UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украина — Россия: "дружба" через фронт

После трагедии под Волновахой и в Мариуполе Верховная Рада наконец признала Россию государством-агрессором. Одновременно, вновь, как и прошлым летом, зазвучали призывы полностью разорвать дипломатические отношения с Москвой. Сторонники такого шага мотивируют его тем, что Россия ведет войну против Украины, а российские военные ежедневно убивают украинцев. В этой ситуации делать вид, что между государствами ничего не происходит, - "политическая шизофрения".

Автор: Владимир Кравченко

После трагедии под Волновахой и в Мариуполе Верховная Рада наконец признала Россию государством-агрессором. Одновременно, вновь, как и прошлым летом, зазвучали призывы полностью разорвать дипломатические отношения с Москвой. Сторонники такого шага мотивируют его тем, что Россия ведет войну против Украины, а российские военные ежедневно убивают украинцев. В этой ситуации делать вид, что между государствами ничего не происходит, - "политическая шизофрения".

Но официальный Киев, абстрактно говорящий об "агрессии с Востока", не спешит окончательно "рвать" с Москвой. Посла отозвали, сократили количество дипломатов. И все. Почему же Киев не идет дальше, не расставляя все точки над "і" в отношении с Москвой?

Дипломатические отношения - это юридические нити, связывающие государства: страны признают друг друга и устанавливают между собой официальные контакты. Формально (хотя и не всегда) это происходит через обмен посольствами.

Когда правительства принимают решение разорвать дипотношения, это означает, что одна из сторон прошла некую точку замерзания. Например, в 2008-м Тбилиси полностью разорвал дипломатические отношения с Россией не тогда, когда российские войска вторглись в Грузию, а после признания Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии. Теперь интересы двух стран представляет Швейцария.

Нынче в Тбилиси представители правящей коалиции говорят о том, что команда Саакашвили во многом вела себя "инфантильно". В том числе и в вопросе разрыва дипотношений, поскольку Грузия многое потеряла от такого решения. Но, ведя диалог с россиянами по экономическим, транспортным, консульским, гуманитарным вопросам, грузинские политики все же не спешат восстанавливать дипотношения с Москвой. "Их не будет до тех пор, пока Россия признаёт независимость Абхазии и Южной Осетии", - раз за разом повторяют в Тбилиси.

Поэтому один из основных вопросов: что приобретает и теряет Украина от разрыва дипотношений с Россией? К чему приведет отзыв дипломатов и закрытие на амбарный замок посольства и консульств? Ведь разрыв дипотношений - не только ритуальный жест, вызывающий серьезный резонанс в мировых столицах и среди общественности. Как заметил один из юристов-международников, "когда эхо от звука затихнет, приходится разбираться с последствиями".

Второй вице-президент Европейского комитета по предупреждению пыток Николай Гнатовский утверждает: в современном мире наличие вооруженного конфликта между государствами не обязательно ведет к разрыву дипломатических отношений между ними. В качестве примера эксперт приводит индо-пакистанскую войну в 1965 г., когда Дели и Исламабад продолжали сохранять дипломатические отношения.

По мнению Николая Гнатовского, символическое значение разрыва дипотношений как крайняя форма выражения внешнеполитического протеста перевешивается рядом практических отрицательных последствий такого шага. Во-первых, еще более сократятся возможности защиты украинских граждан, находящихся в России. (По приблизительным подсчетам украинских властей, наших граждан в РФ - около 2,5 млн чел.)

Правда, разрыв дипломатических отношений не означает, что автоматически разрываются и консульские. Последние, по мнению эксперта, в любом случае разумнее сохранить, дабы обеспечивать защиту прав и интересов юридических и физических лиц. Тем не менее, при отсутствии дипотношений работа консулов затруднена.

Если же будут полностью разорваны дипломатические и консульские отношения, то Киеву придется искать страну, которая будет представлять наши интересы в Москве. В том числе и в консульских вопросах. И если сегодня Надежду Савченко и других украинских граждан в российской тюрьме посещает украинский консул, то при полном разрыве отношений представитель украинского государства к ним уже не попадет. В лучшем случае, это сможет сделать только иностранный дипломат из страны, представляющей интересы Украины.

