UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ukrainian papers

История с внезапно вынырнувшей "черной бухгалтерией" Партии регионов могла бы перерасти в грандиозный антикоррупционный процесс, если бы в Украине не существовало такого количества желающих заболтать или замолчать эту тему.

Автор: Оксана Денисова

История с внезапно вынырнувшей "черной бухгалтерией" Партии регионов могла бы перерасти в грандиозный антикоррупционный процесс, если бы в Украине не существовало такого количества желающих заболтать или замолчать эту тему.

Как известно, все началось с того, что бывший первый замглавы СБУ Виктор Трепак передал в НАБУ пакет документов, подтверждающих систематические выплаты Партией регионов наличных денег ряду политиков и общественных деятелей. По его словам, речь идет приблизительно о 2 млрд долл., выданных за разного рода услуги депутатам, министрам, судьям, членам ЦИК, политологам и журналистам.

В ходе предшествующего походу в НАБУ разговора с ZN.UA, генерал Трепак дал понять: в имеющихся у него документах, охватывающих пятилетнюю историю теневых выплат ПР, есть некоторые пробелы. Очевидно, он предупредил об этом и главу НАБУ Артема Сытника, которому передал бумаги. Информация о существовании дополнительных фрагментов "черной кассы" подтвердилась через несколько дней, когда депутат Сергей Лещенко опубликовал в издании "Украинская правда" один из недостающих "пазлов".

Как предполагает ZN.UA, зимой и весной 2016 г. несколько человек получили фрагменты из "амбарной книги" ПР. Очевидно, генерал Трепак вызвал у инициаторов кампании наибольшее доверие, поскольку именно он получил львиную долю документов. Также очевидно, что, кроме переданных Трепаком в НАБУ и опубликованных Лещенко документов, существуют еще несколько "недостающих пазлов", припрятанных в надежном месте или разосланных другим людям. Хозяева бумаг могут, в перспективе, опубликовать их либо использовать для шантажа фигурантов, если экспертиза подтвердит подлинность документов.

Впрочем, ожидается, что неполноту картины могут заполнять и фейковыми списками. Теперь ведь известно, как они выглядят. Парад фейков может послужить не только делу сведения политических счетов, но и дискредитации в общественном сознании дела о самой "амбарной книге".

Словом, "амбарная книга" рискует превратиться в "книжный амбар". Тему заинтересованы заболтать как минимум все политические силы, причем как являвшиеся реципиентами доноров от ПР, так и сами, имеющие подобные книги. "Конечно, у нас тоже есть такая книга, но мы же не дураки, чтобы там расписываться", - сказал ZN.UA депутат одной из фракций коалиции, выражая, скорее всего, общее мнение нынешних парламентариев. В том, чтобы тема коррупционных выплат была доведена до абсурда, заинтересованы и СМИ, топ-менеджеры и журналисты которых могли получать деньги из "черной кассы" ПР.

Теоретически информация из "черных" ведомостей ПР может послужить основанием для возбуждения целого ряда уголовных дел. Однако перспективы рассмотрения этих дел в суде представляются довольно туманными.

Во-первых, пробелы в материалах чреваты тем, что следствию сложно будет составить полную картину произошедшего. Во-вторых, национальное антикоррупционное бюро начало расследование с процессуальной ошибки. По информации ZN.UA Виктор Трепак передал документы главе бюро Артему Сытнику в 14.00 пятницы, 27 мая. По закону НАБУ должно было зарегистрировать производство по этому делу максимум в течение 24 часов с момента получения материалов. Однако, согласно официальной информации от НАБУ, производство запустилось лишь во второй половине дня следующего понедельника, 30 мая. И даже если Сытник теперь сетует на то, что документы были получены в конце рабочего дня пятницы, а зарегистрированы в ближайший после этого рабочий день, это не снимает вопроса: в каком статусе пребывали документы с пятницы по понедельник, где они хранились, кто их видел и изучал?

Юристы уже сейчас расходятся во мнениях относительно процессуального веса данных документов. Одни считают их чем-то сродни "чужой электронной почты", другие предполагают, что, если расследование будет качественным и профессиональным, документы могут быть использованы в качестве доказательств по коррупционным делам. Например, депутат и юрист Сергей Власенко считает, что, если НАБУ установит подлинность документов, допросит фигурантов списка и докажет аутентичность их подписей, документы можно будет "пристегнуть" к антикоррупционным делам в качестве доказательств.

"Если будет доказано, что люди из списка в указанный там момент находились в указанном месте, и если будет доказана аутентичность их подписей, то, конечно, эти документы могут стать доказательствами. Но это - огромная и кропотливая работа", - сказал Власенко.

ZN.UA также обратилось к известному адвокату Виктору Петруненко с просьбой описать характер возможных обвинений в адрес фигурантов списка, исходя из уже опубликованной информации. По его словам, в случае успешного расследования, фигурантам списка можно предъявить, как минимум:

1. Если министр, народный депутат, член ЦИК, судья Высшего или Верховного суда получил деньги за совершение или несовершение любого конкретного действия с использованием власти или служебного положения в интересах того, кто предоставил деньги, или в интересах третьего лица (например издание приказа, постановления и т.п., голосование за закон или другой вопрос, вынесение судебного решения), то их действие представляет собой (независимо от суммы) преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 368 УК Украины, - получение неправомерной выгоды, содеянное служебным лицом, занимающим особо ответственное положение. За это уголовное правонарушение предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, с конфискацией имущества.

