UA / RU
Поддержать ZN.ua

Возвращение в резервацию

…Когда-то в разговоре с заезжим столичным медиаэкспертом на вопрос, есть ли в Донецке свобода слова, я ответил: Ею слишком редко пользуются, чтобы можно было об этом судить».

Автор: Евгений Шибалов

…Когда-то в разговоре с заезжим сто­личным медиаэкспертом на вопрос, есть ли в Донецке свобода слова, я отве­тил: «Не знаю. Ею слишком редко пользуются, чтобы можно было об этом судить».

Сегодня приношу извинения за эти резкие слова. Попытки скосить робкие ростки этой свободы говорят о том, что она все-таки была. И будет, если выдержит новый натиск целой толпы желающих поставить местных журналистов «в стойло».

«Оттепель» закончилась? Донец­кую область снова пытаются превратить в информационную резервацию, где со всех страниц - сплошной позитив, растущий ВВП и слова благодарности партии родной? Некоторые события последнего времени очевидно на это указывают.

Из последнего: редакция донецкого интернет-сайта «ОстроВ» заявила о попытке УБОП получить доступ к серверам своего провайдера. Точнее, к информации, хранящейся на этих серверах. Сам провайдер, пишет издание, эти сведения официально подтвердил - да, милиция интересуется. Но «мы не имеем права раскрывать содержание этого письма и результаты его рассмотрения».

Главред «ОстроВа» Сергей Гармаш однозначно связывает интерес со стороны донецкой милиции с иском народного депутата Юрия Иванющенко, более известного общественности как Юра Енакиевский.

Сей нардеп, вернувшись из добровольной ссылки в Монако, почему-то очень сильно обеспокоился своей репутацией на родине. Результатом этого беспокойства стало обращение в суд с просьбой убрать со страниц интернет-изданий статью «Киллеры и барыги», опубликованную еще в 2007 году.

Напомним, в этой статье Иваню­щенко, со ссылкой на документы российских спецслужб, назвали «главарем преступной организованной группировки, которая совершила более 40 заказных убийств». В том числе его подозревали в организации убийства Ахатя Брагина.

Сроки исковой давности истекли три года назад (дела об опровержениях недостоверной информации в СМИ по закону рассматриваются в течение года, и не более). Однако Иванющенко настойчиво пытается отвадить желающих покопаться в своем прошлом.

«Больше всего нас тревожит, что, по­лучив доступ к серверам, милиция смо­жет отслеживать персональные дан­­ные всех посетителей сайта - и журналистов, публикующих новости, и читателей, и авторов блогов», - сказал Сергей Гармаш корреспонденту ZN.UA.

Такая вот ностальгия по-донецки - «ОстроВ», первое независимое интернет-издание Донецка, начал работу в 2002 году, то есть застал самые «горячие» для местной прессы деньки в 2003-2004 гг., когда «под выборы» ломали и гнули всех. «Остро­витяне» тогда выстояли… Чтобы сейчас начать все сначала.

Там, где нет рычагов прямого давления, действуют окольным путями - судами и милицией. А вот там, где можно никого не стесняться, спускают прямые и недвусмысленные инст­рукции.

Мы уже описывали историю с возрождением темников на областном государственном телевидении. Никаких воспитательных бесед, никаких инст­руктажей - просто в ньюз-руме каждый понедельник вывешивается распечатка, вполне однозначно озаглавленная: «Главные события в До­нецкой области с… по…». С месседжами, названиями сюжетов в анонсах, тезисным содержанием будущих текс­тов и заранее определенными спикерами. Точнее, спикером - почти все «главные события» комментирует иск­лю­чительно губернатор Анатолий Близ­нюк - от состояния сельского хо­зяйст­ва до реформ госаппарата.

Эта информация даже прозвучала с парламентской трибуны, но, увы, слишком поздно - как раз в тот день, когда Рада ликвидировала ВСК по вопросам цензуры.

