UA / RU
Поддержать ZN.ua

Тактика и стратегия Майдана

Не утверждаем, что идея единственного кандидата не содержит в себе рисков. Но сложность с определением единого кандидата в стократ меньше сложности устранения режима Януковича и в тысячу раз меньше сложности построения новой страны.

Авторы: Тарас Стецькив, Владимир Филенко

Режим Януковича перевел противостояние с Майданом в затяжную фазу, надеясь, что протест рано или поздно выдохнется и угаснет.

Собственно, можно сказать по-другому: оппозиция позволила власти перевести противостояние в затяжную фазу. Так или иначе, факт остается фактом: инициативу перехватила власть.

С началом 2014 г. вырисовались также и другие тактические цели, предложенные политтехнологами власти: раздробить Майдан на различные сегменты, противопоставлять их друг другу, загонять Майдан в прокрустово ложе сугубо протестных акций и посредством точечных репрессий постоянно вынуждать его постфактум реагировать на инициативы власти. То есть Майдан фактически заставляют идти в фарватере стратегии антикризисного штаба Януковича. Очевидно, власть рассчитывает с помощью провокаций или чьей-то глупости вынудить оппозицию совершить ошибку, которая собьет потенциальную динамику протеста.

Однако антиконституционное голосование так называемых законов в четверг 16 января осуществленное таким грубым способом, и их молниевое подписание Януковичем, высветило, наверное, главную "хотелку" гаранта. В сущности, в стране создана псевдоюридическая база для будущих репрессий против народа, поднявшегося на массовый протест. База как для разгона Майдана, так и для арестов, без исключений даже для депутатов Верховной Рады. Контрреволюция перешла в наступление.

Восставший Майдан настолько рассердил Януковича, что он решил идти ва-банк, открыв для себя путь к белорусизации страны. Даже не считаясь с реальной угрозой санкций Запада с одной стороны, или попадания в смертельные объятия Путина на Востоке, с другой. Вопрос лишь в том, когда он приведет в действие силовой механизм. Сейчас или после Олимпиады в Сочи.

В свете последних событий теперь критически важным становится немедленное осуществление оппозицией шагов, которые позволят перехватить инициативу и реализовать собственную стратегию, необходимую для победы.

Почему политическая "реестровая" оппозиция, руководящая нынче Майданом, непроизвольно отдала инициативу и оказалась в фарватере стратегии власти? Попробуем разобраться.

По теории, три обстоятельства делают возможной победу революции над режимом.

1. Наличие альтернативного центра влияния - контрэлиты, формирующей новые ценности и правила (новые правовые отношения, которые без институции становятся институтами), отличные от исповедуемых режимом.

2. Способность лидеров оппозиции организовать (сконструировать) массовые общественно-наступательные действия.

3. Формирование в ходе революции институционного результата - нового типа общественных отношений, новых институтов будущей власти.

Напомним, с чего начинался этот Майдан. Он начинался как движение за европейский выбор. После зверского избиения в ночь на 30 ноября обогатился измерением борьбы за человеческое достоинство, права и даже за жизнь. А после того, как Янукович 17 декабря начал сдавать нас в "Таежный союз", Майдан получил еще и измерение борьбы за сохранение украинской независимости как таковой. Думаем, украинский народ хорошо понимает, что он теперь имеет дело не столько с Семьей, сколько с Путиным.

На самом деле, с точки зрения формирования новых правил, в актив оппозиции можно засчитать разве что идею возврата к Конституции 2004 г. (но только как тактический шаг) и требование создать представительский орган учредительной власти для принятия новой Конституции. Как мы понимаем, в обоих случаях закладывается смысл только ограничения деспотической власти любого президента. Однако плана построения новой страны, плана "Европейской Украины" пока нет.

Следует вспомнить, что решение КС от 30 сентября 2010 г., возобновившее действие Конституции
1996 г., по мнению незаангажированных специалистов, не просто является антиконституционным, - оно фактически создало квазиправовые основания для узурпации власти. Это дает гражданам право на непосредственную защиту своих прав - на восстание против тирании и угнетения, что предусмотрено преамбулой Общей декларации прав человека.

Самое большое сомнение Майдана заключается в том, действительно ли оппозиционная тройка желает изменить нынешние общественные отношения или же руководствуется другими интересами - личными, узкопартийными или клановыми. И потому не может подняться до высоты государственного мышления.

Это сомнение лишь усилили последние заявления лидеров оппозиции, что Майдан должен стоять вплоть до плановых президентских выборов 2015 г., а "тройка" пойдет на этих плановых выборах каждый отдельно в первом туре, устроив между собой праймериз на право выйти с Януковичем во второй тур.

Скажем сразу и категорически: закрыться за баррикадами на Крещатике означает смерть Майдана. Жизнь Майдана заключается в том, чтобы расширяться как географически, так и демографически.

Ждать плановых выборов в марте 2015 г., как писал известный практик революций, - смерти подобно, потому что Янукович выборов как таковых не планирует вообще. То есть он их может назвать выборами, но они от этого таковыми не станут. Необходимо дожимать досрочные выборы президента. И с этих позиций формировать правила их проведения. А это станет возможным, если только будет организована общенациональная мобилизационная кампания. Вот для чего необходимо ВО "Майдан" как широкое объединение всех возможных гражданских инициатив.

