UA / RU
Поддержать ZN.ua

Светлана Матвиенко: "Новые лидеры" — образовательный проект, миссия которого — показать разницу между голосованием "желудком", "либидо" и умом

Она держит руку на пульсе развития этого проекта.

Автор: Екатерина Константинова

Жизнь в социальных сетях невозможна без штормов. Ее будоражат темы. Последняя из которых - национальный телепроект "Новые лидеры". Поэтому мы встретились со Светланой Матвиенко, председателем совета Лаборатории законодательных инициатив, куратором Украинской школы политических студий, которая держит руку на пульсе развития этого проекта.

-Госпожа Матвиенко, как возникла концепция проекта "Новые лидеры"? Как разрабатывались правила и этапы проекта?

- Прежде всего обращу внимание на основной источник идеи проекта - общественная среда. Эта идея была предложена группе Starlightmedia и потом очень долго "тестировалась" в разных кругах. Она не нова. Во-первых, в мире существуют подобные, уже реализованные телепроекты (Leadindia, например). Во-вторых, люди, приближенные к медиа, прекрасно знают, что идеи похожих проектов время от времени появлялись и обсуждались и в Украине. Долго была неопределенность относительно того, стоит ли вообще разрабатывать этот проект. Однако после продолжительных дискуссий решили, что идея своевременная, и начали разрабатывать концепцию проекта в деталях. С конца минувшего года регулярно проходят рабочие встречи. Сначала это были индивидуальные переговоры с разными партнерами, потом мозговые штурмы в узком кругу единомышленников, позже было несколько встреч большинства членов сформированного Общественного наблюдательного совета - тогда и утвердили правила проекта, а со временем сформировали отборочный комитет. Уже несколько месяцев подряд проходят совещания Общественного наблюдательного совета и команды проекта.

- Есть ли место политике в этом проекте?

- "Новые лидеры" - национальный телепроект, являющийся образовательным и неразвлекательным.В нем есть место подходам политики будущего и нет места стилю политики прошлого. Это - борьба с "византийщиной". Никто не ставит цель ни сформировать политическую партию из его участников, ни в дальнейшем сопровождать участников в их политической или общественной карьере. Нашей задачей является и останется исключительно отбор среди заявок участников наиболее интересных, наиболее дальновидных, структурированных, реалистичных предложений и идей, преследующих цель развития избранной кандидатом сферы. В демократическом обществе лучшим способом осуществлять системные изменения является приход через политику к власти - то ли на местном, то ли на национальном уровне. Мы не исключаем, что самые способные участники проекта благодаря его публичности могут быть замечены разными политическими силами и получить приглашение к сотрудничеству после завершения проекта. Ничего плохого в такой возможности нет. Но как реагировать на такие предложения - это уже будет личный выбор и личная ответственность каждого участника. Следует также отметить активность молодых партий "Сила людей", "Демократический Альянс", "Альтернатива" и др. И здесь можно будет увидеть, как партии будут помогать своим участникам проекта донести свои идеи.

- Я так понимаю, речь идет, собственно, и о просвещении избирателя?

- Конечно. Реальность такова, что старшее поколение, являющееся активным в избирательном процессе, черпает информацию в основном из телевизора. Эта группа смотрит телевизор и наиболее активно голосует на выборах. Проект даст им своеобразное мерило - как оценивать кандидатов и чем именно "новые" (в основном неизвестные) отличаются от тех, кого они уже знают. Новым людям очень тяжело пробиться в телепрограммы, не попадая в финансовую зависимость от спонсоров, ведь можно представить стоимость телевизионной рекламы. Здесь есть шанс получить такую возможность. Ведь как, имея идеи, стать хоть немного узнаваемым, даже если вы лучший знаток своего дела? Этот проект попытается предоставить рамку критериев осознанного выбора.

- Зачем этот проект лично вам?

- С 2007 года я работаю в общественном секторе, последние три года возглавляю один из ведущих аналитических центров страны - Лабораторию законодательных инициатив. Традиционно среди приоритетных направлений нашей работы - политическое образование. Уже 13 лет подряд Украинская школа политических студий остается одним из наших главных проектов, ведь мы поставили амбициозную цель - ценностное развитие для успешных, сформированных людей, которые уже влияют или, с большой вероятностью, в скором времени будут влиять на процессы создания государства. На вопрос, зачем этот проект лично мне, лучшим ответом являются данные о количестве выпускников УШПС, принимающих в нем участие: их свыше двух десятков. Моя ежедневная работа - это профессиональное развитие и предоставление разных возможностей тем людям, которые, имея конкретные достижения уже сегодня, не получают в украинских условиях достаточного доступа к социальным лифтам.

- Вы рассматриваете анкеты участников. Кто они, люди, готовые менять страну?

- Мы получили почти 1400 заявок со всей страны. Часть из них - около 500 - не прошла предварительный отбор, критерием которого была проверка технического соответствия требованиям проекта. Остальные заявки обнародованы на веб-сайте проекта и доступны для ознакомления и голосования для всех заинтересованных. Заявки очень разные как по масштабу и детализации, так и по тематике. Многие участники уже реализовали существенные локальные социальные инициативы и теперь планируют расширить их в своей громаде или масштабировать на всю страну. Положительным решением стало отсутствие верхней границы возрастного ценза для участия в проекте - у нас есть даже 87-летний участник, что не может не вдохновлять.

