На фоне украинского православия, чья "разделенность", кажется, превратилась из проблемы в своего рода бренд, греко-католики до сих пор на удивление стойко сохраняют единство. Несмотря на то, что у церкви, выходящей из катакомб, всегда много внутренних проблем и противоречий. Теперь же, когда основная работа по восстановлению церкви в правах закончена, этой целостности грозит непростое испытание. Еще несколько лет назад в это трудно было поверить - но факт вершится на глазах: "підгорецькі отці", казавшиеся одной из множества "сект-однодневок", вот-вот официально получат статус Украинской правоверной греко-католической церкви (УП ГКЦ), то есть станут "альтернативной" греко-католической церковью в Украине. Несмотря на свою одиозность и склонность к скандалам. Несмотря на тавтологию в названии. Несмотря на фарсовые анафемы, обвинения и манеру поведения. Несмотря - или, возможно, как раз благодаря этому. Есть все основания предполагать, что многолетние попытки воспрепятствовать официальной регистрации этой церкви со стороны государственных органов по делам религий вскоре сойдут на нет. Во-первых, даже у украинских чиновников иногда заканчиваются отговорки. А во-вторых, "підгорецьким отцям" есть что предложить нынешней украинской власти.
Любопытно, что из всего депутатского корпуса прошлого созыва в "заступники" священноначалие УП ГКЦ выбрало именно одиозного "защитника от украинского" В.Колесниченко. Именно ему "отцы" высказали свою обиду, поделились наблюдениями и выступили с предложением. В небольшом, но емком письме много любопытного: оценка деятельности чиновников Министерства культуры и Львовской ОГА, а также "масонов", прессы и, конечно, священноначалия УГКЦ. Деятельность эта, как легко догадаться, направлена на борьбу против УП ГКЦ и одновременно и неотъемлемо - с действующей властью. Из чего легко заключить, кто на самом деле в этом "проблемном" для власти регионе истинный союзник власти или, во всяком случае, готов им стать в обмен на небольшую услугу. Указанная услуга, впрочем, в интересах власти, о чем вполне недвусмысленно сообщает в письме депутату владыка УП ГКЦ Маркиян Гитюк: "Православную церковь Министерство культуры по политическим мотивам делит и регистрирует 5 православных церквей, а для Греко-Католической Церкви УГКЦ искусственно удерживает монополию, чтобы она могла и политически манипулировать общественностью".
Схожего содержания письмо было направлено от имени "общественных организаций из Западной Украины" премьер-министру Азарову. Здесь авторы акцентируют внимание власти на антиправительственной деятельности священноначалия УГКЦ (упоминаются имена кардинала Любомира Гузара и архиеписопа Львовского Игоря Возняка) и их светских союзников, которые совмещают борьбу с УП ГКЦ с поддержкой Юлии Тимошенко. Премьер-министра предупреждают, что в случае негативных решений в отношении УП ГКЦ "...на Львовщине дойдет до антиправительственного политического путча. Если поддержите законную регистрацию УП ГКЦ, то монополия антиправительственных сил УГКЦ на Западной Украине будет сломлена".
Можно сказать, ничего оригинального "підгорецькі отці" власти не предлагают. Политизация церковного вопроса, поиск союзников и готовность "согласовывать интересы" - все это мы наблюдаем в государственно-церковных отношениях все двадцать с лишним лет существования нашей страны. Разве что "отці" немного опоздали: подобная риторика в общении церкви и власти уже несколько лет как вышла из моды. Не говоря уже о жанре политического доноса.
Впрочем, все это, включая предложение "православного сценария" для УГКЦ, не вписывается в имидж, который старательно, скандал за скандалом, создавали себе "підгорецькі отці", - имидж борцов за бескомпромиссность и чистоту рук и душ священнослужителей.
Повторюсь: еще недавно такая "альтернатива" УГКЦ выглядела просто смешно. Слишком многое в образе "догналовцев" не укладывается в рамки здравого смысла. Начиная с их картинного фанатизма, выраженного в "анафемах для всех", включая московского патриарха, и заканчивая нарушением визового режима со стороны "патриарха" Догнала.
