды. Самыми опасными украинские саперы называют комбинированные минно-взрывные устройства - когда в одном месте закладывается несколько таких устройств разного типа. Пытаясь избежать или изъять один из них, человек может подорваться на другом. Опасны, как свидетельствует опыт украинских военных, также минно-взрывные устройства с нестандартным способом активизации, как, например, рыбацкая сетка с крюками, которая цепляется за одежду и приводит мину в действие.

Оккупированная часть Донецкой и Луганской областей (а это около 18 тыс. кв км, с учетом близлежащих районов не менее 20 тыс. кв. км) подлежит комплексной проверке и очистке, ведь здесь мины и остатки взрывных устройств могут находиться повсюду. По оценкам офиса ООН по координации гуманитарных вопросов, обнародованным в ноябре 2015 г., только вдоль линии размежевания "загрязненная" минами территория охватывает площадь 300 кв. км. На освобожденных территориях уже можно проводить разминирование, а на временно оккупированных - лишь после их освобождения. Однако готовиться нужно сегодня. Простым обезвреживанием обнаруженных мин не ограничиться. На Донбассе необходимо проводить т.н. гуманитарное разминирование.

Пока что в зоне АТО проводится несистемное обнаружение загрязненной минно-взрывными устройствами местности и ее разминирование, преимущественно вдоль линии размежевания и на отдельных объектах обеспечения жизнедеятельности населения. В рамках работы Трехсторонней контактной группы в Минске в декабре 2015 г. в т.н. серой зоне определены 12 приоритетных участков для разминирования, работы на которых планировалось завершить до конца марта 2016-го. На сегодняшний день нет информации о завершении этих работ, препятствием стали постоянные обстрелы со стороны боевиков.

Балканский опыт послевоенной очистки территорий

После продолжительных войн Балканский регион столкнулся с новой проблемой - гибелью мирного населения от мин и неразорвавшихся боеприпасов. Поэтому в регионе начали гуманитарное разминирование, которое отличается от обычной ликвидации мин.

Ключевое различие в том, что обычное разминирование проводят саперные подразделения на конкретной местности или объекте, где обнаружены взрывные устройства. Гуманитарное же разминирование, как указано в Центре разминирования Сербии, предусматривает комплексный подход ко всей территории, на которой продолжались боевые действия, и включает осмотр всей территории, определение сомнительных районов, выявление участков с минами и остатками взрывных устройств, их очистку. После гуманитарного разминирования местность становится полностью пригодной для использования.

Этот процесс продолжительный. Для примера, территория отдельных стран Западных Балкан до сих пор полностью не очищена, хотя война там закончилась почти 20 лет назад.

По данным Хорватского центра разминирования, являющегося отдельным правительственным учреждением, площадь территории, на которой могут находиться взрывные устройства, на сегодняшний день составляет 481 кв. км. В 1996 г. она составляла 13 тыс. кв. км, или 23% территории страны. В Сербии опасными еще остаются 19 кв. км территории (без учета Косово). Наихудшая ситуация в Боснии и Герцеговине (БиГ), поскольку войной было охвачено 2/3 территории государства, или около 32 тыс. кв. км, а на площади 4,2 тыс. кв. км было установлено наличие мин и взрывных устройств. На сегодняшний день, по данным Центра разминирования БиГ, неочищенными остаются 1 тыс. 176 кв. км. Жертвами коварных "остатков войны" с 1996-го по 2014-й стали 8300 жителей БиГ.

Территория на Востоке Украины, которая нуждается в очистке, приблизительно такая же, как и в балканских странах. Конечно, не вся она содержит мины и неразорвавшиеся взрывные устройства, но проверку необходимо проводить комплексно, как это делают на Балканах. Поэтому в гуманитарном разминировании территория делится на три категории: сомнительную поверхность (где могут быть мины и взрывные вещества); загрязненную территорию (где уже обнаружены мины и взрывные вещества); очищенную территорию (безопасную для людей). Как свидетельствует опыт Хорватии, загрязненная территория составляет 36% сомнительной поверхности. То есть загрязненная территория на Востоке Украины может составлять, по меньшей мере, 7–8 тыс. кв. км. Сколько же понадобится Украине времени и усилий, чтобы сделать ее безопасной для людей?

Разминирование в Украине - годы, миллиарды и международная помощь

Если обратиться к опыту Хорватии и БиГ, то этим странам понадобилось более 20 лет для разминирования своих территорий. Окончательное очищение Хорватии предусмотрено на 2019 г., а БиГ нужно будет еще около пяти лет. Впрочем, значительная часть территорий этих стран покрыта горами и на 60–70% - лесами, особенно в БиГ, что существенно усложнило работы по проверке и разминированию. Кроме того, в отличие от Украины, в балканских войнах использовалась авиация, что расширило загрязненную территорию и усложнило работы по ее очистке, особенно от кассетных бомб. Поэтому нужно ожидать, что такие же работы в Украине будут проведены быстрее. Так что, при наличии финансирования, работы по полному гуманитарному разминированию Донбасса могут продолжаться до 15 лет. "Я думаю, что разминирование Донбасса потянет не на 1 млрд грн. А о полной безопасности жизнедеятельности гражданам можно будет говорить через 10–15 лет", - заявил начальник группы координации противодействия самодельным взрывным устройствам управления экологической безопасности и противоминной деятельности Министерства обороны Украины полковник Сергей Зубаревский в феврале 2016 г.