«Мы являемся государственной телерадиокомпанией, мы финансируемся из государственного бюджета, выполняем государственный заказ… Освещение работы органов государственной власти является для нас приоритетом. Это можно считать дорожной картой, моими рекомендациями», - объяснял потом гендиректор областной ТРК Олег Джолос.

Но как, как, черт побери, государственная форма собственности влияет на соблюдение профессиональных стандартов, тем более - в новостях? Как госзаказ отменяет принцип баланса мнений, например? Актуальности, важности событий?

Но печально не то, что такие дорожные карты появились на госТВ. Печально, что это никого не возмутило, кроме нескольких молодых сотрудников, которые и сообщили об этом корреспонденту ZN.UA. А остальные? Заслуженные журналисты и лауреаты премий, обладатели званий и регалий? Пример для молодежи и авторитет для начинающих?

Редакции еще одной донецкой газе­ты (не называем во избежание) уст­ро­или выволочку за обнародование пол­ной программы визита патриарха Ки­рилла в Донецк, где, помимо прочих богоугодных мероприятий, значилось посещение пивного ресторана с ве­лико­лепным свежесваренным портером.

А журналистку областной газеты «Жизнь» вынудили уволиться за то, что посмела написать (со слов правозащитников) об ужасных условиях содержания детей-инвалидов в Торезс­ком интернате. И теперь коллеги по цеху, обсуждая темы статей, мучительно размышляют: а можно ли об этом? а надо ли? Самоцензура работает лучше обычной цензуры.

Удивляться не надо. Все это было предопределено еще в марте текущего года, когда Близнюк публично заявил, что в негативном имидже области виноваты только и исключительно… журналисты! «Другой раз, кроме негатива, за всю неделю я ни одного позитивного момента в газетах и не вижу. …Я дал команду всем своим заместителям, всем службам, городам и районам на последней коллегии, чтобы все то, что делается со знаком «плюс», нужно показывать. Не хотите показывать этого вы, мы будем находить другие варианты, как доносить это людям», - сказал представителям массмедиа руководитель ОГА.

Кто его знает, какие варианты искали подчиненные Близнюка. Но они пошли проверенным путем - решили исполнять пожелания начальства буквально. Начальство же велело удалить негатив не из окружающей действительности, а только из газет. Как это сделать - вопрос техники, ручки-то помнят…

Ручки помнят, например, как ликвидировали старейшую газету До­нецка «Салон Дона и Баса», издание влиятельное и, по местным меркам, богатое. Владельца издания Леонида Цодикова прессовали долго и старательно. Вкрадчиво интересовались: «Ты памятник хочешь на площади или на кладбище? Пока есть выбор». По-дружески предупреждали: «Все легли, ты один остался».

В конце додавили, вырвали из рук и… «Сегодня Мультимедиа», медиа-хол­динг Рината Ахметова, объявил о закрытии газеты. Исходя, разумеется, из чисто экономических реалий. Как будто не было нескольких лет вычитки передовиц «отцами» города и области.

Не сдаваться - трудно. Но судьба тех, кто не устоял, всегда трагична.

Не уверен, что все это целенаправленная зачистка. Для такого нужна злая и сильная воля, а главное, к этой воле должен прилагаться ясный и четко мыслящий ум, способный рассчитывать и планировать. Таких качеств «коллективный разум» правящей партии пока не демонстрировал. Ни в чем.

Видимо, это инстинктивные судороги Системы, которая нервно реагирует на опасность, содержащуюся в - не остро критичной даже, нет! - а просто в объективной и незаангажированной информации. Когда не о надоях и накосах, а о закрытых школах и больницах. Не о растущем ВВП, а о непомерно роскошном образе жизни народных слуг.

Скудные крохи информации об истинном положении дел тщательно прячутся под сукно, запросы игнорируются и «волынятся» (со ссылками на статьи Закона «О доступе к пуб­личной информации» - полный сюр!). Это плохо. Но то, что взялись за тех, кто даже теоретически может задавать вопросы и собирать эти крохи, - гораздо хуже.