UA / RU
Поддержать ZN.ua

Тучи над городом встали

Чем бы ни завершилось расследование этого уголовного дела, уже очевидно: громкое задержание вице-мэра Одессы переполошило всю мэрию.

Автор: Нина Перстнёва

Вице-мэр Одессы Николай Ильченко, который был задержан по подозрению в вымогательстве взятки в размере 25 тыс. долл., в четверг был освобожден из-под стражи. Апелляционный суд Киева изменил меру пресечения на подписку о невыезде. Мэр Одессы Алексей Костусев, который с самого начала твердил, что это провокация, уверен: его заместителя оправдают, потому что доказательств передачи Ильченко денег нет, имеется лишь заявление пойманного на взятке лица о том, что деньги предназначались для заместителя городского головы.

Чем бы ни завершилось расследование этого уголовного дела, уже очевидно: громкое задержание вице-мэра Одессы (на рабочем месте, с многочасовым обыском в кабинете, взятием под стражу и помещением в Лукья­новское СИЗО) переполошило всю мэрию. Спец­операцию проводили сотрудники Антикорруп­ционного бюро ГУБОП МВД и Генпрокуратуры Украины. Дру­гие фигуранты громкого дела - директор коммунального предприятия «Побе­режье» Олег Кух­тей и депутат Одесского горсовета Олег Гоцуляк - были пойманы «на горячем». Их задержали во время получения 9,5 тыс. долл. - части суммы, которую они якобы вымогали у бизнесменов «за содействие». По сведениям МВД, этот эпизод не единичный. Согласно информации, имеющейся у блюстителей порядка, руководитель КП и депутат создали целую систему выколачивания денег из предпринимателей, занимавшихся организа­цией отдыха на пляжах Одессы. Пред­по­лагается, что приличный процент от взяток передавался заместителю мэра, который давал добро на оформление аренды.

Что бы ни говорил Костусев, коррупционный скандал нанес ощутимый удар прежде всего по нему самому. Ильченко работал под руководством Костусева в структурах Антимонопольного комитета Украины, возглавляя Сумское, а затем Киевское территориальное отделение АМК. На работу в одесскую мэрию он перешел по личному приглашению Костусева, который поручил ему курировать работу транспорта и предприятий прибрежной зоны.

Прошел школу АМК под началом действующего одесского мэра и его первый заместитель Сергей Черненко, чей кабинет во время разразившегося коррупционного скандала тоже опустел. По имеющейся информации, в подконтрольной ему фирме также прошел обыск. Тщательному осмотру со стороны правоохранителей подвергся и кабинет начальника департамента коммунальной собственности Ивана Позднякова, еще одного близкого мэру человека. Насколько известно, и в этом случае поводом для визита блюстителей закона стало подозрение в коррупционном деянии.

Безусловно, Одесса знавала истории и покруче. Но прошлые скандалы случались либо в период смены власти в городе и стране, либо в разгар (по завершении) избирательных кампаний. И всегда сторонами конф­ликтов были различные политические силы. А тут свои против своих.

В громком деле фигурируют два депутата горсовета от Партии регионов. Пер­вый - Олег Гоцу­ляк, который, по версии следст­вия, играл роль посредника. Вто­рой - Павел Се­реб­реник, у кото­рого фактически вымогали взятку. Роль последнего в этом коррупционном скандале, похоже, ключевая. Хотя до конца не совсем ясна: то ли он жертва, то ли палач. Или, что вероятнее все­го, инструмент интриги. Одно­пар­тийцы, зная Сереб­рен­ика по другим делам, за глаза зовут его провокатором и стараются держаться от него подальше. Примеча­тельно, что после задержания чиновников мэрии Се­ребреник про­вел пресс-конфе­ренцию, на которой поведал о деталях уголовного дела, возбужденного Генпрокуратурой против одесских «взяточников», и предоставил копию постановления, которая нынче красуется на множест­ве интернет-сайтов. После освобождения Ильченко из-под стражи Костусев заметит: «Иуде понадобилось 30 сребреников, а нам в Одессе хватило одного Серебреника».

Одесский градоначальник во всем видит козни противников, которые дискредитируют его в глазах одесситов. «Под меня копают и мешают работать. Я вынужден постоянно оправдываться, а это очень напрягает», - признался Кос­тусев.

Задержания и обыски в Одессе лишили мэра едва ли не главного демагогического козыря. Излюб­ленная тема монологов Алек­сея Алексеевича - жуткие рассказки о деяниях «воровской команды предшественников», от которых город, по его словам, никак не может опомниться. Теперь, когда в коррупции подозревают близких к Костусеву людей, разглагольствовать о чужих грехах будет куда сложнее. По его репутации нанесен удар. Независимо от того, был ли мэр «в доле», потворствовал взяточникам или просто плохо подбирал кадры.

Разумеется, в Одессе мало кто верит, что задержание вице-мэра и других лиц - обычный эпизод, рядовое проявление борьбы с коррупцией, как прокомментировал одесские события министр внутренних дел Анатолий Могилев. Никто не сомневается, что без санкции с самого верха никто бы не решился так откровенно трясти команду Костусева. По информации, имеющейся в распоряжении ZN.UA, на стол президенту страны легли некие материалы, якобы компрометирующие одесского градоначальника. Говорят, реакция вождя была бурной. Перерастет ли буря, пронесшаяся над мэ­рией, в ураган, который сметет Костусева с поста градоначальника? Или все ограничится напоминанием о том, кто в этой стране (а значит, и в этом городе) истинный хозяин. Тем более что Костусев в последнее время позволял себе лишнее.

Одесса была и остается масштабной ареной экономических войн. Порты, припортовый завод, рынок «7 километр» и прочие лакомые куски не так давно перераспределены между основными финансово-промышленными группами, входящими в провластную орбиту. Но кое-что осталось. К примеру, аэропорт, который мэрия передала в руки «чужой» офшорной компании, причем без всякого аукциона. Кстати, курировал эту сделку как раз будущий фигурант дела о взятке Николай Ильченко. В Киеве решение о судьбе воздушных ворот Одессы понимания не встретило. Вице-премьер Борис Колесников свое недовольство высказал публично. Впрочем, в ходе посещения Южной Пальми­ры 29 сентября Борис Викто­рович попросил журналистов не связывать неприятности, случившиеся с Ильченко, с решением об аэропорте.

Задержание вице-мэра и депутата горсовета от ПР - серьезный удар по местной партячейке. Которая начала старательно дистанцироваться от деятельности мэра. Регионалы оказали Костусеву на выборах мощную поддержку. Но их ожиданий (в первую очередь, экономических) новый мэр, как они сами признали, не оправдал.

Филиал Партии регионов в Одессе отнюдь не является монолитным. Костусев, хоть и является членом политсовета ПР, больше опирается на местную партию «Родина». С губернатором Эдуардом Матвийчуком (возглавляющим областную организацию ПР) мэр и его команда ладят не всегда. Городская организация регионалов, возглавляемая Геннадием Трухановым (он же руководитель самой многочисленной депутатской фракции в горсовете) пытается выстраивать собственную политику и добивается большего влияния на мэра, который этому давлению всячески противится. Между тремя центрами идет постоянная внутренняя борьба. Что снижает шансы Костусева на выживание, если над ним действительно сгустятся тучи.

Стиль работы мэра, его несговорчивость и заносчивость раздражают соратников все больше. Градоначальник Одессы все больше напоминает Черновец­кого и вполне может разделить его участь.