UA / RU
Поддержать ZN.ua

Такой удобный ручной суд

Кто и зачем усиливает нереформированный ВСП

Автор: Роман Куйбида

Народные депутаты от «Слуги народа» доработали президентский законопроект №3711 о восстановлении работы Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) — одного из самых важных органов судейского управления в системе правосудия. Комиссия отвечает за отбор и оценивание судей. Вторым органом является Высший совет правосудия (ВСП) — который вносит президенту представления о назначении судей, решает вопрос об их дисциплинарной ответственности и увольняет судей с должностей.

29 января, одобрив на заседании профильного комитета, депутаты зарегистрировали законопроект №3711-д. И уже в четверг его должны проголосовать. Говорят, это решение лишь одной, но безотлагательной проблемы — кадрового голода в судах. Над другими будут работать дальше. Но на самом деле этим проектом хотят законсервировать проблему зависимости судей, сформировать ВККС в «ручном» режиме. Но давайте по порядку.

Пролог

При президентстве Петра Порошенко ВСП и ВККС получили ключевые полномочия в системе правосудия и теоретически должны были стать агентами перемен — очистить систему от недобропорядочных судей, обновить судейский корпус, ужесточить требования к стандартам судейского поведения. Ведь после Революции достоинства общественный запрос на перемены в судах, игравших печальноизвестную роль в подавлении мирных протестов, был огромный, и власть не могла не реагировать. Для этого даже внесли изменения в Конституцию. И ВСП, и ВККС получили карт-бланш на проведение реформы и имели для этого все полномочия.

Хотя процедуры улучшились и стало больше прозрачности, но все это не разрушило неприкосновенность лояльных, но нечестных судей. В результате указанные органы были сформированы большей частью из протеже коррумпированных судей, опасавшихся с позором потерять должность, а также ставленников политических элит.

Толерирование коррупционного поведения, поддержание круговой поруки, преследование судей-изобличителей, продвижение недобропорядочных судей, чувствительность к разным заказам — эта неформальная практика органов судейского управления продолжилась, еще больше законсервировав проблемы системы правосудия.

Не удивительно, что на выборы-2019 и Владимир Зеленский, и партия «Слуга народа» шли с лозунгами перезагрузки этих органов. Победив, осенью 2019 года президент Зеленский и новый парламент законом распустили предыдущий состав ВККС. С ВСП это бы не прошло, потому что срок полномочий его членов определен Конституцией. Поэтому «почистить» его следовало комиссии по добропорядочности, которая должна была состоять из «международников» и …самих членов ВСП. Она же, как ожидалось, проведет отбор новых кандидатов, которых назначили бы субъекты формирования ВСП, определенные Конституцией, — съезды судей, адвокатов, ученых-юристов, прокуроров, парламент и президент. Такую комиссию должны были создать для предыдущего отбора новых членов ВККС.

Но закон был несовершенен: он одновременно посягал на новый Верховный суд — некую победу предыдущей власти с элементами измены. В результате закон справедливо раскритиковали с разных сторон, и в марте 2020 года Конституционный суд признал большинство его положений неконституционными.

С того времени началась «санта-барбара» с восстановлением ВККС, продолжающаяся до сих пор. Отсутствие ВККС остановило конкурсы на судейские вакансии и квалификационное оценивание судей (которое еще не прошла почти половина судейского корпуса), и поэтому заострило кадровую проблему.

Краткое содержание предыдущих серий

После решения Конституционного суда пришлось больше трех месяцев ждать от президента законопроекта, который бы исправил ситуацию. Общественные организации призывали президента подать законопроект, запускающий очищение ВСП и формирование новой ВККС с акцентом на добропорядочность членов этих органов.

Президент Зеленский и его правительство в рамках новой программы кредитования Украины со стороны МВФ обязались до октября 2019 года обеспечить принятие закона для очищения ВСП от недобропорядочных членов через независимую конкурсную комиссию с участием международных экспертов.

Позже это обязательство повторено и в документах, подписанных Украиной с Европейским Союзом и ратифицированных Верховной Радой. Консолидированную позицию международных партнеров Украины подтверждает и то, что тезис о реформировании ВСП через смешанную национально-международную комиссию поддержали и Венецианская комиссия (совещательный инструмент Совета Европы), и послы стран «Большой семерки». Конечно, при этом была учтена и позиция Конституционного суда.

