UA / RU
Поддержать ZN.ua

Выборы мэра Харькова: бюджетные деньги, административный ресурс и «отцовская» забота об избирателях

Власть и парламентские партии показательно дистанцировались, отдав город на откуп местным элитам

Авторы: Александр Клюжев, Александр Неберикут

Заменить популярного мэра с его тремя победами на выборах, одну из которых он получил в больнице, — это архисерьезная задача для любой местной власти. Но после смерти Геннадия Кернеса харьковские элиты получили возможность собраться с силами, воспользовавшись несовершенством процедуры назначения внеочередных выборов. Вследствие жонглирования юридическими нюансами выборы нового харьковского городского головы назначили на осень, а не на весну 2021-го, как было бы, если бы городская рада своевременно выполнила законодательные требования.

Искусственный брейк в харьковской кампании подтолкнул парламент к работе над устранением в законе лазеек, которыми многие годы пользовались желающие поруководить громадами без легитимного мэра. Но тех, кто держит в руках печать Харьковской городской рады, депутатские новшества уже мало интересуют. Секретарь городской рады Игорь Терехов полностью воспользовался выигранным временем для формирования своего образа градоначальника и подготовки широкого набора бюджетных сюрпризов для избирателей.

Но, хотя у городской власти и политических игроков Харькова было достаточно времени для креатива, ничего принципиально нового они не придумали. Центральным сюжетом кампании так и остался Геннадий Адольфович, на которого равняются два самых активных кандидата — Игорь Терехов и Михаил Добкин. На выборах в Харькове нет традиционного для местных выборов в Украине позиционирования «власть—оппозиция», когда локальные игроки заворачивают коммунальные проблемы в общенациональную политическую обертку.

Кампания проходит под лозунгом «Кто кому Кернес», а не крутится вокруг фигур Зеленского, Порошенко или Бойко с Медведчуком. Это должно было бы создать пространство для дискуссии о проблемах большого города, и частично создало, несмотря на ощутимое преимущество материальных обещаний избирателям над стратегиями развития. Но есть и обратная сторона в «локализации» кампании.

За несколько дней до выборов кандидаты, хотя их руки и нервно дергаются, еще не пересекли неприемлемых линий. Однако само содержание кампании, построенной на админресурсе, — уже красная линия. Еще раз наглядно демонстрирующая качество политического контекста страны. Но давайте обо всем по порядку.

Неизученные истории хронических болезней

Во время выборов в Харькове можно увидеть двух Игорей Тереховых в одном человеке. Один активно реализовывает новые масштабные инициативы как секретарь городской рады, второй как кандидат соревнуется за поддержку горожан. Не только избирателям, но и опытным наблюдателям сложно разобраться, когда они имеют дело с одним Тереховым, а когда — с другим. Вытеснение на задворки предусмотренных законом форм агитации за счет акцента на должностном статусе кандидата и его роли в бюджетных программах — классическая среда для злоупотреблений административным ресурсом на выборах.

Официальный сайт Харьковского городского совета

Отсутствие «линии разграничения» между активностью кандидата и должностного лица угрожает всей концепции равенства прав и возможностей участников выборов (от медиа до фактических затрат на агитацию). Не новая для Украины практика, когда большинство мэров переизбираются в своих рабочих кабинетах, очень четко определяет ключевую проблему харьковских выборов. Для ее решения парламенту (если когда-то у него хватит на это воли) придется пойти на радикальные шаги отделения кандидата от должности на период выборов.

Билеты в коммунальный зоопарк и другие бюджетные бенефиты от Игоря Терехова и обещанные будущие компенсации за услуги ЖКХ от Михаила Добкина — это еще одно проявление хронической болезни украинских выборов. «Подкуп» избирателей происходит не только тогда, когда в игру вступает Уголовный кодекс, но и тогда, когда фокус внимания избирателя смещается с компетентности и стратегий на материальные бонусы. Законом полностью вылечить болезнь еще никому не удалось, здесь необходимо самоуважение избирателей.

Непрозрачность фактического распределения квот в избирательных комиссиях Харькова в который раз демонстрирует тонкий лед, по которому ходят избиратели в Украине. В случае обострения противостояния между кандидатами избирательные комиссии превращаются в конвейеры уничтожения законности и демократичности выборов. Еще несколько дней — и мы узнаем, станут ли недореформированные администраторы избирательного процесса черной меткой для харьковской кампании. В интересах всего государства — чтобы не стали.