Помимо консульской защиты, сведется на нет и возможность дипломатической защиты. Речь идет о праве государства через свое дипломатическое представительство вступиться за своего гражданина, не нашедшего правды в соответствующих инстанциях иностранного государства.

Во-вторых, поясняет эксперт, разрыв дипотношений затрудняет прямой диалог между странами. Разрешение любых спорных вопросов между ними - первейшая задача дипломатии. А дипломатия - это переговоры, которые лучше вести напрямую.

Только вот когда у нас контакты с российским руководством шли через МИД? На украинско-российских переговорах нередко отсутствовали представители украинского внешнеполитического ведомства. А отсутствие посла Владимира Ельченко в Москве не препятствует личным встречам и телефонным разговорам Петра Порошенко и Владимира Путина… И у той же Грузии, например, при отсутствии дипотношений с Россией, существует "диалог Абашидзе-Карасин".

Некоторые сторонники сохранения дипотношений также считают, что их разрыв ставит под угрозу Минские договоренности. Неофициально украинские дипломаты говорят: если, допустим, вышлем Михаила Зурабова, то Российская Федерация может отозвать его подпись под Минским меморандумом, поскольку он уже не посол. А это именно то, чего так долго добивались русские.

Аргумент спорный. Во-первых, для России не нужны поводы, чтобы не выполнять Минские договоренности. Во-вторых, если Леонид Кучма, бывший президент Украины, имеет статус спецпредставителя на переговорах, то почему же и М.Зурабов не может получить тот же статус спецпредставителя? В-третьих, Михаил Зурабов подписывал Минские договоренности не от своего имени, а как полномочный представитель Российской Федерации. То, что его подпись означает согласие РФ на эти договоренности, неоднократно и недвусмысленно подтверждала Москва.

Сторонники дальнейшего сохранения дипломатических отношений с Россией говорят и о том, что упущено время для объявления этого решения. "Если отношения и разрывать, то это надо было делать после Крыма. Теперь время упущено", - мысль, которую не раз повторяли в беседах с ZN.UA и дипломаты из стран, входящих в "большую семерку". "Для разрыва дипотношений надо поймать максимально удачный момент, согласовать решение с Западом, чтобы он сразу предпринял серию шагов", - сказал аналитик одной из постсоветских стран.

Но все эти причины сохранять дипотношения - формальны. Существует другое, более веское объяснение, почему Киев не идет до конца в отношениях с Российской Федерацией.

В теории, разрыв дипотношений - это не самоцель, а часть комплексных мер, которые должны остановить агрессию России и вернуть под юрисдикцию Киева Крым. Жесткие, нестандартные решения, призванные сделать невозможной победу Кремля ни на военном фронте, ни на дипломатическом, ни на экономическом.

Но Петр Порошенко избрал стратегию, сочетающую в себе разные модели поведения. Он хочет понравиться всем. И украинским избирателям, и Западу, и Михаилу Зурабову, с которым продолжает дружить. Потому неудивительно, что президент говорит одно, а делает - совсем другое. И в этой политике нет места разрыву дипломатических отношений с Россией.

* * *

ZN.UA обратилось к министру иностранных дел Украины Павлу КЛИМКИНУ с просьбой прокомментировать перспективы дипломатических отношений нашей страны с Россией.

- С конца февраля 2014 г. Украина - объект военной агрессии со стороны Российской Федерации: с самого начала была аннексия Крыма, затем - боевые действия на Донбассе. Доказательства обеспечения Россией сепаратистов вооружением и техникой, усилением их живой силой неоднократно приводили СБУ и Информационно-аналитический центр СНБОУ. Почему Украина до сих пор не признала РФ государством-агрессором?

- Факт вооруженной агрессии России против Украины был признан на уровне закона сразу после оккупации Крыма. И это закон для всех. Признание России государством-агрессором - это не вопрос дипломатического жонглирования терминами. Это юридический факт. И именно им мы пользуемся в нашей международной деятельности как юридически обязательной оценкой действий РФ.