Предложение "православного сценария" для УГКЦ, даже на фоне несколько зажеванного разделения украинского православия, тоже выглядит откровенным шаржем. История разделения украинской православной церкви не лишена драматизма и "проклятых вопросов". Ее векторы протянуты между двумя сильнейшими патриархатами и "национальным центром", причем у всего этого история в несколько веков. В то время как сторонники Догнала противопоставляют Риму и Киеву какой-то никому до сих пор неизвестный "Вселенский католический патриархат", во главе которого стоит все тот же "патриарх Илия Догнал".
Но смеяться хочется все меньше - в последнее время слишком многое в нашей жизни идет вразрез со здравым смыслом, чтобы сбрасывать со счетов даже самые, на первый взгляд, невероятные сценарии. А "группа Догнала" определенно из тех звезд, чье сияние кому-нибудь нужно. "Православный сценарий для УГКЦ" - неплохая заявка. На фоне легко эксплуатируемых противоречий в православной церкви УГКЦ выглядит слишком монолитной и неприступной даже для тех, кто знает о ее внутренних противоречиях: их заряда не хватает на то, чтобы полноценно "разделять и властвовать".
И тут "підгорецьких отців" при всей их маргинальности не стоит недооценивать, потому что их идеология приходится как раз на разлом, существующий на самом деле в любой церкви, и УГКЦ не исключение. Разлом между консервативным и рациональным, желаемым и действительным, между духом и буквой. Свой "капитал" догналовцы сколотили на "вскрытии язв" на теле церкви. На фоне общего - и зачастую напрасного - старания церковников "держать лицо" "гласность" а-ля догналовцы имела успех и у СМИ, и у почтеннейшей публики.
Что важнее, она имела успех и в церковной среде. Показательная бескомпромиссность во всем - от трактовок догмата до требования кристальной честности от священноначалия - стала чем-то вроде фирменного знака "підгорецьких отців". Они просто не могли не вызывать симпатий у консервативно и пассивно настроенных верующих, ожидающих, что "церковную жизнь" им наладит священник, а в учении церкви (как и в самой жизни) предпочитающих простые рецепты и "букву закона" сложным концепциям духа любви. Для подобной паствы не надо изобретать велосипед - достаточно создать отечественный аналог епископа Диомида. Разница только в степени искренности, которой у епископа Чукотского было все-таки куда больше.
Откровенная одиозность выступлений и вообще поведения догналовцев заставляет задуматься над тем, что группа эта изо всех сил пытается остаться маргинальной. То есть ее основная цель - расшатывать лодку. Минимум лодку УГКЦ, а по возможности и весь "корабль Святого Петра". Нестабильность в УГКЦ выгодна многим, а потому "підгорецькі отці" могут рассчитывать на союзников. И они совсем не кривят душой, когда дают понять своим потенциальным союзникам, что регистрация их церкви - вопрос политический.
Поэтому недавнее "всплытие" в СМИ информации о том, что в Министерстве культуры зреет план регистрации УП ГКЦ, хоть и выглядело несколько смехотворно на фоне решения о выдворении из страны ее лидера, однако имеет под собой веские основания. Некий "план Б" просто не мог не существовать под спудом Госкомрелигий и его преемников. Он не "зреет", а, скорее всего, заготовлен уже давно. Как фраза "казнить нельзя помиловать" - он ждет только одного знака, чтобы быть либо пущенным в ход, либо похороненным под сукном. Для тех, кто выстраивает государственно-церковные отношения, идея подточить духовное влияние неудобной, слишком уверенной в себе УГКЦ в "ее" регионе вряд ли блещет новизной. И она выглядит особенно привлекательно, когда на другой чаше весов лежит не настоящая массовая церковная община во главе с авторитетным владыкой, - как это случилось с двумя основными православными конфессиями Украины, с которыми даже в условиях разделения оказалось не так-то легко сладить, - а "потешная" группа, которая вряд ли привлечет к себе массы верующих и внимание мировой общественности, то есть удержать ее в режиме ручного управления будет гораздо проще.
А значит, несмотря на волокиту и сопротивление (настоящее или придуманное) различных органов власти, УП ГКЦ имеет неплохие шансы на официальную регистрацию. Упреки в "неоригинальности" названия, которое "может ввести в заблуждение", выглядят эфемерно - в украинском православии тоже, знаете ли, никакой оригинальности в аббревиатурах. Кстати, еще одно совпадение с "православным сценарием". Впрочем, "совпадение" - не слишком удачное слово. Какие уж тут совпадения...