Стратегия власти и парламентских партий

Вопреки прогнозам о небывалом количестве и политическом разнообразии потенциальных участников внеочередных выборов, ажиотаж среди желающих сразиться за свободное, но еще теплое кресло харьковского мэра не случился.

Партия власти «Слуга народа» стыдливо вышла из игры еще до ее начала. Причем несмотря на баллотирование в мэры депутата от фракции СН в Харьковской городской раде Алины Мустафаевой, чья инициатива заслуживает поддержки. Другая парламентская политическая сила — ВО «Батьківщина» — не рассмотрела в преждевременной смерти Геннадия Кернеса шанса для политической реинкарнации после давно забытых октябрьских дней 2010 года, когда именно их кандидату в мэры (Арсению Авакову) не хватило полпроцента для эпического триумфа. (Кстати, влиятельный в городе и амбициозный экс-глава МВД и при Порошенко, и при Зеленском также показательно дистанцировался от мэрской кампании). «Голос» и «Оппозиционная платформа — За життя» ограничились символическими реверансами в адрес других кандидатов.

Из парламентских тяжеловесов только «Европейская солидарность», безуспешно использовав все попытки номинировать своего кандидата как единственного представителя от «проукраинских сил», решила официально навязать открытую партийную борьбу региональным группам, среди которых больше всего ценится способность договариваться. На фоне демонстративного игнорирования харьковских выборов общенациональными партиями засилие самовыдвиженцев не столько делает разнообразным выбор, сколько вводит опытных избирателей в состояние дезориентации или даже отчаяния.

Один в поле ...
Опора

Самоустранение парламентских партий от борьбы за харьковский мандат, минимальная публичная заинтересованность центральной власти соблазняют обратиться к тактике «развязанных рук», когда конкуренты будут чувствовать возможность где-то перегнуть палку в желании победить. Проблемы с равным представительством в СМИ и внешней рекламе кандидатов, не вписывающихся в расклады местных элит, демонстрируют, чем опасно равнодушие общенациональных игроков к выборам в Харькове.

Опора

Ничто так не иллюстрирует видимость конкуренции, как политически сбалансированное представительство участковых избирательных комиссий (УИК) города Харькова, где четко доминируют кандидатуры, внесенные партиями ВО «Батьківщина» (17,6%) и «Голос» (16,3%), и не менее заметны кандидатуры, представленные партией «За майбутнє». Неучастие своих кандидатов в выборах эти партии компенсировали выдвижением максимального количества членов комиссий. В состав УИК Харькова, образованных на внеочередных выборах городского головы, также массово включены лица, представленные кандидатами-самовыдвиженцами Александром Кондрусиком и Николаем Кукурикой, которые, снявшись с избирательных гонок, похоже, свою основную роль в избирательном процессе тоже уже выполнили. Партия «Слуга народа», принципиально последовательная в своем отстраненном отношении к избирательной кампании, не подала в состав УИК ни одной кандидатуры.

О медиа. «Сам п'ю, сам гуляю, сам стелюся, сам лягаю»

Впрочем, борьба кандидатов за контроль над составом избирательных комиссий не настолько прямолинейна и груба, как соревнование за влияние на сердца и умы жителей Харькова. Вместо навязывания обществу мнимой конкуренции предвыборных программ и идеологических позиций кандидаты честно и откровенно предлагают избирателям оценить реалистичность и естественность их перевоплощения в бессмертный образ Геннадия Адольфовича или продолжают играть роль его непримиримых антагонистов.

Kharkiv Today

Регулярности появления Игоря Терехова на местных телеканалах и в видеосюжетах могли бы позавидовать даже ведущие ежедневных телевизионных новостей. Мотивом для наращивания медийной популярности секретаря Харьковской городской рады в течение последнего года, конечно является факт приближения дня голосования, а не насущная необходимость в личном комментировании всех текущих новостей муниципалитета. Игорь Терехов охотно и умело пользуется ситуацией монопольного доступа к коммунальным СМИ, оставшегося в наследство от экс-мэра. Это любимец публики Геннадий Кернес мог позволить себе роскошь выиграть последние местные выборы, не появляясь на людях. А для Игоря Терехова крайне важно, чтобы медиа-холдинг «Харьковские известия» регулярно освещал в положительном свете его околовыборную активность, избегая упоминаний о других кандидатах, кроме откровенно критических выпадов в их адрес.

