UA / RU
Поддержать ZN.ua

Уход Калетника. Итоги и перспективы

Вернется ли Калетник обратно в председательское кресло? Или кто будет сидеть у этого кормила после него?

Автор: Юрий Бутусов

Одним из наиболее резонансных кадровых решений поствыборного периода стала отставка председателя Государственной таможенной службы Игоря Калетника. Таможня является одним из двух главных финансовых потоков, который наполняет бездонный дуршлаг государственного бюджета. Живой кэш, который импортеры сами несут в руки слуг народа. Каковы итоги правления Калетника в ГТСУ за истекшие два года и восемь месяцев? Вернется ли Калетник обратно в председательское кресло? Или кто будет сидеть у этого кормила после него? Анализ ZN.UA и эксклюзивный комментарий самого Калетника помогут разобраться в ситуации.

Главные достижения

На сайте таможни 22 ноября появилось письмо Игоря Калетника, адресованное руководителям таможенных органов и таможенных организаций. В нем председатель официально попрощался с таможенниками, и подвел итоги своей работы. Накануне это письмо Игорь Григорьевич зачитал перед руководящим составом центрального аппарата - зампредами, начальниками управлений и департаментов.

Потому вначале насладимся избранными строками.

«Нашим главным достижением стало то, что мы вместе заставили воспринимать таможенную службу не как бюрократическую машину, а как современную и эффективную систему, способную решать сверхсложные задания.

Сегодня нами успешно выполняются стратегические задачи, поставленные президентом Украины, и в частности: выполнение государственного бюджета, противодействие контрабанде, приведение таможенных процедур к лучшим европейским образцам.

Благодаря нашим совместным усилиям был принят Таможенный кодекс, а в следующем году служба приобретет статус правоохранительного органа.

Нами совместно был найден формат отношений с бизнесом. Предприниматели получили возможность развиваться в свободных конкурентных условиях, а бюджет государства - стабильно наполняться.

Мы на высоком уровне презентовали таможенную службу на международной арене, с честью проведен чемпионат Европы по футболу Евро-2012.

Построена таможенная инфраструктура, функционируют наисовременнейшие пункты пропуска, которые отвечают всем европейским требованиям.

Мы сдвинули с места сложный и одновременно жизненно необходимый проект - «Электронная таможня».

Основным нашим достижением я считаю то, что мы значительно изменили к лучшему общественное мнение и отношение к таможенникам со стороны общественности, а главное - изменили мировоззрение самих таможенников, их отношение к исполнению обязанностей и общению с гражданами…».

А теперь критически оценим предполагаемые достижения, изложенные в письме. Да, есть безусловные достижения, значения которых ни в коей мере нельзя преуменьшать. Настоящим достижением стало принятие нового современного Таможенного кодекса. Это достаточно прогрессивный кодекс, необходимый для бизнеса и государства. Несмотря на то, что он все еще не стал руководством к действию прежде всего для самой таможни, прогресс неоспорим. Качество Таможенного кодекса несравнимо выше скандального и плохо продуманного Налогового кодекса. Да, Евро-2012 проведен на высоком уровне, и это приятный сюрприз. Да, вложены средства в развитие таможенной инфраструктуры. Да, Калетник уделил огромное внимание укреплению международных связей и построению системы обмена информацией с зарубежными таможнями.

Но рассмотрим реальную повседневную проблематику.

