UA / RU
Поддержать ZN.ua

Так ли трудно — сделать выбор?

У гражданина есть ориентиры, позволяющие ему требовать от кандидата обязательных ответов, как минимум, на такие вопросы.

Автор: Виктор Мусияка

Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколь-нибудь развязности, какая у Бальтазара Бальтазаровича, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича - я бы тотчас решилась…

М.В. Гоголь "Женитьба"

На ход и результат президентской кампании влияет множество факторов: от невиданного по масштабам терроризма в форме олигархически-триколорного сепаратизма, многомесячного психологического стресса, вызванного перманентно ожидаемой прямой агрессией РФ на всем протяжении украинско-российской границы - до примитивных, тупых подкупов избирателей и избирательных комиссий домашними и "экзильными" олигархами и циничных фальсификаций результатов голосования. Несмотря на все, избирательный процесс идет в обычном режиме. Наиболее инициативные кандидаты на президентскую должность демонстрируют эрудицию в широком спектре проблем общественного развития, обещают решить все экономические, социальные, военные запросы граждан, включая реформы сельского хозяйства, энергетики, суда, медицины, образования, местного самоуправления и т.д. Некоторые обещают вернуть АРК в лоно Украины чуть ли не до понедельника после инаугурации: только выберите и изберите.

Простой избиратель стал более придирчивым и критичным. Все меньше потенциального "электората" смотрит на кандидатов растерянным взглядом гоголевской Агафьи Тихоновны. Значительная часть граждан полагается в своем выборе на давно внедренные политтехнологами избирательные стереотипы. Здесь доверчивых и не очень, как и раньше, ждут "зубці й держаки виборчих граблів". Сегодня основным орудием презентации кандидатов, их программ, а также средством зомбирования людей говорунами и политическими мошенниками является то, что продуцируется в информационном пространстве из "ящика". Это убедительно подтверждает тотальный "одобрямс" россиянами политики Путина в отношении Украины. Эффективность этого фактора влияния на сознание людей очевидна и на фоне поведения немалой части жителей Донецкого края. Современные средства охоты на избирателя умело нейтрализуют его способность и потребность осознанного выбора. На качество избирателя в значительной степени влияет также отсутствие важного "антидота" - конкретных и понятных публичных ориентиров поиска масштабной личности, способной кардинально изменить общественное восприятие роли президента в государстве.

Мы хотим видеть на должности главы государства человека честного, морального, который будет максимально соответствовать критерию трех П: порядочность, профессиональность и патриотизм. Но недопустимая беспечность и безответственность - не осознавать, что эти президентские выборы являются необходимым инструментом преодоления последствий деятельности свергнутого вчера диктаторского режима. Неосторожное проявление его зверской сущности в ночь на 30 ноября прошлого года натолкнулось на радикальное народное сопротивление и послужило причиной позорного бегства узурпатора. Нынешний акт прямой демократии будет показательным именно в смысле проявления уровня осознания гражданским обществом необходимости бесповоротного движения к правовому государству, окончательному преодолению синдрома "сильной руки". В связи с этим имеет большое значение установление наличия у потенциального государственного лидера достаточных профессиональных качеств: знания в сфере президентских полномочий и демонстрация понимания, какими средствами и методами он планирует их осуществлять. Этого можно достичь при условии, что избиратель сам способен квалифицированно оценивать претендентские демонстрации. Поэтому я предлагаю обращаться при этом к таким ориентирам, своеобразным пробным камням, которые позволят сориентироваться в том, кто перед вами.

Концентрировано статус президента Украины сформулирован в ст. 102 Конституции: "Президент Украины является главой государства и выступает от его имени. Президент Украины является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина". Ст. 106 и ряд других статей Основного Закона очерчивают полномочия, которыми наделяется первое должностное лицо государства и одновременно - орган государства в пределах определенного Конституцией статуса.

Уместно напомнить, что после восстановления действия Конституции-2004 государственная власть должна функционировать в параметрах парламентско-президентской формы правления. Это означает прежде всего, что все субъекты власти должны действовать исключительно в соответствии с конституционными полномочиями.