«Харьковские известия» — созданное Харьковской городской радой коммунальное предприятие, более 70 работников которого занимаются подготовкой телевизионных программ, наполнением веб-сайта и изданием одноименной газеты, чтобы всесторонне освещать деятельность органов местного самоуправления. Контент, тиражируемый медиа, содержит не только подчеркнуто комплиментарные материалы о деятельности Игоря Терехова — де-факто участника избирательного процесса, но и информацию с признаками грязной агитации против других участников выборов (например Михаила Добкина).

Опора

Наблюдатели «ОПОРИ» также фиксировали раздачу на улицах города спецвыпуска газеты «Харьковские известия» с информацией о проекте стратегии города в комплекте с агитационным буклетом «Кто такой Игорь Терехов». В прошлом году Харьковская городская рада анонсировала выделение более 88,9 млн грн финансовой помощи изданию на 2021–2025 годы в рамках бюджетной целевой программы, из них более 15 млн грн потратят уже в 2021 году. Фактом масштабной и эксклюзивной бюджетной поддержки средства массовой информации в условиях довольно пестрого харьковского медиа-ландшафта заинтересовался даже Антимонопольный комитет Украины (АМКУ). В действиях муниципалитета по оказанию изданию «Харьковские известия» финансовой помощи, которой лишены другие местные телерадиокомпании (в частности упоминались «Симон», АТН и «Харьковская региональная дирекция» НСТУ), АМКУ усмотрел риски искажения экономической конкуренции. В своем решении от 3 июня 2021 года Антимонопольный комитет дал Харьковской городской раде полгода на выполнение требований, которые позволят признать государственную помощь предприятию «Харьковские известия» допустимой для конкуренции.

Экспансии Игоря Терехова в региональном медиа-пространстве, вызванной использованием подконтрольных городской раде СМИ, другие кандидаты пытаются противопоставить агрессивную кампанию в Интернете, в том числе с использованием скрытых страниц в социальных сетях с дискредитирующими выпадами в адрес оппонентов. Только Михаил Добкин со своими неочевидными финансовыми возможностями способен на большее. Он может позволить себе вести разговор с избирателем не только во дворах многоэтажек и уютных хабах, но и в студии подконтрольного Ринату Ахметову общенационального канала «Украина 24», где регулярно комментирует текущие политические события.

Опора

Реклама под пристальным контролем фаворита

Четкое доминирование одного кандидата сопровождается небезуспешными попытками навязать избирателям мнение, что главная интрига харьковских выборов не в том, кто станет победителем, а в том, будет ли вообще второй тур. В этой войне прогнозов и пророчеств, которую беспощадно ведут политтехнологи и благоволящие кандидатам команды «независимых» экспертов, заложниками, как всегда, являются объективная социология и право граждан на информированный выбор.

Игорь Терехов точно победил бы еще в первом туре с огромным отрывом, если бы результаты голосования в этом году в Харькове определялись на основании подсчета количества размещенных кандидатами билбордов. Исполняющего обязанности главы единодушно поддержали в большинстве районов города, где внешняя политическая реклама традиционно унифицирована и однообразна. Только на окраинах Харькова ассортимент политических логотипов и харизматических лиц на рекламных плакатах отдаленно намекает на состязательность процесса.

О том, как и в чьих интересах работает рынок внешней рекламы в городе, напоминает прошлогодний эпизод, когда после первых вестей о болезни тогдашнего мэра часть билбордов с надписью «Блок Кернеса — Успешный Харьков» оперативно заменили билбордами «Успешный Харьков» (без упоминания об ослабленном вожде города). Разрешение на установку рекламных бордов дает городская рада, как и решение об отмене разрешений и демонтаже билбордов.

Но бывают и такие несанкционированные ответы оппонентов
Опора

Если в использовании медийных ресурсов кандидаты по крайней мере пытаются навязать друг другу борьбу, делающую более выразительным плюрализм позиций, то в доступе к административным ресурсам конкуренции фактически нет. Кандидат Игорь Терехов единолично представляет местную власть в коммуникации с избирателями, не давая ни одного шанса органу местного самоуправления на сохранение нейтралитета и независимости в условиях полноценного развертывания избирательной кампании.

