UA / RU
Поддержать ZN.ua

Смена поколений

Президентский указ трехнедельной давности о назначении нового губернатора Донецкой области стал аналогом кнопки Reset.

Автор: Евгений Шибалов

Президентский указ трехнедельной давности о назначении нового губернатора Донецкой области стал аналогом кнопки Reset - запустил программу полной перезагрузки системы власти на малой родине главы государства. Только сейчас перестановки можно считать в общем и целом завершенными: сменились глава областного совета, начальник областной милиции, руководство коммунальной компании «Вода Донбасса» (монополист на рынке питьевой воды в регионе, между прочим) и даже начальник службы автомобильных дорог.

За суетой будней мы часто не замечаем исторических событий. К примеру, после ухода Анатолия Близнюка в стенах донецкого «Бе­ло­го Дома», как прозвали мес­то совместного проживания ОГА и обл­совета, не осталось никого, кто занимал руководящие посты при Яну­ковиче-губернаторе. Все старые соратники президента сейчас демонстрируют бесценный опыт и вы­дающиеся лидерские качества несчастной столице, которая и от Черновецкого еще оправиться не успела…

Надо признать, Виктор Федо­ро­вич напоследок основательно покопался в кадровых закромах родины - Хиврич и экс-директор «Во­ды Донбасса» Дмитрий Григо­рьев «регулируют» ЖКХ в составе новой Нацкомиссии, Анатолий Близнюк и Александр Алипов руководят той же «коммуналкой» в профильном министерстве. И это если не считать предыдущих мобилизаций.

Кадровый голод главы государства стал катализатором смены поколений в Донецке - «старые донецкие» и «красные директора» полностью отдали родные края в управление молодежи. Вернее сказать, передали по наследству…

Все прогнозы, сделанные нами три недели назад, сбылись: Алек­сандр Алипов поднялся в замминистры, не бросив шефа в трудную минуту, пост председателя Донец­кого областного совета ожидаемо достался Андрею Федоруку, выходцу из бизнес-структур Алек­сандра Януковича.

Во время выборов спикера обл­совета новые руководители региона явственно дали понять, что уроки старших товарищей усвоены и в Донецкой области по-преж­нему все будет четко и без глупос­тей - Андрея Федо­рука избрали на безальтернативной основе. Дру­гих кандидатур не предвиделось и не было, в кулуарах царили тишь да благодать, никаких имен всуе не произносилось… Смысл полуторачасовой процеду­ры тайного голосования, правда, при этом становится не вполне ясным. Разве что для соблюдения видимости приличий.

Выбор «из одного» вообще стал прочной политической традицией Донбасса после того, как Виктор Янукович выиграл президентские выборы. Без вариантов избрали годом ранее главой облсовета Андрея Шишацкого, секретарь Донецкого горсовета Николай Левченко также продлил свою каденцию единогласно и при отсутствии альтернативных кандидатур. Не зря передавали убеленные сединами аксакалы свою мудрость молодежи, ох, не зря…

На освободившуюся должность зампреда тут же определили креатуру пересевшего в губернаторское кресло Андрея Ши­шацкого - Александра Кравцова. Послед­ний имеет большой стаж работы в структурах Рината Ах­ме­това: «Азовсталь», Харцызский трубный завод и пр.

Таким образом, среди всех центров влияния явное преимущество «по очкам» получил Ринат Леони­дович: губернатор, зампредседателя областного совета и личная депутатская группа в 25 «штыков» - топ-менеджмент предприятий. Ос­тальным достались призы поскром­нее. Александр Янукович получил председателя областного совета и од­ного мандатоносца. Борис Ко­лес­ников сохранил своего протеже Игоря Коваля в замах. Непос­редст­венно связанных с вице-премьером насчитывается человек пять. Ста­рая гвардия, как уже сказано, отправилась строить. То ли новую страну, то ли пока только Киев.

Впрочем, новые «управляющие Донбасса» старательно открещиваются от причастности к сложившимся в регионе группам влия­ния.