Проблема номер один - таможенная политика. Вернее, отсутствие таможенной политики. Выполняется стратегическая задача, поставленная Виктором Януковичем по сбору конкретных сумм в государственный бюджет - это правда. Сегодня таможня собирает до 500 млн. грн. в день. И этот главный аргумент в глазах команды Калетника оправдывает все «перегибы на местах». Однако стоит ли радоваться этому свершению? Как таможенник Калетник сам прекрасно понимает: сбор поставленной плановой цифры - это не задача таможни. Фискальный орган в принципе по плановым цифрам не работает, потому что уплата налогов - дело живое, зависящее от настроений налогоплательщиков, экономической конъюнктуры и т.п. В наших реалиях таможня выбивает эти цифры всеми доступными способами. Только официальные платежи за растаможку контейнера с потребительскими товарами за время работы Калетника увеличились примерно в 10 раз, и сегодня достигают 80 тыс. долл. Но как этим можно гордиться, когда в стране катастрофически падает жизненный уровень? Да, бизнесмены платят налоги. Но ведь в конечном-то счете платят за все покупатели. Высокие пошлины можно было оправдать протекционистскими мерами, но внутреннее производство, находящееся в тисках налоговой, у которой тоже есть свой план по сборам налогов, не может закрыть возрастающий спрос. Результат - безумная ценовая инфляция, которую разгоняют высокие импортные пошлины. Если бы целью государства было вытряхивание из граждан максимальных налогов, эта логика была бы приемлемой. Но государство, по идее, должно осуществлять социальную политику! А иначе - зачем себя сдерживать? Давайте поставим на контейнер налоговую нагрузку в 200 тысяч долларов. И кто-то тоже будет платить. За эти вопросы по должностным обязанностям вообще-то отвечает Министерство экономики, в составе которого есть специальный Совет по экспортно-импортной политике, но, видимо, у Петра Порошенко все никак руки не дойдут…

Однако побочной стороной очень высоких таможенных пошлин является высокая рентабельность контрабандного завоза товаров. Ведь внутренний рынок по-прежнему не контролируется, как и каналы сбыта, и по-прежнему спокойно работают оптовые рынки, которые торгуют без первичных накладных. Главным путем контрабанды в Украину стала уже не Одесса, а западная граница - через Гданьск и Гамбург. По оценкам Ассоциации легкой промышленности, контрабанда потребительских товаров в год составляет до 50 млрд. грн. Можно спорить, насколько обоснованна эта цифра, но несомненно, что масштабная контрабанда государством не укрощена. Более того, значительная часть контрабандных потоков находится в руках тесно связанных с властями и с таможней бизнесменов.

Так, может, следует не задирать тарифы до потолка, а наоборот, снизить их значительно, но добиться того, чтобы платили все? Иначе возникает впечатление, что цель оправдывает средства. И что у нас не таможенная политика, а «продразверстка», когда настоящий «большевик» Калетник, словно Феликс Эдмундович, отжимает «кулаков» и прочий «мелкобуржуазный элемент».

Отсюда проблема номер два - кризис доверия налогоплательщиков. В письме Калетника мораль и имидж названы ключевыми факторами. «Главное достижение» - «мы заставили воспринимать», а затем «основная задача» - «изменили к лучшему общественное мнение и отношение к таможенникам со стороны общественности». Ну, даже как-то неудобно… Игорь Григорьевич, кого вы заставили воспринимать по-другому? У кого изменилось к лучшему мнение о таможенниках? Возможно, у Петра Николаевича? Тогда, да. Про общественное мнение надо забыть. Если под общественным мнением понимать систему пиара таможни, то здесь успех безусловный - Калетник блестяще организовал продвижение информации о таможне в СМИ. Но при чем тут реальное «общественное мнение»? Да предприниматели таможню просто ненавидят! Потому что, кроме космических официальных платежей, резко вверх пошли и платежи неофициальные. Таможня гордится тем фактом, что сегодня бизнес редко жалуется на таможню - одно письмо в неделю, тогда как три года назад - 10 писем в день. Но причина здесь не в улучшении имиджа - просто предприниматели поняли, что жаловаться совершенно бесполезно, «а главное - изменили мировоззрение самих таможенников, их отношение к исполнению обязанностей и общению с гражданами».

