UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украинский город Харьков

Буквально за считанные дни город продемонстрировал, что он такой же украинский город, как и Днепр, Ивано-Франковск, Львов, Ужгород

Автор: Эдуард Рубин

История нашего города насчитывает множество противоречивых моментов. География наложила отпечаток на нашу самобытность и жизненный уклад. Несмотря на множественные родственные связи его жителей с восточным соседом, мы все же сохраняем украинскую идентичность, хотя и не всегда ее активно подчеркивали.

Не буду углубляться совсем уж в далекое прошлое, а сделаю акцент на явлениях и событиях новейшей истории.

Изначально город купцов и торговцев, Харьков за последние 100 лет стал студенческим, благодаря большому скоплению промышленных предприятий, образовательных и научных центров. Традиционно студенты, а за ними и инженеры не очень любят рассуждать об абстрактном, когда есть возможность решать конкретные задачи. Они не политизированы, пока их не трогают, послушают слова «говорящие головы», а потом молча сделают так, как велит душа. Спокойно и методично они делают дело и отстраивают промышленность, не особо обращая внимание на идеологию.

Так было в советское время.

Когда Украина обрела долгожданную независимость, начался постепенный процесс украинизации. Харьков, как и прежде, стремился к локальной самостоятельности, особенно в быту. Не считаю это плохим явлением, если оно не вредит общегосударственным интересам.

Нам свойственна мультиязычность, а с развитием вещевых рынков и притоком иностранных студентов, спектр языков, которые можно было услышать на улицах, расширился. Харьковчане всегда приветливы к народам, которые пришли с миром.

Читайте также: Обстрелы в Харькове: пожар с рынка "Барабашово" распространился на частные жилые дома

В школах наши дети учили украинский и показывали достойные результаты на ЗНО, а учителя помогали им с национальным самоопределением. Да и вообще у большинства адекватных харьковчан не возникало сомнений, что Харьков — украинский город. Другое дело, что об этом, как о чем-то самоочевидном, не говорили вслух. Тогда.

Но тут пришел 2014 год, и местные марионетки «мышебратьев» посчитали, что если харьковчане чего-то не говорят, значит и не думают в соответствующем направлении. Но нет. Буквально за считанные дни наш город продемонстрировал, что он такой же украинский город, как и Днепр, Ивано-Франковск, Львов, Ужгород. У нас был самый массовый Евромайдан. Многие из его участников потом отправились в Киев, а кто-то остался охранять Харьков от первого нашествия. Сейчас уже мало кто сомневается, что тогда, в 2014 году, именно Харьков предотвратил разделение Украины чуть ли не пополам, сломав сценарий многих «народных республик». Общество взорвалось, как только его задели за живое, и мощной волной смело угрозу.

Впоследствии мы еще долго идентифицировали и отлавливали всю эту пророссийскую нечисть. Позже могли критиковать власть, выступать за различные политические силы, что в демократическом обществе — совершенно нормально. В одном мы оставались едины: Харьков — это Украина. Отношение к восточному соседу стало маркером «свой-чужой», «чужие» быстро или сбежали или притихли, больше не представляя угрозы.

24 февраля 2022 года «чужих» почти не осталось. Те, кто на кухнях еще выказывал слабую веру в мир с соседом-террористом, прозрел, и теперь жаждет только победы, оборвав контакты с родственниками по ту сторону. Мужчины выстроились в очередь в военкоматы и тероборону.

Сейчас Харьков планомерно уничтожают.

Мариенко Андрей / УНИАН

Достается Чернигову, Мариуполю, Сумам. От самих названий этих городов бросает в дрожь, но все ж хочу остановиться на роли именно Харькова. По понятным причинам максимум ресурсов брошено на защиту столицы.

Можно ли сказать, что Харьков — один из самых значимых в Украине? Нет. Он именно второй по значимости город в Украине. Степень, в которой Харьков экономически усиливает Киев в мирное время, недостижима ни одним из других городов. Его мощности не заменить. А сейчас наш Харьков сдерживает врага с востока и платит за свою свободу очень высокую цену — здания и жизни, разрушенные десятками ракет и самолетов, которые свободно долетают и выполняют свои цели. Против всего этого есть средства, но не над нами.

Кто-то из харьковчан был вынужден уехать, спасая семьи от бомбежек. Самые непоколебимые остались и мужественно поддерживают инфраструктуру города. Вооруженные силы и тероборона делают все возможное, чтобы нечисть не пролезла в город, и ей ничего не остается, как палить по мирным кварталам по воздуху. Многие, уехав из горячих точек, поселились в близлежащих городах, чтобы работать или волонтерить и помогать в тылу.

Мариенко Андрей / УНИАН

Харьковское IT-сообщество распорошилось, но продолжает работать, выполнять обязательства перед партнерами, заказчиками, клиентами и поддерживать приток средств в страну. К слову, размер этого сообщества — более 35 тысяч человек и 500+ компаний. И они станут первыми, кто будет рад вернуться, чтобы восстанавливать Харьков из руин.

Все, что есть в открытом доступе для защиты города, уже купили или покупают. Однако усиление оборонной способности — вопрос за столицей. И мне как коренному харьковчанину хочется верить, что благодаря скоординированным действиям столицы, мне и моим детям еще будет куда вернуться. Верим в ВСУ. Харьков — это Украина.

Больше статей Эдуарда Рубина читайте по ссылке.