Идти на выборы многими оппозиционными кандидатами, устраивая так называемый праймериз, по меньшей мере - безответственно, если не сказать - преступно относительно восставшего Майдана и страны.

Противники выдвижения единого кандидата от оппозиции пугают нас, что он станет мишенью, его снимут, отравят, убьют. Интересно, что мешает это сделать с тремя, пятью или десятью кандидатами. Такие драматические прогнозы, очевидно, рассчитаны на нагнетание страхов среди сторонников изменений в стране.

Мы приведем не менее драматическое предположение. При наличии многих кандидатов от оппозиции (а их точно будет не менее десяти) Янукович либо выведет во второй тур самого удобного для себя оппонента, либо (что более вероятно) применит технологию тотальной скупки голосов и попытается "выиграть" уже в первом. Зачем платить за фальсификации дважды? И тогда уже никто не выйдет на призывы оппозиционных вождей протестовать против фальсификаций. Их ведь баллотировалось много, и они растащили голоса. Кто ответит за утраченный исторический шанс, который дал Майдан? И нужен ли будет ответ вообще?

Мы не утверждаем, что идея единственного кандидата не содержит в себе рисков, и что нет проблем с тем, как и кто его будет определять. Должны быть технические "дублеры" или нет, должны его определить политические вожди - или он должен голосоваться на Майдане. Но сложность с определением единого кандидата в стократ меньше сложности устранения режима Януковича и в тысячу раз меньше сложности построения новой страны.

Свое видение, как определять единого кандидата, и какую технологию применять, мы неоднократно озвучивали. Проведем аналогию со спортом. В спорте существует такое понятие как "командная гонка". Она предусматривает максимальный вклад каждого члена команды. Неважно, кто из членов команды пересечет финишную ленту, - побеждает вся команда. Залогом победы является наличие единого тренерского штаба.

Сегодня реальная ситуация в течение двух месяцев активного протеста складывается таким образом, что революция может идти только двумя путями.

Можно создавать альтернативный действующей власти центр общественного доверия, что предполагает принятие идеологической Хартии, избрание полномочной Рады народных представителей, формирование исполнительного органа революции. В таком случае вопрос единого кандидата не стоял бы так остро, поскольку сформированная альтернатива режиму допускала бы любую кандидатуру из тех, кто действительно хочет изменить в стране правила.

Но Майдан стихийно идет аморфным протестным путем. Поэтому формирование центра общественного доверия может произойти лишь путем утверждения, по представлению "реестровой" оппозиции, единого кандидата. Это будет олицетворять цель: изменение системы власти и модернизация страны (будущий президент должен быть лишь инструментом этого изменения) и будет формировать альтернативу, имеющую конкретную фамилию под эту задачу.

Если "тройка" откажется пойти и по этому пути, то это будет означать, что ее интересы начинают расходиться с интересами Майдана и народа. Тогда Майдан начнет искать новых лидеров.

Именно поэтому выдвижение требования единого кандидата от оппозиции - это никакая не "подмена целей Майдана". Цель Майдана заключается не только в том, чтобы мобилизовать электорат на правильный выбор. Настоящая цель Майдана заключается в утверждении новых ценностей и правил общежития между людьми, создании Украины нашей мечты. Однако в нынешней ситуации этот тактический шаг имеет решающее значение для реализации стратегии революции. Выборы президента все равно должны состояться - хоть плановые, хоть досрочные. Ведь мало кто из сторонников Майдана всерьез рассматривает захват власти по большевистскому образцу 1917 г.

В завершение позволим себе несколько практических советов относительно перехвата инициативы и формирования стратегии наступления Майдана.

1. Сократить Майдан, превратив его в хорошо укрепленный лагерь, своеобразную "Сечь", готовую в любой момент развернуться в миллионное Народное вече или общее восстание. Такой Майдан становится школой мобилизационной и агитационной подготовки для волонтеров, которые будут вести работу в регионах.

2. Изменить модель давления на власть. Окружать институты власти точечными действиями повсеместно и во всех регионах, "разрывать" самые слабые звенья уголовно-олигархического режима и захватывать все новые и новые территории и высоты. Иначе говоря - создавать структуры наподобие польской "Солидарности". Напомним, что "Солидарность" разрабатывала несколько направлений деятельности, одно из которых заключалось в поиске союзников в лагере оппонентов.

3. Создать реальный выборный орган Майдана, который может состоять даже из 200-300 чел., своеобразный Народный парламент, в том числе - из представителей регионов и профессиональных объединений. Он должен вобрать в себя Раду ВО "Майдан" и должен быть расширен за счет полномочных представителей региональных структур ВО "Майдан". Он должен действовать публично, создать собственный исполнительный комитет, который будет действовать от лица Майдана и восставшего народа, а не только от лица политической оппозиции.

4. Начать подготовку большой общенациональной мирной Акции.