Мировоззрение таможенников изменилось действительно радикально - значение таможенного инспектора сведено практически к нулю. Сегодня растаможку осуществляет не инспектор, а Система анализа рисков. Компьютерная программа, которая по каждой группе товаров выставляет минимальные цены, ниже которых при любых обстоятельствах оформление запрещено. Если при предшественнике Игоря Калетника Анатолии Макаренко система анализа рисков имела контрольные функции, то сегодня эта система стала основной моделью управления в таможне. Инспектор по сути поставлен в узкие рамки, и выполняет сугубо техническую задачу заполнения нужных бумаг. В то время как в европейских странах, и ранее в Украине, инспектор был самостоятельным лицом, которое принимало самостоятельные решения. Есть ли при такой самостоятельности коррупционный риск? Конечно. Но интересы налогоплательщиков во всем мире все-таки важнее. Потому что не бывает двух одинаковых партий товаров. Всегда что-то отличается. Инспектор должен принять быстрое решение прямо на месте, и, кроме него, товар никто не увидит и не пощупает. Система анализа рисков ставит цену на товарную группу, но ведь один и тот же товар от разных производителей может быть в одной товарной группе, и даже иметь схожее назначение, но при этом совершенно разный состав. Именно потому важна самостоятельность инспектора. Потому что только самостоятельность позволяет требовать от инспектора выполнения нормативов по скорости оформления документов. Самостоятельный инспектор может выполнить норматив в оформлении груза за один час. Инспектор, которому правила оформления диктует система анализа рисков, за час не справится никогда, и за четыре тоже не справится. И потому новый Таможенный кодекс по срокам растаможки нарушается на каждом шагу. Может ли быть популярным Калетник среди таможенников, если роль инспекторов нивелирована? Вопрос риторический. Система анализа рисков превратилась в систему ручного управления. Да, это наиболее эффективное решение, если цель таможни собрать определенные цифры в день и в месяц… Но тут, опять-таки, стоит определиться, чьи интересы для страны важнее - все-таки держателей бюджета или налогоплательщиков?

Проблема третья - единые правила игры. «Предприниматели получили возможность развиваться в свободных конкурентных условиях». Зачем писать то, что опровергнет любой предприниматель? На практике, в условиях ручного управления таможней, все предприниматели равны, и тарифы для них равны, но почему, скажем, Орест Фирманюк и Иван Аврамов равнее остальных? И каждый импортер знает, что для них тарифы устанавливаются ниже, чем в целом по отрасли.

Проблема номер четыре - борьба с коррупцией. Это вообще неспетая песня… Судя по арестам высокопоставленных сотрудников таможни, которых назначает сам Калетник, и судя по рассказам импортеров о размерах «подаяний», с коррупцией в таможне все хорошо, а вот с борьбой - очень плохо. По неофициальным данным ZN.UA, в 2011 году в Украине растаможили более двух тысяч контейнеров с… канцелярскими принадлежностями! Что превысило поставки этих канцелярских товаров по сравнению с 2010 годом в… 50 раз! В чем причина ажиотажного спроса? Ответ очевиден: это товар прикрытия. Одна из фирм получила возможность растамаживать свой товар под кодом канцелярии, который не должен привлекать внимания, но у жадности нет тормозов, и число контейнеров, на которые выдали документы, как якобы на канцелярию, превысило все разумные пределы. У нас пока нет информации, какие коды прикрытия действуют для контрабандистов в 2012 году.

Проблема пятая - электронная таможня, возможность для предпринимателя работать с таможней, полностью исключив личный контакт с чиновниками. Согласно юридически значимому электронному регламенту. Пока система электронного документооборота между таможней и предпринимателем, которая работает во всех странах ЕС, Америке, даже в Грузии, остается для Украины недостижимой мечтой. Говорить о каком-то движении еще преждевременно, скорее, есть интерес…

«Я буду работать народным депутатом»

Мы задали несколько вопросов Игорю Калетнику сразу после его отставки.

- Игорь Григорьевич, ваша отставка - дипломатический жест? Вы уходите, чтобы вернуться?

- Нет. Решение было очень непростым. Но я написал письмо и сообщил всему руководящему составу: ближайшие пять лет я буду работать народным депутатом Украины. Это решение как лично мое, так и президиума Компартии. Более того, я не планирую возглавлять какой-либо из комитетов Верховной Рады.

- Вы являетесь одним из лидеров Компартии, одним из авторов успешной избирательной кампании. Без коммунистов Партии регионов очень трудно будет сформировать действующее большинство. Наверняка снова последуют переговоры, и коммунистам в обмен на вхождение в проправительственное большинство дадут должности. В запросных позициях КПУ опять присутствует таможня?

