UA / RU
Поддержать ZN.ua

Пукач должен отбывать наказание

Не хотим дать апелляционному суду возможность "законно" освободить Пукача из-под ареста, отправив дело на дополнительное расследование, чтобы наконец инкриминировать заказной характер убийства.

Автор: Валентина Теличенко

Согласовав этот шаг с Мирославой Гонгадзе, я решила отозвать апелляционную жалобу в деле Пукача. Объясню, почему.

Вина Пукача в совершении убийства была убедительно доказана в суде первой инстанции. Наказание ему суд также назначил правильно - пожизненное лишение свободы. Апелляционную жалобу мы подали только из тех соображений, что Пукачу не был инкриминирован заказной характер убийства.

Но мы помним, что досудебным следствием по делу Пукача руководил Ренат Кузьмин, который сегодня уже и сам является подозреваемым и находится в розыске. Его непрофессионализм, желание спекулировать делом Гонгадзе привели к тому, что уже исчерпан весь срок пребывания Пукача под стражей на этапе досудебного следствия. А это означает, что если апелляционный суд удовлетворит нашу жалобу, то одновременно будет вынужден освободить Пукача из-под стражи. Мы абсолютно убеждены в том, что Пукач - убийца и должен отбывать наказание. Именно поэтому решили отозвать свою апелляционную жалобу.

Затягивание и нарушение досудебного следствия, а потом промедление с апелляционным рассмотрением привели к тому, что Пукач уже 5 лет находится под стражей без вступившего в законную силу приговора. Ему давно уже пора отбывать наказание в специальном учреждении. Но первым заместителем апелляционного суда и сегодня остается Мария Приндюк, уже однажды освободившая Пукача от всех ограничений, отменив постановление о возбуждение уголовного дела против него. Это она и бессменный председатель апелляционного суда Антон Чернушенко ответственны за то, что уже более полугода дело Пукача ожидает апелляционного рассмотрения. И мы не хотим дать апелляционному суду возможность "законно" освободить Пукача из-под ареста, отправив дело на дополнительное расследование, чтобы наконец инкриминировать заказной характер убийства.

Заказ убийства фактически выписан в самом тексте приговора, и ничто не препятствует Генеральной прокуратуре вести дальнейшее расследование в отношении заказчиков. Но проблема в том, что прокуратура фактически и сегодня саботирует дело Гонгадзе.

Алексей Пукач вот уже 5 лет находится под стражей в изоляторе СБУ, а обвинительный приговор, объявленный ему еще 29 января 2013 года, до сих пор не вступил в законную силу. С точки зрения европейских стандартов это слишком долго. Этим приговором Пукачу назначено пожизненное лишение свободы за убийство группой лиц по предварительному сговору и еще несколько менее тяжких преступлений.

Прокуратура приговор не обжаловала, апелляционные жалобы подали оба пострадавших - Мирослава Гонгадзе и Алексей Подольский. Направил апелляционную жалобу и Пукач. Во всех трех жалобах апеллянты просят отменить приговор и вернуть дело на дополнительное расследование. Правда, у всех апеллянтов аргументы разные. Мирослава Гонгадзе настаивает на включении в квалификацию преступления того обстоятельства, что убийство Пукач организовал и совершил по заказу. Алексей Подольский просит обвинить Пукача в пытках. А сам Пукач и его защита подали, по моему мнению, абсолютно несостоятельную апелляцию о надуманных процессуальных нарушениях. Ее даже прокомментировать сложно.

Важно то, что вина Пукача была убедительно доказана в судебном следствии - Пукач не только не отрицает, что собственными руками задушил Георгия Гонгадзе, расчленил тело и спрятал его, но и указал, где именно закопал голову. И правоохранители нашли ее вскоре после ареста Пукача.

Наказание суд также назначил, по моему мнению, соответствующее - пожизненное лишение свободы. Пукач не просто совершил преднамеренное убийство, он сделал это цинично, фактически заставив своих подчиненных неосознанно и против их воли стать соучастниками преступления.

