UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украинский бизнес начинает смотреть в сторону запада

Украинские предприятия заинтересованы в расширении торговли с ЕС и в этом направлении видят свои будущие рынки

Автор: Оксана Кузякив

Дискуссия относительно перспективы подписания Украиной Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом versus членства в Таможенном союзе является предметом особого общественного внимания за последние несколько месяцев. Многие эксперты сейчас говорят, что Соглашение об ассоциации - это, прежде всего, шанс, который можно реализовать или нет. В основном, это касается экономических изменений и роста благосостояния. Особую роль здесь сыграет бизнес как источник экономического развития и прогресса. Именно от того, в какой степени деловые круги могут и готовы воспользоваться этим шансом, во многом будут зависеть последствия действия соглашения для всего общества.

Институт экономических исследований и политических консультаций в рамках проекта "Исследование делового мнения" на протяжении многих лет проводит опрос представителей бизнеса по поводу их отношения к разным векторам экономической интеграции страны. Исследования обычно проводятся осенью, однако по причине высокой актуальности вопроса именно сейчас, летом этого года мы провели специальное исследование, посвященное отношению и осведомленности бизнеса относительно Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом.

Полевой этап опроса проводился в июле-августе 2013-го. Выборка опроса - 313 предприятий реального сектора экономики (промышленные предприятия) по всей территории Украины. Были опрошены представители предприятий всех размеров, отраслей промышленности и форм собственности. 42% опрошенных предприятий занимаются экспортом, 28% - импортом.

Прежде чем представить результаты этого исследования, сделаем небольшой экскурс в историю. Представление деловых кругов о том, какое именно направление экономической интеграции - западное или восточное - является наилучшим для страны, изменялось вместе с изменением политической ситуации, общественного мнения, экономической конъюнктуры. Все резкие колебания деловых настроений происходили за счет резких изменений численности приверженцев восточного вектора экономической интеграции, а вот доля тех, кто видит более перспективной экономическую кооперацию с западным миром, не менялась резко, за исключением периода "помаранчевого оптимизма". Так, по данным нашего опроса, доля приверженцев западного вектора экономической интеграции резко возросла в 2006 г., даже перевесив долю тех, кто связывал лучшие перспективы экономического развития с Россией и другими странами СНГ. В следующем, 2007 г., весы благосклонности Запад-Восток снова резко пошатнулись, но уже в другую сторону - доля сторонников экономической интеграции с Россией и странами СНГ увеличилась с 28,9 до 42,6%, достигнув уровня конца 1990-х. Примерно на таком уровне она оставалась на протяжении последующих трех лет, до 2010 г. А вот количество приверженцев экономической евроинтеграции в этот период хоть и медленно, но неуклонно возрастало. С 2011 г. среди наших респондентов преобладают приверженцы западного вектора интеграции (24,2–39,3%).

Анализируя результаты исследования за эти годы, мы выяснили, что выделяется группа респондентов, имеющих более постоянное, чем другие, отношение к векторам интеграции - предприятия-экспортеры. Сделаем небольшое отступление в социологическую теорию. Как известно, общественные настроения являются этапом формирования общественного мнения и отличаются большей изменчивостью, то есть, условно говоря, представления индивида, которые основываются на знании предмета, называем мнением, а представления, сформированные под влиянием ощущений, внушений, впечатлений, формируют то, что мы называем общественными настроениями. Первое - более стабильное, второе - более восприимчивое к месседжам масс-медиа и может быстро изменяться. Отношение бизнес-кругов к вопросам европейской интеграции также можно разделить на настроение - более восприимчивое к изменениям и мнение - более стабильное. Выразителями последнего, по данным наших исследований, и является бизнес, который ведет экспортную деятельность. Представители этой прослойки лучше осведомлены о практическом измерении экономической интеграции. Именно среди предприятий-экспортеров, имеющих основных торговых партнеров на Западе, с 2006 г. по сей день неуклонно возрастает доля тех, кто приоритетным направлением экономической интеграции считает западное, и именно это является движущей силой роста доли европриверженцев среди бизнес-кругов. Результаты исследований на протяжении этого времени подтверждали и обратное: предприятия-экспортеры в Россию и страны СНГ чаще других выбирали восточное направление экономической интеграции как приоритетное для страны.

Однако на протяжении последних месяцев что-то изменилось в формировании делового мнения, результаты нашего специального опроса, проведенного в конце лета, подтвердили: мнение бизнесменов перестало зависеть от того, куда сейчас их предприятия экспортируют свою продукцию. Хотя среди наших респондентов-экспортеров почти 40% указали, что имеют основных торговых партнеров в странах Таможенного союза, и лишь 17,3% отметили, что их партнеры находятся в странах Европейского Союза, данные исследования свидетельствуют: все опрошенные, независимо от направления внешнеэкономической деятельности, благосклоннее относятся к Европейскому, чем к Таможенному союзу.

Другим важным выводом исследования 2013 г. является тот факт, что украинский бизнес стремится к гармоничным отношениям с торговыми партнерами как на Востоке, так и на Западе, но при необходимости однозначного выбора тяготеет к западным правилам и стандартам. По данным исследования, примерно одинаковое количество опрошенных заинтересованы в гармонизации торгового законодательства Украины с соответствующим законодательством ЕС (45,7%) и Таможенного союза (43,1%). Однако в случае противоречий доля опрошенных, считающих, что украинское законодательство нужно согласовать с законодательством ЕС, почти вдвое превышает тех, кто склоняется к гармонизации законодательства со странами Таможенного союза (соответственно 27,2 и 16,3%).

Результаты опроса свидетельствуют, что украинские предприятия заинтересованы в расширении торговли с ЕС и в этом направлении видят свои будущие рынки, в частности, подавляющее большинство опрошенных - 63% - заинтересованы в отмене пошлин при торговле с ЕС. 42% предпринимателей не определились с тем, согласны ли они отдать регулирование какому-то наднациональному органу. Доли согласных и несогласных с этим утверждением одинаковы - около трети опрошенных. Но среди тех, кто соглашается с этим, большинство - почти 80% - отдают предпочтение тому, чтобы условия для ведения бизнеса определяла Европейская, а не Евразийская комиссия.

Результаты опроса также подтвердили факт нехватки специальных знаний у представителей бизнеса. Бизнес мало осведомлен не только о технических деталях торговых соглашений, но и мало знает о возможностях, открывающихся перед украинскими предприятиями в случае выполнения положений Соглашения об ассоциации с ЕС. Например, среди респондентов с предприятий легкой промышленности наибольшая доля, тех, кто не смог ответить на вопрос о заинтересованности или незаинтересованности своего предприятия в отмене ввозных пошлин для своей продукции в страны ЕС. Между тем легкая промышленность - одна из тех отраслей, которые могут выиграть больше всего именно от применения таких мер. И подобных примеров можно привести еще много.

Повышение осведомленности бизнеса о возможностях, предоставляемых Соглашением об ассоциации, и осведомленности общества вообще (это не было предметом нашего исследования, но аналогия здесь прослеживается) является залогом того, что шанс для бизнеса, шанс для страны, о котором сегодня так много говорят, будет успешно реализован, ведь для этого есть все возможности и предпосылки.