- Верховная Рада признала Российскую Федерацию государством-агрессором и призвала парламенты других стран и международные организации сделать то же самое. Украина намерена разорвать дипломатические отношения с РФ? Если нет, то почему?

- Убежден, что нет альтернативы политическому решению конфликта на Донбассе и возвращению Крыма. При этом для достижения такого результата нам нужны сильная армия, способная защитить страну, и реформированное в соответствии с европейскими стандартами государство. Отмечу, что необходимость политического урегулирования также является и позицией всего цивилизованного мира, который нас поддерживает. Без этой поддержки нам самостоятельно будет сложнее отразить российскую агрессию.

Для защиты суверенитета и независимости Украины мы будем использовать все имеющиеся в нашем арсенале средства. А если в будущем потребуются новые инструменты защиты, найдем и их.

С оккупацией Крыма против нас развернулась полноценная гибридная война. И наработанных классической дипломатией моделей реагирования на нее нет. Для нас и мира сегодня очевидно, что классическими средствами невозможно победить в гибридной войне.

Сейчас много говорится о разрыве дипломатических отношений с РФ. Но никто не объясняет, как это поможет нам достичь поставленных целей? В случае разрыва дипломатических отношений переговоры будут вестись исключительно через посредников. Сомневаюсь, что ситуация, когда вопрос "о нас" решать "без нас", стала бы лучшим выходом.

Россия должна быть неотъемлемой составляющей решения имеющейся проблемы. Именно поэтому Россия вместе с Украиной и ОБСЕ входит в состав Трехсторонней контактной группы. Если мы разорвем дипломатические отношения, это разрушит существующий переговорный формат и поставит под угрозу Минские договоренности. А как видно из последних событий, именно этого и добиваются террористы из "ДНР" и "ЛНР".

Второй момент. Разрыв дипломатических отношений - это полное "обнуление" дипломатических и консульских учреждений. Кто тогда будет помогать миллионам наших граждан, находящихся в России, и тем политическим заключенным, которых она незаконно удерживает? Кто будет способствовать поддержанию экономических связей с Россией, которые хотя и существенно ослабли, но в это сложнейшее время остаются крайне важными для многих предприятий украинской экономики?

Мы отозвали для консультаций посла, значительно уменьшили штат посольства и консульских учреждений. Но вопросы, которые мы должны решать, прежде всего, в консульской сфере, остаются. Поэтому любые решения по двусторонним отношениям с РФ принимаются нами весьма ответственно и взвешенно, с учетом всех возможных последствий.

- Какова численность сотрудников посольств и генеральных консульств Украины в России?

- На сегодня в посольстве Украины в РФ работают около 40 сотрудников, в том числе более 20 - в консульских учреждениях.

- Какова численность сотрудников посольств и генеральных консульств России в Украине?

- Насколько мне известно, сегодня в посольстве и торговом представительстве России работают чуть более 30 дипломатов. Еще 13 - в трех генеральных консульствах РФ в Харькове, Одессе и Львове.

- Собирается ли украинская сторона обратиться к российской с требованием сократить численность сотрудников в посольствах и генконсульствах РФ в Украине до паритетного количества? Если нет, то почему?

- Россия сама это сделала еще до оккупации Крыма - тогда Украину оставили достаточно много сотрудников ее дипучреждений. Пока мы не планируем обращаться к России с предложением сократить количество сотрудников ее дипучреждений в Украине. Сегодня уровень дипломатического присутствия Украины в России и России в Украине - критически минимальный.

- Украина закрыла свое генконсульство в Нижнем Новгороде. Собирается ли украинская сторона обратиться к российской с требованием сократить дипломатическое присутствие РФ в Украине и закрыть их генконсульства? Если нет, то почему?

- Решение о ликвидации Генерального консульства Украины в Нижнем Новгороде не имеет политического контекста и принималось в рамках плановой оптимизации нашего консульского присутствия.

Нам сейчас неизвестно о каких-либо инициативах российской стороны по оптимизации ее консульского присутствия на территории Украины. В любом случае эти вопросы Россия должна согласовывать с украинской стороной.