- Наша партия приняла решение ни в какие коалиции в ВР не входить, отстаивать те принципы и обязательства, с которыми мы шли на выборы и за которые проголосовало почти три миллиона украинцев.

- Будут ли к фракции КПУ примыкать депутаты-мажоритарщики?

- Пока могу вам уверенно заявить, что ряды фракции КПУ пополнит депутат-самовыдвиженец Оксана Калетник.

- Почему, несмотря на аресты ваших ставленников Наумова, Вдовиченко, несмотря на то что СБУ заводила дела на вашего кума Геннадия Романенко, вы сохраняли людей, которых арестовывали на взятках с поличным в таможне, только переставляя их с должности на должность?

- Вы называете фамилии людей, против которых нет никаких доказательств. Романенко никто не арестовывал. Вдовиченко не брал взятку - он свидетель по делу. Взятки у Наумова не было - это чистые выдумки. Ни одной гривни или доллара не было. Кто-то придумывает эти истории, а на самом деле ничего не обнаруживали.

- То есть СБУ фальсифицирует аресты, улики, видео? Хотят, чтобы вы от них откупались?

- Нет ни улик, ни видео, ни дел, ни судов. Все это попытка опорочить честных работников. И с этими попытками, полагаю, будет разбираться прокуратура.

Кто сменит Калетника?

По данным ZN.UA в Гостаможне, своим преемником Игорь Калетник рассматривает первого заместителя главы ГТСУ Александра Дороховского. Это позволит Калетнику избавиться самому и избавить КПУ от политических рисков сотрудничества с властью и при этом сохранить полный контроль над ситуацией.

Для того чтобы продемонстрировать эффективность своей команды и необходимость сохранения ее на своих постах, Калетник показывает президенту не только цифры сборов в бюджет, но и свои внешнеполитические возможности.

По информации ZN.UA, в начале ноября Калетник пригласил с визитом в Украину главу Таможенной и пограничной службы США Дэвида Агелара. Агелар подтвердил свое прибытие в Украину во второй половине декабря. Этот визит стал бы в условиях фактически международной изоляции, в которой оказались украинские власти, важным прорывом. Возможность Калетника пригласить американского руководителя такого ранга должна показать Януковичу, что наработанные связи и контакты Игоря Григорьевича - это ценный актив. И гарантия управления этим активом может быть только одна: сохранение команды Калетника в руководстве таможни.

Однако, по нашим данным, своего окончательного кадрового решения Янукович не озвучил. Хотя неофициально высказывал мнение, что в руках «молодой команды» Александра Януковича и Сергея Арбузова следует собрать рычаги управления всеми ведомствами фискально-финансового блока.

Практика назначения руководителей в Государственную налоговую службу - Александра Клименко, в ГНС Киева - Ирины Носачевой показывает, что Янукович доверяет работу с деньгами не столько опытным, сколько безусловно лояльным и мотивированным.

У группы Ахметова также появился кандидат на место Калетника - Евгений Геллер. Однако оснований причислять претендентов на таможню из ПР к фаворитам пока нет. Определяющее значение будет иметь позиция лично президента. Виктор Федорович - человек по отношению к деньгам бесконечно прагматичный. Если правительство сможет работать при поддержке парламентского большинства, состоящего из одной фракции ПР и самовыдвиженцев, то шансы коммунистов сохранить таможню близки к нулю. Таможню заберет «молодая команда». А если без поддержки КПУ устойчивой работы большинства Андрею Клюеву организовать не удастся, то шансы на сохранение «большевистской диктатуры» на таможне весьма велики.

Против Калетника имеется один серьезный фактор - когда вожди Партии регионов посмотрели и подсчитали, сколько десятков миллионов долларов стоила мощная избирательная кампания Компартии, организованная председателем таможни, и когда задумались, откуда взялись эти деньги… Такая корова нужна самому - эта логичная бизнес-схема пришла в головы сразу нескольким тузам, которым Семья доверила управление государственными финансами. Таможня остается одним из самых ликвидных активов власти, и здесь в назначениях будет играть роль не люди, не влияние и не вес - а цифры, голые цифры. Потому что наши налоги - это чей-то план…