Чрезвычайно актуально сегодня понимание как обществом в целом, так и кандидатом на должность президента конституционного определения того, что это лицо "является гарантом соблюдения суверенитета, территориальной целостности Украины". Физический и правовой контроль над территорией АРК утрачен, в ряде городов Донецкой и Луганской областей контроля центральной и местной власти нет. Вооруженные силы РФ маневрируют на угрожающем расстоянии возле украинских границ. Конституция наделила главу государства полномочием обеспечивать государственную независимость, национальную безопасность государства (п.1 ст.106). Он является "Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил Украины, других военных формирований; осуществляет руководство в сферах национальной безопасности и обороны государства (п.17 ст.106)". Президент, руководствуясь законом, принимает решение об общей или частичной мобилизации и введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях в случае угрозы нападения, опасности для государственной независимости Украины (п.20 ст.106), а также имеет полномочия, в случае необходимости, принимать решение о введении в Украине или отдельных ее местностях чрезвычайного положения с последующим утверждением Верховной Радой Украины (п.21 ст.106). Президент вносит в Верховную Раду Украины представление об объявлении состояния войны и, в случае вооруженной агрессии против Украины, принимает решение об использовании Вооруженных Сил Украины и других образованных в соответствии с законами Украины военных формирований (п.19 ст.106). Статус гаранта государственной независимости и безопасности государства подкреплен такими полномочиями президента, как внесение в парламент представления о назначении министра обороны Украины, министра иностранных дел Украины (п.10 ст. 106) и представления о назначении на должность и освобождения от должности главы Службы безопасности Украины (п.14 ст. 106). Непосредственно с этим статусом связано полномочие присваивать высшие воинские звания (п.24 ст.106) и награждать государственными наградами (п.25 ст.106). Президент возглавляет сверхважный конституционный орган, особенно в условиях военного или чрезвычайного положения - Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) (ст.107).

Рядом необходимых конституционных полномочий обеспечена внешнеэкономическая деятельность президента. В частности, глава государства представляет его в международных отношениях, осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства, ведет переговоры и заключает международные договоры Украины (п.3 ст.106). Важно в этом контексте полномочие вносить в Верховную Раду Украины представление о назначении министра иностранных дел Украины (п.10 ст.106). Решение о признании иностранных государств принимает президент Украины (п.4 ст.106). Составляющей частью деятельности по руководству внешней политикой государства является прерогатива президента назначать и увольнять глав дипломатических представительств Украины в других государствах и при международных организациях; принимать верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств (п.5 ст.106). Президент присваивает высшие дипломатические ранги (п. 24 ст.106). Формой внешнеполитической деятельности и вместе с тем - средством защиты прав человека являются его полномочия принимать решения о принятии в гражданство Украины и прекращении гражданства Украины, о предоставлении убежища в Украине (п.26 ст.106).

Довольно объемны полномочия президента в его отношениях с Верховной Радой Украины (парламентом).

Президенту принадлежит право законодательной инициативы (ч.1 ст.93). Законопроекты, определенные президентом как неотложные, рассматриваются Верховной Радой Украины во внеочередном порядке (ч.2 ст.93). Глава государства наделен полномочиями подавать в Верховную Раду Украины (ст.154, ч.1 ст.156) законопроекты о внесении изменений в Конституцию. Президент:

- подписывает законы, принятые парламентом (п.29 ст.109) с соблюдением правил, установленных ч. 2, 3 ст.94;

- имеет право вето в отношении принятых Верховной Радой Украины законов (кроме законов о внесении изменений в Конституцию Украины) с последующим возвратом их на повторное рассмотрение парламента (п.30 ст.106). Если закон повторно принят Верховной Радой Украины не менее чем 2/3 от ее конституционного состава, президент обязан его подписать и обнародовать в течение 10 дней (ч.4 ст.94);

- обращается с ежегодным и внеочередными посланиями к Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении Украины (п.2 ст.106);

- может требовать созыва внеочередной сессии Верховной Рады Украины (ч.2 ст.83);

- вносит, по предложению депутатских фракций парламента, представление о назначении премьер-министра Украины в срок, не позднее чем на пятнадцатый день после получения такого предложения (п.9 ст.106);

- подает в парламент на назначение на должности и освобождение от должностей членов ЦИК (п.21 ст.85);

- прекращает полномочия Верховной Рады Украины в случаях, предусмотренных Конституцией (п.8 ст.106);

- назначает внеочередные выборы в Верховную Раду Украины в сроки, установленные Конституцией (п.7 ст.106);