Но законопроект президента оставил эту тему в стороне, предусмотрев формирование новой ВККС по правилам и под контролем… да-да, того же ВСП, который перед этим всем — и украинскому обществу, и международным партнерам — пообещали перезагрузить.

Воплотить эти обещания в жизнь решили представители партии «Голос», имевшие похожие обязательства перед избирателями, — они подали альтернативный президентскому законопроект, предусматривающий также очищение Высшего совета правосудия. И Министерство юстиции разработало похожий законопроект, но правительство его так и не внесло, вероятно, не желая переходить дорогу офису президента, наладившему сотрудничество с ВСП.

Но даже президентский законопроект после заключения Венецианской комиссии, прямо указавшей на необходимость немедленно решить проблему добропорядочности членов ВСП, не получил поддержки в зале, и его отправили на доработку.

Что предусматривает новый законопроект, и почему он усугубляет проблему?

Комитет по вопросам правовой политики, большинство в котором представляют «Слуги народа», своеобразно учел предвыборные обещания, международные обязательства и… еще больше усилил роль ВСП в процессе формирования ВККС.

Так, согласно проекту №3711-д, конкурс в ВККС будет проводиться по процедуре и методологии, которые должен утвердить ВСП. На первом этапе конкурсная комиссия — судьи от Совета судей и в течение одного года (половину будут составлять международные эксперты) проведет предварительный отбор кандидатов по критерию добропорядочности. На втором этапе ВСП будет оценивать компетентность кандидатов и определять победителей конкурса. Само определение Высшим советом правосудия процедуры и результатов конкурса позволит ему подобрать более лояльных членов ВККС. Об очищении ВСП, конечно же, речь не идет. А роль «международников» сведется к фиговому листку, которым прикроют результат.

Ну и действительно, зачем перезагружать тех, с кем можно сотрудничать по принципам «дашь на дашь» и «политической проституции», известными по «пленкам Вовка»?

В выработке такой редакции законопроекта большую роль играли и представители ОПЖЗ. Они, еще со времен Януковича оказывая большое влияние на судебную систему и ключевые судебные институции, отметают какое-либо участие «международников» и общественности, эксплуатируя тезисы о «внешнем управлении» и «посягательстве на государственный суверенитет». Интересно именно от них слышать этот аргумент, который активно подхватывают пророссийские СМИ, чтобы перечеркнуть опыт положительного сотрудничества с европейскими партнерами Украины. Такой опыт, например, проявился во время формирования Высшего антикоррупционного суда, судьи которого на прошлой неделе не побоялись официально заявить о вмешательстве со стороны Высшего совета правосудия и его членов.

А что президент?

Президент Украины регулярно вспоминает о необходимости действенных перемен в судебной системе, которые искоренили бы коррупцию и сделали суды справедливыми. Поручает разработать стратегию таких перемен то Комиссии по вопросам правовой реформы, то Офису простых решений Саакашвили, то правительству, то вновь Комиссии по вопросам правовой реформы.

Но создается впечатление, что и офис президента, и фракция «Слуга народа» в парламенте — в оппозиции к президенту, потому что конкретные действия и решения прямо противоречат этим заявлениям и свидетельствуют о желании как можно дольше сохранить нынешнее положение, а не внедрять реальные изменения. Например, по представлению «слуг народа» принимаются законы, которыми еще больше расширяются полномочия ВСП.

Конечно, хотелось бы думать, что президент просто не осведомлен о действиях своей команды. Например, в последнем большом интервью президент говорит о «большой судебной реформе», которая «будет состоять из многих законов». По словам президента, уже на этой неделе все законы должна презентовать комиссия при президенте. Но в действительности офис президента созвал соответствующую рабочую группу Комиссии по вопросам правовой реформы в прошлом году только один раз. В нынешнем году заседаний еще не было. Уже второй год подряд очень вяло ведется работа над стратегией развития судебной системы, а о конкретных законопроектах даже речь не шла.

Но вероятнее, что президент исполняет роль коммуникатора с обществом и международными партнерами и рассказывает о «светлом будущем», чтобы просто прикрывать использование судебного «ресурса» его командой. Хотя общество, уверен, все еще ожидает от него и парламента введения действенных перемен.

Больше статей Романа Куйбиды читайте по ссылке.