Очистка территории от мин - дело недешевое. Например, в 2015 г. в Хорватии, чтобы ликвидировать угрозу мин и взрывных устройств на площади 104 кв. км, было потрачено 28,7 млн евро. Всего же на 10-летний период 2009–2019 гг. Национальной программой по разминированию территории предусмотрено 550 млн евро (речь идет о 954,5 кв. км). Фактически для очищения 1 тыс. кв. км территории нужно около 0,5 млрд евро. Сейчас трудно подсчитать, сколько Украине понадобится средств для очистки территории от мин и взрывных веществ, поскольку конфликт еще продолжается, а саперные подразделения уже проводят фрагментарное разминирование, однако общая сумма может достигнуть 10 млрд евро.

Без международной помощи Украине не обойтись. Опять же, можно воспользоваться опытом балканских стран. Там донорами разминирования стали Европейский Союз, ПРООН, США (Международный трастовый фонд), Турция, Норвегия (Норвежская народная помощь), Япония, Канада, Китай и другие страны, но также негосударственные организации и частные предприниматели.

Относительно Украины - работы по разминированию территорий на востоке государства уже имеют международную поддержку. О помощи Украине заявили в НАТО, ЕС, ОБСЕ, ООН, Женевском международном центре гуманитарного разминирования, а также отдельные страны.

2 октября 2015 г. в Париже между лидерами Украины, Франции и Германии достигнута договоренность, что Париж и Берлин помогут Украине в разминировании территории, которое будет проводиться под эгидой ОБСЕ. Непосредственно гуманитарным разминированием занимается Координатор проектов ОБСЕ в Украине, что отражено в приоритетах его деятельности на 2016 г., а общий бюджет на проекты ОБСЕ в Украине в этом году был увеличен с 3 млн до 3,6 млн евро. В рамках проекта ОБСЕ "Помощь правительству Украины в очищении территории на Востоке Украины от остатков войны" в декабре 2015 г. была запущена электронная система ІМSМА, которая позволяет составлять карты потенциально опасных участков и содержит базу данных о разминированных объектах. Поставляется оборудование, проводится обучение украинских саперов.

ОБСЕ обращает особое внимание на работу с местным населением и информирование его о правилах поведения на освобожденных территориях и при выявлении подозрительных предметов.

К деятельности ОБСЕ по разминированию присоединился Женевский международный центр гуманитарного разминирования. Он помогает в подготовке необходимой нормативно-правовой базы Украины, дает рекомендации в организации работы и проведении гуманитарного разминирования.

В НАТО еще в прошлом году обнародовали намерение создать новый целевой фонд по предоставлению Украине помощи в разминировании, но решение до сих пор не одобрено. В ближайшее время в рамках программы Альянса "Наука ради мира" в Украину должно поступить оборудование для разминирования - два полных комплекта, от автомобилей до специальной одежды. На базе Центра разминирования Вооруженных сил Украины в Хмельницкой области осуществляется подготовка украинских саперов по обезвреживанию и противодействию взрывным устройствам.

В Украине в январе-феврале работала техническая миссия ООН, оценивавшая потребности в противоминной деятельности и масштаб угроз, в составе экспертов Программы развития ООН (ПРООН), Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Службы ООН по разминированию (ЮНМАС). Миссия подтвердила необходимость систематической координации действий, улучшения обмена информацией и активизации гуманитарной противоминной деятельности.

Домашнее задание для Украины

Украина не должна полагаться лишь на международную помощь, которая без систематизации работ будет малоэффективной. На сегодняшний день функции гуманитарного разминирования возложены на Специальный центр быстрого реагирования и гуманитарного разминирования ГСЧС Украины, для которого разминирование является лишь одной из функций. Как свидетельствует балканский опыт, для быстрого и эффективного проведения работ необходимо создать национальный центр гуманитарного разминирования.

Центр гуманитарного разминирования должен быть отдельной правительственной структурой, способной взять на себя функции координации работ по разминированию на национальном уровне, обеспечить сотрудничество на международном уровне и работать по программно-проектному принципу. Такой подход позволит объединить национальные структуры по разминированию (в составе ГСЧС, МО, ДПС, МВД), привлечь внешнюю помощь от международных фондов и задействовать частных и иностранных специалистов, а также наладить систематическую информационно-разъяснительную работу с местным населением. Непосредственно работы по разминированию должны проводить специализированные подразделения или компании, имеющие регистрацию по международным стандартам, что является требованием международных доноров. Без создания такой структуры Украине будет трудно привлечь ресурсы для очистки нашей земли от мин и взрывных устройств. Возможно, поэтому задекларированное решение относительно целевого фонда НАТО по разминированию до сих пор не одобрено.

После создания и эффективной деятельности такого центра работы по очистке территорий, на которых велись боевые действия, или которые были оккупированы, будут проведены комплексно, качественно и максимально быстро. Только после проведения работ по схеме гуманитарного разминирования земля Донбасса действительно станет безопасной, и люди не будут подвержены опасности подорваться, как это случается даже теперь с минами, притаившимися в земле еще с времен Второй мировой войны.