- обязан дать ответ на запрос народного депутата, группы народных депутатов или комитета Верховной Рады Украины, предварительно поддержанный не менее 1/3 от конституционного состава Верховной Рады Украины (п.34 ст.85);

- может предложить парламенту рассмотреть вопрос об ответственности Кабинета министров Украины и принять резолюцию недоверия Кабинету министров Украины (ч.1 ст.87);

- подает кандидатуры на должности и освобождение от должностей половины состава Совета Национального банка Украины (п.12 ст.106);

- подает кандидатуру на должность и освобождает от должности председателя Национального банка Украины;

- назначает на должность и освобождает от должности по согласию Верховной Рады Украины (или выражению недоверия) (п.25 ст.85) Генерального прокурора Украины (п.11 ст.106);

- назначает на должности и освобождает от должностей половину состава Национального совета Украины по вопросам телевидения.

Президент имеет возможность непосредственного общения с народом: он может обращаться с посланием к народу (п.2 ст.106). Конституция наделила его полномочиями назначать всеукраинский референдум по изменениям в Конституцию в соответствии со статьей 156 и объявлять всеукраинский референдум по народной инициативе (п.6 ст.106). Президент осуществляет помилование (п.27 ст.106).

Сейчас у президента значительно ограничены возможности непосредственного влияния на деятельность правительства. Важно уже названное полномочие вносить в парламент представление о назначении премьер-министра (п.9 ст.106) и представление о назначении министра обороны и министра иностранных дел (п.10 ст.106). Президент может предлагать Верховной Раде рассмотреть вопрос об ответственности Кабинета министров и принять резолюцию недоверия правительству (ч.1 ст.87). Глава государства наделен полномочиями останавливать действия правительства по мотивам несоответствия Конституции с одновременным обращением в Конституционный суд Украины по поводу их конституционности (п.15 ст.106). У президента остаются полномочия, связанные с АРК (п.16 ст.106, ч.3 ст.136). Он назначает на должности и освобождает от должностей членов местных, государственных администраций по представлению правительства (ч.4 ст.118). Президент обязан реагировать на факты выражения недоверия главам местных государственных администраций областными или районными советами (ч.9,10 ст.118), может отменить решение глав местных государственных администраций (ч.8 ст.118).

Президент сохраняет серьезное влияние на судебную власть и прокуратуру. Он осуществляет первое назначение на должность профессионального судьи (ч.1 ст.128). Президент назначает трех членов Высшего совета юстиции (ч.2 ст.131), шести судей Конституционного суда Украины (п. 22 ст.106, ч.2 ст.148). Президент может обращаться в КСУ по вопросам конституционности актов в соответствии со ст.150, а также о соответствии Конституции действующих международных договоров или тех международных договоров, которые вносятся в парламент для предоставления согласия на их обязательность (ч.1 ст.151).

Изложенное опровергает распространенное утверждение о "слабом президенте" по Конституции в редакции изменений, внесенных в 2004 г. Проблема в болезненном и безнаказанном стремлении занимающих главную государственную должность "подгребать" под себя непринадлежащие им полномочия, независимо от способности их эффективно реализовывать.

Конституционные полномочия президента изложены здесь с целью помочь простому избирателю со знанием дела оценивать соискателей самой высокой государственной должности. Во-первых, они сами должны доподлинно знать конституционные полномочия главы государства. Во-вторых, кандидаты должны убедить соотечественников в том, что способны исполнять президентские полномочия и в случае избрания на должность будут безусловно придерживаться конституционного статуса президента. У гражданина есть ориентиры, позволяющие ему требовать от кандидата обязательных ответов, как минимум, на вопросы: 1). Что кандидат понимает под полномочием президента быть гарантом соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина? 2). Как он будет строить отношения с парламентом, с правительством? 3). Какие внешнеполитические ориентиры Украины являются приоритетными? 4). Как будут создаваться дееспособная армия, другие силовые, правоохранительные органы государства?

Многие уже сейчас растерянно констатируют наличие реального риска попасть в неизбежную шварцовскую ловушку с победой над драконом при очевидном непонимании этой опасности значительной частью общества. Возможность в очередной раз обмануться всегда с нами. В любом случае мы получим либо законопослушного руководителя государства, либо же - очередного потенциального узурпатора. Сделав выбор, нам придется его принять, а приняв - взять на себя ответственность за его последствия.