Кроме темы восточного фронта, в средствах массовой информации Украины активно обсуждаются еще два внутренних фронта. Это - острая необходимость в реформе всех сфер нашей жизни, и не менее острая война против реформ. Каждому из нас понятно, что воевать на два фронта, если один из них внутренний - дело малоперспективное. Кроме того, борьба вокруг реформ в Украине идет уже давно, и на этом "фронте без перемен", изнурительном и хроническом, похоронено немало настоящих борцов за достойную суверенность нашей страны. Был бы этот внутренний фронт закрыт, и была бы реформирована наша жизнь в соответствии с современными цивилизационными реалиями (проще говоря, стали бы мы уже нормальной страной) - не случился бы, пожалуй, ни Майдан, ни второй, настоящий военный фронт. Сегодня же два этих фронта не только исчерпывают наши последние ресурсы, но и взаимно усиливают друг друга. Без необходимых реформ все труднее решить изнурительное "тайно" продолжающееся вооруженное противостояние. А никому (в том числе и первым лицам всех стран-союзников) не понятное состояние легитимизации боевиков, которые стреляют по кому хотят и как хотят, не позволяет согласованно всей Украине реформироваться в цивилизованном направлении. Так оно и есть. И потому у всех на уме и на устах вопрос: кто и как должен решить эту дилемму, прежде всего - в интересах нашего государства, а уже потом - в разумную компромиссную угоду другим весомым участникам конфликта (понятно кому!)?
Если собрать воедино все возможные ответы на этот вопрос, написанные и озвучиваемые в СМИ как в Украине, так и за ее (смутными сегодня) пределами, то легко напрашивается следующее резюме: для оптимального решения нашего кризиса не хватает компетентности на всех уровнях администрирования. С этим резюме можно согласиться, поскольку оно банально-тривиальное, или само собой разумеющееся. По крайней мере, так сегодня говорит каждый участник каких-либо дискуссий.
Однако к такому выводу, как к любому другому, базирующемуся на категорическом (не оспариваемом) утверждении, можно задать дополнительный вопрос: а если речь идет не о нехватке, дефиците компетентности, а о другом? Например, о ложной компетентности как специфическом социальном феномене постсоветского административного и любого другого чиновничества.
Тогда ответить на вопрос, кто и как должен разрешить кризисную ситуацию в Украине, можно только отрицательно. Никто из тех, кто пытается найти решение. Ведь если компетентность их ложная, то естьненастоящая, то и решения их будут в основном ошибочными. Стоит, пожалуй, дополнительно объяснить, что следует понимать под ложной компетентностью. Это такие знания и умения, которые не получены работой над собой и профессиональным самосовершенствованием, а куплены или получены благодаря "продвижению", "содействию", "договоренностям" и связям. Лица с ложной компетентностью само-уверены в своих способностях и умениях, но объективно не имеют необходимых оснований уверенно и ответственно принимать решения по реальной ситуации.
Они составляют отдельный социальный класс "ложно-компетентных", который администрирует, управляет, но на бумаге и с помощью документов, которые отражают не реальную ситуацию, а ложное представление об окружающей реальности. Именно поэтому мы говорим, что уже 23 года живем в стране, где есть Конституция, которая не действует, и где есть законы, которые не выполняются.
Ведь сегодня никто особо не будет возражать, что "компетентность" большинства важных документов для реального функционирования нашего государства часто ложная, или, иначе говоря, - не действует. Более того, класс "ложно-компетентных" пронизывает все общество представительными декларациями, намерениями и протоколами, методами борьбы с коррупцией и совершенствования реформ. И все это не потому, что названный класс хочет быть эффективным - как мы часто думаем, а потому, что он не может и не умеет по-другому, чем плодить бесплодные бумаги и себе подобных. Свое же неумение и свою ложную компетентность этот класс вынужден защищать видимостью идей и решений, поскольку их умения и способности тоже являются видимыми. Справедливости ради следует сказать, что немало важных и зафиксированных решений в последнее время значительно эффективнее, чем были раньше.
Поэтому на вопрос, кто и как должен разрешать кризис в Украине, есть два варианта ответа.
Первый: только не класс "ложно-компетентных", потому что он заведет нас в ненастоящее государство.
Второй: действительно компетентные, если их допустит к решениям класс "ложно-компетентных". Какой же выход из ситуации? Именно с этим общество отчаянно борется.
Он есть - простой и очевидный. Это спонтанный процесс, который в современной науке называют аутопоэзисом, есть самовольным и неуклонным процессом конструктивного разрешения кризиса. Именно на этом пути Украина может оказаться одним из самых передовых государств нынешнего такого непростого мира!