- Как соотносятся амбиции и компетентность участников?

- Это очень важный вопрос, ведь здесь хорошо было бы иметь золотую середину теории и практики - эдакое золотое сечение. Таких кандидатов не очень много, однако достаточно. Выработка любых решений и их имплементация - очень разные вещи. Для конкретных изменений в любой сфере нужно и то, и другое. Следует подчеркнуть, что это - хорошее тестирование идей и программ участников, ведь они имеют возможность услышать реальную критику, получить ценные советы, что в любом случае является полезным опытом для дальнейших действий.

- Не секрет, что отношения в общественном секторе очень специфические. Собрать более 30 ГО под эгидой одного проекта - беспрецедентное явление. Как удалось этого достичь?

- Отношения, по-моему, всюду очень специфические. Для меня главное - уважение. Этого результата удалось достичь прежде всего благодаря авторитету организаций, которые Лаборатория законодательных инициатив предложила пригласить к участию в проекте. Нельзя обойти партнерские связи выпускников Украинской школы политических студий. Александр Богуцкий, генеральный директор телеканала ICTV, который входит в группы Starlightmedia, - выпускник УШПС 2006 года. Поэтому мы и решили совместно реализовывать проект "Новые лидеры", в том числе и разделив ответственность за формирование Общественного наблюдательного совета. Первые организации в Общественный наблюдательный совет приглашали мы с Александром Богуцким и его командой. Второй фактор, который позволил сплотить общественные организации, - ценность и привлекательность идеи самого проекта: о подобном давно мечтали многие политики и общественные деятели, но раньше никто не хотел давать под него ресурсы и площадку. Ведущие общественные организации демонстрируют институциональную зрелость и социальную ответственность, согласившись взять на себя контроль над реализацией проекта "Новые лидеры". Конечно, понимая при этом все риски и то, что реальные вещи происходят не в социальных сетях.

- Какие трудности возникают в процессе работы над проектом? Как удается отбиваться от критики?

-Самым большим вызовом было за короткое время распространить информацию о проекте и заинтересовать потенциальных лидеров и избирателей принять в нем участие. С этим вызовом мы успешно справились: заявки подали почти 1400 участников и уже свыше 33 тысяч избирателей зарегистрировались на сегодняшний день на нашем сайте. Вторым вызовом является большое количество партнеров, непосредственно задействованных в реализации проекта. Координировать такую деятельность непросто, поэтому иногда могут случаться и ошибки, и несогласованность. Третий вызов - вопрос качества телевизионного продукта: с одной стороны, он должен быть не рафинированным, а интересным и понятным для большого количества телезрителей, то есть популярным, а с другой - мы не можем себе позволить быть популистами. Мы должны найти разумный баланс, поскольку иначе погубим нашу миссию, - поощрить людей к критическому осмыслению предлагаемых участниками идей и программ, сознательного выбора, показать разницу между голосованием "желудком" - за сладкие обещания; "либидо" - за красивую женскую фигуру или крепкое мужское телосложение; умом - за программу и план ее реализации. Четвертым вызовом я бы назвала тот факт, что подобный проект реализуется в Украине впервые - и по смыслу, и по форме, и по способу его финансирования, и по методу управления им. Это поиск формата. Общее здесь одно: понимание важности такого проекта для общества в целом, особенно - для ценностных общественных дискуссий.

- Вокруг "Новых лидеров" много разговоров, в частности и о выгоде Виктора Пинчука, продвижении Вакарчука на пост президента, присутствие в проекте господина Левочкина… Не боитесь испортить свою репутацию?

- О выгоде Виктора Пинчука вопрос можно задать ему лично. По крайней мере, я бы так и поступила. Что касается широких дискуссий и сравнений с "Озимым поколением" - я бы так не упрощала. Думаю, после этого опыта Виктор Пинчук существенно расширил горизонт своих представлений о том, чего он на самом деле хочет и что хотел бы развивать. Однако это, повторяю, вопрос к нему.

Относительно денег Пинчука. Ни я лично, ни организация, которую я возглавляю, за работу над этим проектом не получаем ни копейки от его компаний или из любого другого источника. Так же, как и другие члены Общественного наблюдательного совета. Однако не следует забывать, что мы получили площадку. Для нас было принципиально изначально знать, что этот проект не связан с продвижением Святослава Вакарчука или кого-либо другого на должность президента или в парламент. Одним из правил проекта является невозможность быть участником/участницей, если лицо сейчас является депутатом или в прошлом было избрано в Верховную Раду, является членом правительства или возглавляет ЦОИВ. Мы не можем нести ответственность за всех участников, решивших принять участие в проекте.