Избирательный бюджет кандидата = бюджет города

Как бы грустно это ни звучало, но больше всего от преждевременной смерти Геннадия Адольфовича выиграл харьковский избиратель. Некоторые планы и намерения, которые долгое время не удавалось начать реализовывать или довести до успешного завершения Геннадию Кернесу, получили шанс быть воплощенными в невероятном масштабе и в самые сжатые сроки благодаря внеочередному характеру избирательной кампании.

2021 год еще не закончился, а уже подарил избирателям Харькова море впечатлений и эмоций: научил их полностью наслаждаться жизнью, не думая о стоимости «входного билета» на созерцание городских зрелищ; позволил представлять и планировать коллективное будущее города, где мэр избирается «с точки зрения вечности» (Sub specie aeternitatis), а не калейдоскопа избирательных каденций; помог смело мечтать о грандиозных урбанистических проектах, не заботясь об их стоимости.

Новая дорога через Барабашово
Kharkiv Today

Сумма бюджетных затрат, предусмотренных в 2021 году на реализацию инициатив городской рады, на которые сделал ставку Игорь Терехов в своей предвыборной кампании, по самым скромным подсчетам может достигать 1 млрд 654 млн грн средств налогоплательщиков. Это без учета покупки в лизинг 150 турецких автобусов на сумму более 420 млн грн за счет кредитных средств и строительства мусороперерабатывающего комплекса за заем от ЕБРР на сумму от 1,2 млрд грн: непосредственные бюджетные затраты на эти программы отложены на среднесрочную перспективу.

Об органичном единстве агитационных приоритетов Игоря Терехова и дальновидных бюджетных инициатив городской рады свидетельствует предвыборная программа кандидата, которая позиционируется как «Стратегия развития Харькова до 2030 года» и фактически подменяет собой проект «Стратегии развития города Харькова». Его публичную разработку муниципалитет инициировал еще в начале 2020 года — на замену предыдущей Стратегии-2020. На конец 2021 года проект разработанной за бюджетные средства стратегии города так и не был вынесен на рассмотрение городской рады, в то же время документ аналогичного содержания и формата лег в основу предвыборной программы секретаря городской рады.

Кандидат Терехов в зоопарке.

Началом практического воплощения предвыборной программы Игоря Терехова можно считать 24 февраля 2021 года, когда городская рада досрочно прекратила полномочия мэра Кернеса и одновременно внесла изменения в бюджет Харьковской городской территориальной громады, предусмотрев дополнительные средства на реконструкцию Харьковского зоопарка (плюс 532,5 млн грн), подготовку строительства Ледовой арены (12,8 млн грн) и модернизацию образовательных заведений (плюс 139,2 млн грн). Как выяснилось позже, все эти решения пополнили перечень предвыборных топ-достижений и обещаний кандидата Игоря Терехова, куда также входят инициативы по внедрению «Карты харьковчанина», созданию урбан-парка для занятий уличными видами спорта (30 млн грн), новая целевая программа строительства/приобретения доступного жилья (102,4 млн грн), надбавка педагогическим работникам за престижность труда (47,2 млн грн), достройка метрополитена (15 млн грн) и т.п.

По сравнению с предвыборным 2019 годом, в 2021-м бюджетные затраты на предоставление адресной помощи социально уязвимым слоям населения выросли почти вдвое — с 64 до 111,9 млн грн. Более чем вдвое увеличился объем средств, выделенных на предоставление социальных гарантий отдельным категориям граждан города, — с 132,8 до 295,5 млн грн. В эту сумму, в частности, заложено финансирование «Карты харьковчанина» — одной из самых раскрученных предвыборных социальных инициатив городской рады и лично Игоря Терехова. Техническая реализация проекта стоила громаде 42,5 млн грн. Именная «Карта харьковчанина» заменяет собой е-ticket и дает право на компенсацию проезда в общественном транспорте льготным категориям граждан, а также позволяет делать покупки и пользоваться услугами частных компаний — участников проекта по специальной цене. Городская рада не афиширует, на каких взаимовыгодных условиях частный бизнес (рестораны, аптеки, торговые центры, фитнес-клубы, салоны красоты, супермаркеты, заправочные станции) согласился предоставлять скидки владельцам «Карты». При отсутствии финансовых обязательств со стороны муниципалитета по компенсации затрат участие бизнеса в реализации проекта может восприниматься как приемлемая плата за лояльность со стороны действующей власти.