В январе 2013 г., когда мы направляли апелляционную жалобу, при власти были Ренат Кузьмин и Виктор Пшонка в прокуратуре, а Виктор Янукович - на Банковой. Ренат Кузьмин настаивал на том, что квалифицировать убийство как заказное нельзя. Он же организовал саботаж расследования дела Гонгадзе в части установления заказчиков убийства, потому наша апелляция не имела перспективы быть удовлетворенной. Она стала ни чем иным как актом нашего идеалистического стремления к перфекционизму.

После объявления обвинительного приговора Пукач начал злоупотреблять своим правом на изучение материалов дела. Наверное, не хотел уезжать из Киева для отбытия наказания. Находясь в изоляторе СБУ, который фактически вне закона, Пукач обеспечен прекрасным питанием (возят обеды из госпиталя СБУ), качественным медицинским обслуживанием и вежливым персоналом. Этого не будет в настоящей тюрьме. Но удивительно, почему суд потворствовал такому злоупотреблению. Вот, скажем, Пукач брал на ознакомление один из томов более 80 раз. Он что, наизусть его учил? Почти год Печерский суд не пересылал дело Пукача в апелляционный суд. Наконец, в конце 2013-го он это сделал.

Немалая часть материалов дела, в частности все тома судебного следствия, имеют гриф секретности - не подлежат разглашению имена части свидетелей и методы работы милицейской "наружки". Это означает, что председатель апелляционного суда и соответствующий заместитель должны были немедленно позаботиться о том, чтобы был сертифицирован зал для работы суда с загрифованным делом.

Я понимаю, что этой зимой у руководства суда были другие приоритеты - то майдановцев судить, то люстрации бояться. Готовить помещение начали аж в мае. В июне, в конце концов, сертифицировали.

После переизбрания согласно Закону "О возобновлении доверия к судебной власти" руководство суда сохранило свои позиции - председателем снова был избран Антон Чернушенко, а первым заместителем, отвечающим за уголовную палату суда, - Мария Приндюк. Это руководство "обеспечивает" работу апелляционной инстанции уже многие годы. Дела Луценко, Тимошенко и многих других прошли апелляцию под их надзором. Мария Приндюк к тому же известна тем, что в свое время признала законной отмену постановления о возбуждении уголовного дела против Пукача, что дало ему возможность беспрепятственно исчезнуть и уклоняться от правосудия почти 5 лет.

Сейчас уже и зал есть, и у всех уже было время изучить материалы дела и подготовиться к апелляционному рассмотрению, но суд так до сих пор и не начал его. Следующее заседание назначено на 20 августа. И я не уверена, что 20-го оно состоится. Найти повод снова отложить нетрудно.

В чем причина такого затягивания - обычная халатность руководства апелляционного суда или есть заказ продержаться как можно дольше, а потом удовлетворить жалобу потерпевшей Гонгадзе и, "соблюдая европейские стандарты", освободить Пукача из-под стражи (потому что приговор так и не вступит в законную силу) - доподлинно неизвестно. Но я точно понимаю, что мы стали заложниками спекуляций Рената Кузьмина. Исправить допущенные им в деле Пукача нарушения закона - неправильная квалификация и затягивание досудебного следствия (все 18 месяцев, предоставленные старым УПК Украины для содержания лица под стражей до передачи дела в суд, Ренат Кузьмин исчерпал до последнего дня) - сегодня уже нельзя без освобождения Пукача из-под ареста.

Еще раз подчеркиваю, мы абсолютно убеждены в том, что Пукач - убийца и должен отбывать наказание. И именно поэтому решили отозвать свою апелляционную жалобу.

В тексте приговора четко и полно зафиксированы показания Пукача о заказчиках - все фамилии без купюр. Недостаточно полная квалификация действий Пукача в приговоре не препятствует Генеральной прокуратуре проводить дальнейшее расследование в отношении заказчиков. Заявление недавно назначенного генерального прокурора Виталия Яремы дает надежду, что прокуратура все же возьмется за это дело.