Что касается присутствия Сергея Левочкина - хочу подчеркнуть: социальные сети не представляют всей Украины, поэтому я советую мыслить критически и не реагировать на неправдивую информацию. Организация, которую возглавляет Андрей Ермолаев - ИСД "Новая Украина", - еще 3 мая заявила: ради того, чтобы проект состоялся и не осталось поля для публичных манипуляций, она готова выйти из Общественного наблюдательного совета. Это не "выбор Фейсбука", и это важно понимать. Мы ценим интеллектуальный вклад каждого в проект и не позволим этим манипулировать. Лучший способ сохранить репутацию - не сделать в жизни ничего общественно значимого. Тогда о тебе, кроме твоего ближайшего окружения, просто никто не будет знать. Это точно не мой выбор.

- Назовите наиболее ошибочные суждения о проекте "Новые лидеры".

- Попробую развенчать три основных мифа о проекте.

Миф первый. "Новые лидеры" - политический проект, приуроченный к следующим выборам. На самом деле, как я уже говорила, этот проект - прежде всего о политическом образовании, а история его рождения - намного дольше чем один избирательный цикл. Конечно, мы понимаем, что часть участников может избрать путь политической деятельности. Но, опять-таки, - это их персональный выбор, а не чья-то цель или обязательства.

Миф второй. "Новые лидеры" - продукт и технология олигархического влияния на политику. В реальности источники финансирования проекта - сознательно диверсифицированы. Живые деньги на него дает как раз не Виктор Пинчук, а компании Dragon Capital, "Новая почта", Международный фонд "Відродження" и другие представители крупного, среднего и малого бизнеса. При этом никто из доноров проекта не принимает участие в принятии решений ни относительно правил и условий проекта, ни относительно его результатов. И это, по моему мнению, хороший пример социальной ответственности бизнеса, финансирующего этот телевизионный проект.

Миф третий. "Новые лидеры" - развлекательное талант-шоу. Это не так. "Новые лидеры" - интеллектуальный образовательный телепроект, направленный на развитие критического мышления, гражданской ответственности, культуры осмысленного участия в выборах. Целью проекта не является поиск или формирование новой политической или управленческой элиты. Было бы наивно надеяться, что силами и средствами телешоу можно решить эту проблему. Участники проекта лишь получают возможность приумножить свой социальный капитал (расширить круг сторонников, получить новые навыки). Или же напрочь его разрушить. Как участники смогут воспользоваться этими возможностями - зависит только от них самих. Мы бы хотели, чтобы они смогли протоптать себе "тропинку" с помощью этого проекта. Однако станет ли она "автобаном", или зарастет - исключительно их ответственность.

- Если бы вы сами решили участвовать в этом проекте, какой была бы ваша идея?

-Это точно было бы связано с гражданским образованием, развитием общественных сетей, привлечением граждан к принятию решений, сознательного выбора и ответственности за этот выбор и формирование ответственного гражданства в Украине в целом. Надеюсь, мне представится еще не одна возможность реально воплощать эти вещи. Откровенно говоря, я не думала о том, чтобы самой принять в нем участие: больше хотела, чтобы этот проект наконец состоялся.

- Как вы оцениваете итоги первого этапа проекта?

-Результаты превзошли наши ожидания. Этот проект вызвал широкие ценностные дискуссии, которые, по-моему, сверхважны для нашего общества. Он о том, как должны появляться настоящие лидеры, о роли СМИ, социальных лифтов, о важности построения партий с внутрипартийной демократией, сильных учреждений, о том, что делать с олигархами и деятелями, связанными с предыдущей властью, о формировании, собственно, доверия и консенсуса внутри общества. Шанс реализовать этот проект - очень хороший тест на зрелость и ответственность и для украинского бизнеса, и для украинского гражданского общества. Каждый может зарегистрироваться на сайте как избиратель и помочь выявить наилучшие идеи, ведь этот проект - соревнование не персон, а идей.

- Если в ходе реализации проекта станет известно о наличии компромата на кого-то из участников проекта, будет ли эта информация использована в телевизионной версии? Планируете ли использовать детектор лжи и провокационные ситуации?

- Я не хотела бы и не имею права раскрывать секреты, которые сделают проект не только полезным, но и интересным для зрителей. Мы показываем не только идеи, программы, общественные группы, которые представляют участники, но и собственно самих этих участников. Поэтому мы будем стараться выстраивать телевизионную версию проекта так, чтобы зрители, которые будут выбирать победителя, получили возможность увидеть его/ее в разных ситуациях, наблюдать, как они реагируют на вызовы и насколько взвешенно могут принимать решение в сложных ситуациях. Конечно, мы бы хотели использовать детектор лжи, чтобы показать аудитории максимально возможную открытость кандидатов.

- Опишите "портрет" современного нового лидера - каким вы его видите?

- Это должен быть человек, мысли и идеи которого опережают время, который глубоко укоренен в среду и сообщества, в которых он живет и работает, понимая контекст. Он должен уметь вдохновлять и вести за собой других людей, а это невозможно, если сам не веришь в то, что делаешь и любишь. При этом имея самое главное - интеллект, собственное мнение, умение слушать и принимать решения. Лидер должен быть ответственным профессионалом. Мы об этом часто забываем. Потому что в определенном смысле лидерство - это служение людям.