Опора

Идея «Карты» вполне практическая и вписывается в современные тренды по диджитализации услуг, но ее дискредитирует четкий электоральный подтекст. Дизайн одной из «Карт» (их несколько видов) почти идентичен ситилайтам с политической рекламой Игоря Терехова, размещенным в городе еще в августе. Наблюдателям «ОПОРИ» также известно, что во время летних каникул учителя по телефону и через вайбер-чаты вызывали в школы учеников и их родителей для предоставления персональной информации и получения «Карты харьковчанина». В качестве инструкции к «Карте» школьникам адресовалось личное обращение от лица Игоря Терехова с его фотопортретом и предложением бесплатно посетить с родителями зоопарк. По официальным данным, «Карту харьковчанина» получили более 100 тысяч человек, но зоопарк посетили не все.

Но никто не удивится, что для жителей Харькова эта избирательная кампания будет ассоциироваться с бегемотихой Степанидой, жирафом Демой, пингвинами Гумбольдта, японскими макаками и пятнистыми оленями, а не с субъектами избирательного процесса или их предвыборными лозунгами. Где-то между «Африканской саванной» и «Тропой тигра» концентрация харьковских избирателей значительно заметнее, чем на предвыборных встречах и агитационных мероприятиях кандидатов. Небывалый ажиотаж растет из-за осознания жителями эксклюзивности своего статуса: вход в торжественно открытый секретарем городской рады зоопарк доступен исключительно избирателям Харькова и осуществляется только по приглашениям, которые активно распространялись через предприятия, организации и социальные службы. То, что для получения приглашения надо предоставить персональную информацию (ИНН, номер телефона, дату рождения), — избиратели воспринимают как мелочную формальность.

Опора

В бой против админресурса идут только боты

Еще на местных выборах 2020 года стало понятно, что социальные сети перестали быть игрушкой локальных кампаний в Украине. Они превратились в полноценный инструмент борьбы за голоса избирателей, во время харьковской кампании активно используемый непримиримыми противниками Игорем Тереховым и Михаилом Добкиным. Добкин публично обвинил соперника в организации дискредитирующих рассылок, в то же время исследование «ОПОРИ» показало, что и команда самого Михаила Марковича могла не гнушаться фейковыми страницами и ботами против секретаря городской рады.

Опора

27% всех комментариев под проанализированными «ОПОРОЙ» публикациями сомнительных страниц в Фейсбуке, распространяющими негатив против Терехова, были рождены фейковыми аккаунтами. Глобальные платформы, такие как Фейсбук, регулярно укрепляют противодействие ботам и ложным страницам. Но повысить прозрачность и подотчетность политической борьбы в социальных сетях должен и украинский законодатель, который вновь задумывается об усовершенствовании Избирательного кодекса и медийных законов. Сейчас нормальных механизмов противодействия информационным манипуляциям и бесконтрольным затратам на агитацию в социальных сетях в Украине нет.

Риски «Часа икс»

Круг замкнулся: избирательная кампания, еще летом начинавшаяся именно с мобилизации педагогов, школьников и их родителей, — завершается на той же волне. В последние дни октября на педагогических совещаниях в школах Харькова чиновники от образования агитировали за «правильный выбор», не особо прибегая к размышлениям о критериях такого выбора.

Без комментариев
VGORODE ХАРЬКОВ

В то же время избиратели всех кандидатов должны осознавать, что правильные выборы — это голосование без давления и пряников от политических лидеров, незаангажированные и решительные действия Национальной полиции, отсутствие на участках силовых групп поддержки кандидатов и препятствий наблюдателям, честный и спокойный подсчет голосов. Если все это есть, победителями выборов станут жители Харькова, которые, несмотря на окончательный результат, получат шанс на развитие громады.

Правоохранительная система и руководство государства обязаны гарантировать честное завершение кампании. Без давления на избирателей и избирательные комиссии, незаконных технологий мобилизации бюджетников и плюшек для избирателей в день голосования, игрищ с протоколами о подсчете голосов. Остается надеяться, что отсутствие прямой заинтересованности Центра (другие могут проявиться уже на следующих парламентских/президентских выборах) не помешает ему выполнить свои функции по защите избирательных прав харьковчан. Как и народным депутатам ничто не будет мешать сформулировать волю к устранению хронических проблем избирательного процесса не только в Харькове, а и во всей Украине.