UA / RU
Поддержать ZN.ua

Визы упростили, что дальше?

Ход дебатов в Европарламенте подтвердил, что дальнейшие шаги относительно свободы передвижения граждан Украины не будут легкими

Автор: Александр Сушко

После довольно бурных дебатов, состоявшихся в понедельник, 16 апреля, в среду 18-го изменения и дополнения к Соглашению об упрощении оформления виз между Украиной и ЕС были ратифицированы Европейским парламентом. Напомним: 8 апреля президент Украины подписал закон о ратификации этих изменений и дополнений украинской стороной (а подписание документа состоялось еще 23 июля прошлого года). Летом изменения должны вступить в силу. Само Соглашение об упрощении действует с января 2008 г., а его введение позволило существенно увеличить удельный вес шенгенских виз, действующих в течение продолжительного срока и дающих право на многоразовые поездки, и снизить затраты на получение виз.

Изменения предусматривают дальнейшее упрощение требований относительно перечня документов при подаче заявок на визы для журналистов и водителей международных грузовых и пассажирских перевозок, а также упрощение для технического персонала, сопровождающего журналистов, близких родственников лиц, проживающих в странах ЕС, тех, кто путешествует с целью решения медицинских проблем, и сопровождающих, представителей гражданского общества, принимающих участие в семинарах, тренингах и т.п., лиц, едущих для участия в международных выставках, симпозиумах и семинарах, представителей религиозных организаций, а также лиц - участников официальных трансграничных программ сотрудничества ЕС.

Новые договоренности также предусматривают более четкое определение, кому, когда и на какой период должны выдаваться многоразовые визы. Вместо бывших аморфных сроков "до года", "до пяти лет", что позволяло де-факто выдавать многоразовые визы сроком на месяц и даже неделю - а это нивелировало их ценность, - теперь предусмотрены конкретные сроки: "на один год", "на пять лет". Рассчитываем, что это увеличит удельный вес долгосрочных виз для многих категорий граждан: как тех, кто пользовался льготами и раньше, так и тех, кто лишь теперь попадает в привилегированную группу (прежде всего активисты общественных организаций). Участники международных конференций, семинаров, симпозиумов, независимо от своей профессиональной принадлежности, теперь будут освобождены от консульского сбора и будут иметь возможность претендовать на многоразовую, минимум годичную, визу при условии, что на протяжении предыдущего года они получили по крайней мере одну визу и воспользовались ею согласно законам о въезде и пребывании в государстве, которое посещали.

Решение дать зеленый свет дальнейшему упрощению получения шенгенских виз сопровождалось многократным заверением в том, что этот шаг является не подарком украинской власти, а поощрением наиболее активных прослоек украинского общества к более активному знакомству с Европой. Ведь не секрет, что среди граждан, часто посещающих страны ЕС, доля тех, кто поддерживает европейскую интеграцию Украины и демократические ценности, намного выше, чем среди остальных граждан.

Вместе с тем ход дебатов в Европарламенте подтвердил, что дальнейшие шаги относительно свободы передвижения граждан Украины не будут легкими. Уже во время дебатов 16 апреля фракция либералов в ЕП призвала депутатов отложить ратификацию соглашения, пока в украинском парламенте находятся на рассмотрении проекты законов о запрете так называемой пропаганды гомосексуализма. Речь идет о законопроекте №0945 (нардепов Унгуряна, Чорновила, Григоровича и других), доставшемся в наследство от предыдущей каденции парламента, и законопроект №1155, представленный 2 апреля депутатом Колесниченко. Оба документа существенно суживают установленные Конституцией рамки свободы слова, манипулируя "защитой детей"; вводят уголовное преследование с перспективой 3-5-летнего тюремного заключения для всех, кто решится высказываться публично в защиту сексуальных меньшинств, то есть распространять о них, как сказано в законопроекте Колесниченко, "любую положительную информацию".

Во время дебатов депутаты ЕП указывали на то, что инициаторами и сторонниками скандальных законопроектов являются представители как власти, так и оппозиции. Ни для кого не секрет, например, что законопроект Колесниченко во время заседания профильного комитета поддержал один из руководителей "Батьківщини" Кожемякин, а "Свобода" и не скрывает своего энтузиазма в борьбе с неправильно ориентированными гражданами. Европарламент дал понять, что не следует рассчитывать на поддержку Европой ни демократической риторики, ни амбиций относительно безвизового режима, если вы не возражаете против "наездов" на свободу высказываний и мирных собраний, считающейся в Европе неопровержимой ценностью, а ее ограничение возможно лишь конституционными рамками и минимальным перечнем запретов (запрет пропаганды войны и насилия, насильнического изменения конституционного порядка).

Так что, будет досадно, если вместо долгожданной консолидации украинских политических сил вокруг положительной европейской повестки дня мы увидим попытку объединить Восток и Запад вокруг дикарских идей, свидетельствующих об углублении пропасти между фобиями украинского правящего класса и современным пониманием фундаментальных прав и свобод человека в мире. Кроме дальнейшей потери репутации Украины продвижение таких законодательных фантазий будет означать красную карточку на пути к отмене виз и свободы передвижения, за что, будто бы, выступают все политические силы.