Выражение недоверия очередному главе Тернопольской облгосадминистрации со стороны депутатов облсовета уже не новость. В этой небольшой области представительный орган еще в оранжевый период научился демонстрировать если не силу, то хотя бы гнев исполнительной власти, заставляя не забывать предусмотренные законодательством контрольные функции относительно последней. А губернатор, независимо от имени и фамилии, до сих пор наделен законодательными полномочиями, чтобы не остаться в долгу и добиться от Верховной Рады роспуска ненавистного местного парламента.
Депутаты облсовета разного состава дважды - в 2008 и 2009 годах - выражали простым большинством голосов недоверие главе ОГА Юрию Чижмарю. В первом случае Тернопольский окружной админсуд признал такое решение избранников незаконным, поскольку один из депутатов, подавший свой голос за отставку губернатора, находился в зарубежной командировке. Выигрышное решение суда дало в руки Чижмарю большой козырь - облсовет нарушает законы, и он обратился в Верховную Раду с предложение о досрочном прекращении полномочий облсовета. В марте 2009-го, как известно, состоялись внеочередные выборы в представительный орган области. Во второй раз недоверие губернатору вынес уже новый состав облсовета. Но Чижмарь подал иск в суд, снова указав на нарушение процедуры рассмотрения этого вопроса в сессионном зале: он не рассматривался на заседаниях президиума, постоянных комиссий, принимался без его присутствия. И выиграл суд. Тогдашнему президенту Виктору Ющенко не пришлось пачкать «руки, які нічого не крали», такой мелочью, как принимать решение относительно губернатора и давать облсовету обоснованный ответ. Что, в конце концов, от него требует Конституция Украины (ст.118).
Недовольство работой нового главы Тернопольской облгосадминистрации Валентина Хоптяна началось уже с апреля этого года. Как со стороны ВО «Свобода», так и Партии регионов. Депутаты этих двух крупных фракций вынимали карточки для голосования из системы «Рада» при рассмотрении ряда вопросов, самые важные среди которых - изменения в бюджет области, принятие программы социально-экономического развития и прочие. «Свобода» свято верит, что на Тернопольщине она пользуется самой большой поддержкой, и при первой возможности дает понять, что хочет быть хозяином этой территории. В свою очередь глава областного отделения ПР народный депутат Орест Муц и связанные с ним депутаты облсовета никак не могут смириться с тем, что Банковая присылает руководить областью однопартийца из Хмельнитчины.
А в августе депутат-свободовец Владимир Стаюра внес в повестку дня сессии облсовета, правда с голоса, вопрос о недоверии губернатору. Это предложение поддержали депутаты всех фракций, находившихся в зале, - 67 из 70. Среди них и некоторые полпреды от Партии регионов.
Валентин Хоптян подал иск в суд. Недавно Тернопольский окружной админсуд признал это решение сессии облсовета неправомерным и отменил его. В постановлении судья П.Бабюк отмечает, что в повестку дня не был включен отчет главы облгосадминистрации о выполнении бюджета, программ социально-экономического и культурного развития или делегированных полномочий. А этого требуют нормы Законов «О местном самоуправлении» и «О местных государственных администрациях». Кроме того, суд зацепился за положения регламента облсовета (п.14.1), который не предусматривает включения в повестку дня предложения депутата совета, поданного непосредственно на пленарном заседании сессии и не согласованного с президиумом совета.
Руководство представительного органа Тернопольщины не согласилось с таким вердиктом. В жалобе к Львовскому апелляционному админсуду, которую подал глава облсовета Алексей Кайда, приведены контрдоказательства. В частности, Закон «О статусе депутатов местных советов» предусматривает, что депутат имеет право предлагать вопрос для рассмотрения советом или его органами (ст.19). Эта норма не содержит никаких предостережений и временных ограничений. В другом законе - «О местном самоуправлении в Украине» указано, что президиум облсовета является совещательным органом, и его решения имеют совещательный характер (ст.57). Наконец, решение о включении в повестку дня сессии вопроса о недоверии главе облгосадминистрации не принималось в виде правового акта. И его невозможно обжаловать в порядке, определенном в Кодексе административного судопроизводства.
Глава облсовета указал, что вопрос о недоверии губернатору, в соответствии с регламентом (п.19), предусматривает четкую процедуру: доклад главы облгосадминистрации, вопросы, содоклад соответствующей постоянной депутатской комиссии, выступления депутатов. И только в конце совет принимает решение путем тайного голосования. Так что же неправомерного совершили депутаты?
У Тернопольского облсовета есть шанс войти в Книгу рекордов местного самоуправления. 13 октября, когда должна была продолжить работу начатая… в апреле сессия, события повернулись в новое русло. Не было кворума, ведь депутаты от провластных фракций - Партии регионов, Блока Литвина и «Единого центра» передумали регистрироваться. Заместитель руководителя фракции ПР Сергей Петренко объяснил журналистам четко: «Наша политическая сила готова работать по рассмотрению хозяйственных вопросов. Но мы не будем принимать участие в этом фарсе, который разыгрывает одна политическая сила. Ключевой вопрос, с которым мы не согласны, - это выражение недоверия главе облгосадминистрации»… На дворе октябрь 2011-го. А отчет облгосадминистрации о выполнении программы социально-экономического и культурного развития за 2010(!) год и принятие новой программы перенесены на неопределенное время. Всем местным советам Украины так бы эффективно работать! Маленькая дополняющая деталь - отчитываться должен был даже не губернатор, а назначенный им начальник главного управления экономики. И законодательство не предусматривает выражения недоверия руководителю исполнительной власти в случае его отсутствия. Но областные депутаты решили посоревноваться в перетягивании политического каната.
Тернопольщина давно превратилась в полигон по испытанию жестких политических технологий в Украине. К нему прибавилось приближение парламентских выборов. И выражение недоверия губернатору стало важным элементом в тренировке мускулов со стороны разных политических сил. Какая из них победит в рассмотрении или не рассмотрении этого вопроса - та может просчитывать шаги к успеху осенью 2012-го.
Тернопольскому облсовету снова угрожает роспуск. Политики ВО «Свобода» заявляют общественности, что их политическая сила не боится внеочередных выборов: ее областные депутаты ничем не скомпрометировали себя, и потому есть шансы набрать не меньше голосов, чем в марте 2009-го. В перезагрузке облсовета заинтересована «Батьківщина», которая хочет взять реванш за поражение два года назад, а больше всего - Партия регионов. Имея сейчас только 13 полпредов, она надеется закрепить этот результат. А за счет депутатов-мажоритарщиков, теперь разбросанных по партиям-сателлитам, сформировать свое большинство в облсовете. И будет выглядеть весьма странной ситуация: когда созреют основания, предусмотренные Законом «О местном самоуправлении в Украине» (ст.78), а две самых крупных фракции в Верховной Раде - Партия регионов и БЮТ-«Батьківщина» - не проголосуют за роспуск представительного органа Тернопольщины. Да нет, старая песня о досрочных выборах Тернопольского облсовета зазвучит, только в другом исполнении.