2. Если не будут установлены конкретные действия, которые совершили министр, народный депутат, член ЦИК, судья Высшего или Верховного суда, получившие деньги, то факт получения ими денег нужно квалифицировать как незаконное обогащение по ч. 3 ст. 368-2 УК Украины, т.е. обретение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, в собственность активов в значительном размере, законность основания обретения которых не подтверждена доказательствами, как и передача им таких активов любому другому лицу, содеянное служебным лицом, занимающим особо ответственное положение. Наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества.

3. Лицо, предоставившее неправомерную выгоду министру, народному депутату Украины, члену ЦИК, судье Высшего или Верховного суда Украины, несет ответственность по ч. 4 ст. 369 УК Украины, по которой предусмотрено лишение свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой.

4. Министр, народный депутат, за неправомерную выгоду совершивший действие с использованием власти или служебного положения, несмотря на интересы службы, с целью получения неправомерной выгоды для другого физического или юридического лица, если оно нанесло существенный ущерб охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан, либо государственным или общественным интересам, или интересам юридических лиц, и которое стало причиной тяжких последствий, подлежит ответственности за злоупотребление властью или служебным положением по ч. 2 ст. 364 УК Украины, которой предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, со штрафом от 500 до 1 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан.

5. Судья Высшего или Верховного суда Украины, за неправомерную выгоду принявший заведомо неправосудный приговор, решение или постановление, подлежит ответственности по ч. 2 ст. 375 УК Украины, которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до восьми лет.

6. Член ЦИК Украины, который за неправомерную выгоду организовывал либо подстрекал к препятствованию осуществлению избирательного права или права участвовать в референдуме, работе избирательной комиссии или комиссии по референдуму или деятельности официального наблюдателя (ст. 157); организовывал либо подстрекал к фальсификации избирательных документов, документов референдума или фальсификации итогов голосования, предоставления неправдивых сведений в органы Государственного реестра избирателей или фальсификации сведений Государственного реестра избирателей (ст. 158); организовывал либо подстрекал к незаконному уничтожению избирательной документации или документов референдума (ст. 158-2), несут ответственность по указанным статьям УК Украины, которыми предусмотрено в основном наказание от штрафа до лишения свободы сроком до пяти лет.

7. Лицо, давшее деньги для передачи (а также лицо, непосредственно передавшее деньги) служебному лицу телеканала, редакции и пр. за совершение действий или бездеятельность с использованием предоставленных ему полномочий, подлежит ответственности по ч. 1 ст. 368-3 УК (подкуп служебного лица юридического лица частного права, независимо от организационно-правовой формы) и наказывается штрафом от 150 до 400 необлагаемых минимумов доходов граждан, или общественными роботами на срок от 100 до 200 часов, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок. Действия, содеянные повторно или по предварительному сговору группой лиц или организованной группой (ч. 2 указанной статьи), наказываются штрафом от 350 до 700 необлагаемых минимумов доходов граждан, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.

8. Служебные лица телеканалов, редакций и пр., получившие деньги за совершение действий или бездеятельность с использованием предоставленных им полномочий в интересах того, кто предоставил деньги, или в интересах третьего лица, подлежат ответственности по ч. 3 ст. 368-3 УК Украины. Действия наказываются штрафом от 500 до 750 необлагаемых минимумов доходов граждан, или исправительными роботами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.

Повторное получение денег влечет ответственность по ч. 4 указанной статьи и наказывается лишением свободы
на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, с конфискацией имущества.

9. Передача денег лицам, не уполномоченным на выполнение функций государства - политическим, общественным деятелям, журналистам, политологам и т.п., которые предлагают, обещают, соглашается повлиять на принятие решения лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, составляет преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 369-2 УК Украины (злоупотребление влиянием), которое наказывается штрафом от 200 до 500 необлагаемых минимумов доходов граждан, или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением свободы на срок до двух лет.

10. Политические, общественные деятели, журналисты, политологи и др., получившие деньги за влияние на принятие решения лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, квалифицируются по ч. 2 ст. 369-2 УК Украины и наказываются штрафом от 750 до 1500 необлагаемых минимумов доходов граждан или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Принятие предложения, обещания или получение неправомерной выгоды для себя или третьего лица за влияние
на принятие решения лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, объединенное с требованием такой выгоды (ч. 3 указанной статьи), наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества.

11. Кроме злоупотребления влиянием, получение денег политическим, общественным деятелем может иметь место для организации совершения преступлений против избирательных, трудовых и других личных прав и свобод человека и гражданина, таких как:

- организация или подстрекательство к препятствованию осуществления избирательного права или права участвовать в референдуме, работе избирательной комиссии или комиссии по референдуму или деятельности официального наблюдателя (ст. 157);

- организация или подстрекательство к фальсификации избирательных документов, документов референдума или фальсификация итогов голосования, предоставление ложных сведений в органы Государственного реестра избирателей или фальсификация сведений Государственного реестра избирателей (ст. 158);

- организация или подстрекательство к незаконному уничтожению избирательной документации или документов референдума (ст. 158-2);

- организация или подстрекательство к нарушению порядка финансирования избирательной кампании кандидата, политической партии (блока) (ст. 159-1);

- организация или подстрекательство к нарушению тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной или другой корреспонденции, передающейся средствами связи или через компьютер (ст. 163);

- организация или подстрекательство к препятствованию законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 171).

12. Если физические лица или служебные лица телеканалов, редакций и т.п. получили деньги в размерах, из которых они должны были платить налоги в размерах, в тысячу и более раз превышающих установленный законодательством необлагаемый минимум доходов граждан, не задекларировали полученные суммы денег и не уплатили налоги и сборы, то их действия квалифицируются как уклонение от уплаты налогов, сборов (ст. 212 УК Украины), что предусматривает наказание в виде штрафа от 1 до 25 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества.