UA / RU
Поддержать ZN.ua

Революция по-закарпатски

Президент Янукович был бы счастлив, если бы сумел разрешить ситуацию в стране по закарпатскому сценарию.

Автор: Владимир Мартин

Закарпатье вновь продемонстрировало собственную специфику, став единственным регионом на Западе страны, где митингующие не только не захватили здание облсовета и ОГА, а даже не сделали ни единой попытки штурма. Хотя общественное напряжение было высоким, казалось, еще немного - и область избавится от установившегося имиджа белой вороны...

Самые неистовые страсти бурлили в конце января, что связано с грубыми действиями силовиков в Киеве. В Ужгороде не раз собирались многотысячные митинги, а общественным активистам, организовывавшим их, удалось лично встретиться с мэром города Виктором Погореловым (членом Партии регионов) и губернатором Александром Ледидой (руководителем областной ПР) и передать требования закарпатского Майдана. Первому - созвать внеочередную сессию горсовета и добровольно уйти в отставку, второму - предоставить большой зал ОГА для создания Народной рады Закарпатья (НРЗ). И городской, и областной вожди выполнять эти требования отказались.

Самая массовая акция протеста была запланирована на последнюю субботу января возле ОГА. В связи с серией захватов облсоветов в соседних и отдаленных областях, в воздухе запахло порохом и предчувствием чего-то чрезвычайного. Вместо этого произошло нечто нетипичное и оригинальное. Еще до начала анонсированного митинга протеста возле ОГА собралось несколько сотен симпатизирующих ПР (среди них были замечены работники ужгородской мэрии и райгосадминистраций), впереди которых выстроилась живая цепь милиционеров в шлемах и со щитами. А на входе в здание, которое как трибуну планировали использовать оппоненты власти, появились губернатор А.Ледида, мэр Ужгорода В.Погорелов, экс-мэр города С.Ратушняк (давнишний союзник губернатора) и т.п. Активистов Евромайдана (на который собралось несколько тысяч человек) тоже пропустили к трибуне с микрофонами, и получилось так, что запланированная акция протеста превратилась в смешанный митинг, на котором с общей трибуны поочередно выступали представители антагонистических лагерей. Губернатор вспомнил традиционную закарпатскую толерантность и прозрачно намекнул, что протестная часть площади представлена не только его земляками, но и галичанами (один из общественных активистов накануне во время встречи с А.Ледидой подтвердил: в Закарпатье "...прорывается множество весьма агрессивных и радикально настроенных лиц из других областей", что сразу растиражировало областное телевидение). Затем выступил активист "Свободы" с тезисами о преступном режиме и бандитской власти. Далее взял слово мэр Ужгорода и тоже призвал к толерантности, после чего представитель "Батьківщини" произнес эмоциональную речь о мэре, разворовавшем все что можно. Лица и речи с диаметрально противоположными лозунгами менялись, словно в калейдоскопе, и создавали впечатление сюрреализма, так присущего закарпатскому политикуму на общеукраинском фоне. Для митингующих, не очень разбирающихся в хитросплетениях местной политики, своеобразным ориентиром для различения "свой - чужой" стал уровень освистывания. Поскольку участников протестной акции оказалось на порядок больше, мощный свист достался А.Ледиде, В.Погорелову и С.Ратушняку.

Через некоторое время антагонистические части площади попробовали "перескандировать" друг друга с помощью как традиционных, так и оригинальных "кричалок" (среди которых особенно выделялись - "Титушки!", "Польську шляхту - геть!" и "Вокзал - Львов!"). Апофеозом гражданского противостояния стало швыряние снежками и монетами через цепь милиционеров, растерянно стоявших в полной амуниции и не понимавших, как вести себя в такой ситуации. Вечером, когда на площади начали сооружать баррикады, правоохранители все же проявили профессионализм, сделав несколько бесстрашных вылазок "в тыл врага" и украв оттуда часть дров с автомобильными покрышками...

Главной новостью на следующий день стало присоединение к областной акции протеста "Единого центра" с Виктором Балогой. Тем самым, который в 2010-м лично призвал закарпатцев не голосовать за Ю.Тимошенко, задействовал все ресурсы для победы В.Януковича и до 2012 г. работал министром МЧС в правительстве Н.Азарова. С начала протестных акций В.Балога со своей семейной партией держался в стороне. Видно, "официальная" оппозиция на общеукраинском и областном уровнях не принимала лидера ЕЦ, поскольку не считает его настоящим противником режима, помня неоднозначную деятельность В.Балоги на должности президентского секретариата В.Ющенко, все то брутальное, творившееся в Закарпатье с 2005-го по 2010-й, сотрудничество с В.Януковичем и т.п. Почему В.Балогу решили взять в союзники теперь, доподлинно неизвестно. Трудно представить, что представители патриотичного крыла в области забыли, как он неоднократно использовал их в своих политических и коммерческих целях. Глава Закарпатской "Просвіти" Владимир Пипаш заявил с трибуны, что ЕЦ привлекли ради единения сил и прекращения ссор и распрей (впрочем, распри в оппозиционном лагере после этого не прекратились, а даже вышли в публичную плоскость с применением громкоговорителей). Скорее всего, общественный актив, выступивший движущей силой протестного движения в Закарпатье, просто не знал, в каком направлении двигаться дальше, поэтому и решил задействовать опытного политического игрока. А тот не упустил возможности этим воспользоваться. Главные требования закарпатского майдана - созыв внеочередной сессии облсовета для создания Народной рады Закарпатья и отставка губернатора - после прихода В.Балоги были откорректированы. Впервые выступив перед митингующими, руководитель ЕЦ выразил уверенность, что управляемый его братом облсовет соберется на сессию и примет ожидаемое народом решение. А в кругу общественных активистов прибавил: вопрос отставки А.Ледиды не будет рассматриваться, поскольку "...не важно, кто возглавляет власть в регионе, людей беспокоит общая ситуация в стране". Стало понятно, что В.Балога пошел на кулуарные договоренности с А.Ледидой, о которых, скорее всего, даже не проинформировал новых союзников. Что и получило свое подтверждение на следующий день, когда на внеочередной сессии облсовета минимальное большинство (55 из 108 депутатов) проголосовало за создание Закарпатской народной рады в составе 30 человек (15 общественных активистов плюс 15 депутатов от оппозиции по квотному принципу) и обратилось к милиции с призывом освободить площадь перед ОГА. За решение, с молчаливого согласия А.Ледиды, голосовали и сателлиты ПР. Очевидно, В.Балога пообещал губернатору не ставить вопрос отставки и не проводить силовых акций наподобие штурма здания, а Ледида, в свою очередь, закрыл глаза на создание НРЗ.

В результате облсовет не принимал никаких обращений к президенту, не дал оценки событиям в стране, не осудил действия силовиков в Киеве (о том, чтобы высказать недоверие губернатору двумя третями, как в Тернопольской или Ивано-Франковской областях, речь вообще не шла, - это в Закарпатье было бы чем-то из сферы фантастики). Можно было бы сказать, что депкорпус пошел по примеру Черновицкого, Черкасского или Хмельницкого областных советов, также создавших Народные рады для провозглашения радикальных решений. Но во всех этих регионах протестные акции были намного мощнее и привели к штурмам и захватам помещений ОГА. Поэтому "закарпатский консенсус" не вписывается ни в один из имеющихся алгоритмов и является сугубо местным политическим ноу-хау.

После окончания сессии представитель НРЗ от общественности (депутатская часть Рады стала известна только через несколько дней) зачитал на площади в присутствии трех сотен митингующих декларацию о запрете ПР, КПУ и призыв к губернатору уйти в отставку, а милиция сняла окружение здания, в охране которого отпала необходимость.

Через несколько часов прокуратура области опротестовала решение облсовета о создании НРЗ, после чего окружной админсуд запретил его публиковать. Еще через несколько дней областные депутаты по порядку начали отказываться от участия в НРЗ в пользу общественных активистов. Настоящая причина отказов очевидна - нежелание входить в непонятный орган, у которого, кроме провозглашения деклараций, нет никаких других полномочий...

В течение прошлой недели общественное напряжение в Закарпатье существенно снизилось, ОГА, милиция и другие государственные учреждения работают в обычном режиме. На анонсированные митинги протеста приходит максимум несколько сотен людей, а за баррикадами на постоянной основе дежурят до 50 активистов. Количество и тех, и других будет уменьшаться, разве что власть на центральном уровне снова подбросит нечто такое, что возмутит народ в регионах.

Кто же выиграл от специфично закарпатского разрешения конфликтной ситуации? Во-первых, губернатор А.Ледида, который сумел избежать силовых акций с захватом ОГА, сохранил лояльный к себе облсовет и понизил градус противостояния, разрешив образование НРЗ, не несущей никакой реальной угрозы. Во-вторых, В.Балога, снова оказавшийся при деле после продолжительного перерыва и продемонстрировавший способность влиять на ситуацию. Вполне удовлетворенным чувствует себя и депкорпус облсовета. Оппозиционная часть подтвердила имидж патриотов, создав НРЗ (а по сути - умыв руки и передав право принимать острые решения органу, от которого ничего не зависит), а провластная - проявила к оппонентам "традиционную закарпатскую толерантность".

Большинство общественного актива Евромайдана делает вид, что все хорошо, кое-кто даже говорит о "бархатной революции в Закарпатье", которая должна стать примером для всей Украины. А простые митингующие, ходившие по зову сердца на акции протеста и не весьма разбирающиеся в тонкостях политики, считают, что тоже чего-то добились, поскольку вынудили власть пойти на уступки. Вот такая революция по-закарпатски, когда все удовлетворены, а в действительности ничего не изменилось. Президент Янукович был бы счастлив, если бы сумел разрешить ситуацию в стране по закарпатскому сценарию.