«Тут, наверное, надо больше связывать со мной лично. С кем я работал. Мне приятно, что люди мне верят и идут за мной. Я буду и дальше подтягивать во власть людей успешных - и в бизнесе, и в личной жизни. Ибо что может привнести неудачник?», - утверждал Андрей Шишацкий. О том, как он будет оценивать успехи в личной жизни, губернатор умолчал. А в остальных его тезисах позволим себе усомниться - такую роскошь, как самостоятельный выбор команды, даже Виктор Янукович никогда не мог себе позволить. И вообще в системе исполнительной власти с этим туго - примеры можно приводить бесконечно.

А вот косвенные признаки некоторой положительной корреляции между обновлением власти и бизнес-планами Рината Ахметова есть. Сразу после «перезагрузки» стало известно, что корпорация ДТЭК с большим интересом приглядывается к немногим оставшимся в Донецке государственным шахтам, равно как и новый директор компании «Вода Донбасса» Вадим Котов, по некоторым данным, ранее работавший в структурах донецкого миллиардера.

Новый председатель Донец­кого облсовета Андрей Федорук, в свою очередь, заверяет, что своей стреми­тельной карьерой (в первом же созыве меньше чем за год взлетел от рядового депутата до спике­ра) никоим образом не обязан старшему сыну президента Александ­ру Яну­ковичу. «Я думаю, всем было видно, что во время работы на должности зампредседателя каких-либо бизнес-интересов корпорации, где я работал, я не поддерживал. Обя­зательств финансового плана, никаких других бизнес-интересов у меня с ними нет. Я сейчас перешел на работу в Донецкий областной совет и полностью занимаюсь этой работой. Касательно личных отношений, да, мы с ним (Алек­сандром Янукови­чем. - Е. Ш.) поддерживаем чисто человеческие отношения. Когда есть время, проводим встречи, но в остальном… По телефону общаемся очень редко», - говорил журналистам Федорук сразу после своего избрания.

Тем не менее, именно после появления топ-менеджера «Семьи» в коридорах власти, корпорация МАКО, принадлежащая Александ­ру Януковичу, оказалась в эпицентре двух скандалов. Сначала эту компанию подозревали в поддержке министерской кандидатуры на пост ректора Донецкого университета (напомним, была обнародована информация, что МАКО имела виды на одно из зданий вуза).

Потом был безобразный инцидент с разгоном акции протеста жильцов против реконструкции гос­тиницы «Дружба». Крепкие парни, без комплексов, но подкованные в греко-римской борьбе, вышвырнули подальше протестующих, в том числе нескольких женщин, мешавших ограждать строительным забором детскую площадку в своем дворе. Милиция в это время старательно любовалась облаками и окрестностями. Конечно, не обязательно Андрей Федорук помог «порешать вопросы» телефонным правом. Но само его присутствие на высоком посту было молчаливым сигналом: ребята, носороги и вправду не видят дальше своего носа, но при их весе это не их проблема…

Волна резонанса, спровоцированная президентской перетасовкой, покатилась на нижние этажи «вертикали». Через неделю после рокировки был задержан при получении взятки мэр Красноар­мейска Андрей Ляшен­ко - человек, которого нынешний министр ЖКХ Анатолий Близнюк чуть ли не за руку привел в Партию регионов и по-отечески называл «перспективным молодым политиком». Если предположить, что имеет место начало системной «зачистки», надо с беспокойством следить за судьбой эпатажной Нели Штепы и краматорского градоначальника Геннадия Костюкова.

К тому же стоит учитывать, что в следующем году новому начальст­ву Донецкой области поставят традиционную задачу - «сделать выборы». По традиции, здесь ответст­венность за кампанию делится поровну между губернатором и главой областного совета, тем более что оба (опять же, по традиции) занимают руководящие посты в областной ячейке Партии регионов.

Между тем, и Шишацкий, и Федорук достаточно ясно дали понять, что всю партийную бюрократию скинули на штабных функционеров. Конечно, Донецкая область дает простор для самых смелых организационных экспериментов, вплоть до утверждения директора кондитерской фабрики на должность начальника избирательного штаба (ноу-хау Бориса Викторовича), но и за результат придется отвечать. А местные выборы-2010 до сих пор снятся партайгеноссе в ночных кошмарах, пугая страшными цифрами в графах «не явились» и «не поддержали ни одну партию».

Вот это и будет первым экзаменом для «успешных в бизнесе и личной жизни» - не по показателям же соцэкономразвития старшие товарищи станут судить правильность расстановки кадров.