UA / RU
Поддержать ZN.ua

Приемный покой Степанова

Как Минздрав создает в Украине Emergency Departments

Автор: Ольга Гамелуш-Минчук

За год и три месяца, имея средства и «благословение» президента, Минздрав не смог продолжить реформу экстренной медицинской помощи, начатую еще в 2012 году. Новые Emergency Departments должны были открыться в опорных больницах еще в октябре прошлого года — для красивой картинки к местным выборам. Но по состоянию на март 2021-го не везде даже завершены строительные и ремонтные работы. С оснащением отделений дела обстоят еще хуже: Минздрав не смог закупить необходимое оборудование, потратив средства на ненужную медицинскую аппаратуру. «Недореформы» чиновников усугубляются массовым оттоком медиков за границу. И становится вполне очевидно, что в красиво окрашенных отделениях экстренной медпомощи пациентов просто некому будет встречать.

 

Любой гражданин этой страны, если он нуждается в экстренной медицинской помощи (ЭМП), попадет в одно из более 200 современных отделений неотложки. В каждом организован круглосуточный доступ к диагностическим лабораторным исследованиям, компьютерной диагностике и эндоскопии. Обследования тяжелых пациентов могут проводить непосредственно на месте мобильными рентген- и УЗИ-аппаратами. При необходимости пациента могут транспортировать вертолетом или самолетом.

Разумеется, это не об Украине. Это о Польше. Хотя год назад подобный уровень услуг власть пообещала создать и в нашей стране.

Велосипед изобретать было не нужно. Профильный закон «Об экстренной медицинской помощи», предполагавший создание Emergency Departments (отделений экстренной медицинской помощи) аналогичных зарубежным, был принят в 2012 году. Эти отделения должны были бы принимать больных по «скорой», оказывать пациентам экстренную помощь, сортировать и распределять их по другим отделениям.

Все, что нужно было для создания этой системы, — принять подзаконные акты и выделить соответствующее финансирование.

И команда Владимира Зеленского начала работу достаточно энергично. В январе 2020 года Кабмин утвердил перечень из 212 опорных многопрофильных больниц в госпитальных округах на период до 2023 года. Сразу же правительство утвердило план мероприятий для развития системы экстренной медицинской помощи, который среди прочего предполагал создание соответствующих отделений. Чтобы дело пошло живее президент Владимир Зеленский закрепил эти начинания поручением справиться с запуском отделений до конца уже прошедшего года.

После этого был утвержден проект Кабмина EMERGENCY-2020 — такая себе маршрутная карта реформы. Этот документ предполагал четыре дедлайна. В феврале 2020-го — утверждение брендбука проекта и получение исходных данных по опорным больницам, в феврале-марте — утверждение бюджетной программы и начало проектных работ, в июне-июле — заключение договоров на поставку медоборудования и начало строительных работ, в сентябре-октябре — поставки медоборудования и введение его в эксплуатацию. А 15 октября 2020 года должна была быть спасена первая жизнь в обновленном приемном отделении (в проекте так и написано).

Дата выбрана не случайно: все мы помним, что местные выборы состоялись 25 октября. И перерезание красных ленточек на фоне красивых табличек в городах и районах должно было бы поднять рейтинги президентской партии.

Кстати, о том, что изначально предполагались не существенные реконструкции, а лишь «более или менее нормально сделанный» ремонт, ярко свидетельствует стенограмма обсуждения этого вопроса в Минздраве.

 

Как спустить семь миллиардов

В июле 2020 года Кабмин выделил деньги (как и обещал президент) на закупку медоборудования, а также на реконструкцию и ремонт отделений: 5,3 млрд и 1,68 млрд грн соответственно. К выделению денег есть вопросы. Если закон «Об экстренной медицинской помощи» и план мероприятий Кабмина оперирует термином «отделения экстренной медицинской помощи», то почти 7 млрд грн были выделены на строительство и оснащение «приемных отделений», что не означает одно и то же. По сути деньги были выделены на то, чего юридически не существует.

Но даже такие огромные суммы не гарантировали успешной реализации проекта. Строительные работы во многих регионах начались только в октябре-ноябре прошлого года и по состоянию на февраль 2021-го — завершены далеко не везде. Например, в Рубежанской ЦРБ (Луганская область) их приостановили из-за отсутствия достаточного финансирования, в Каменец-Подольской горбольнице (Хмельницкая область) они проделаны на 90%, в Бурштынской центральной горбольнице (Ивано-Франковская область) лишь успели утвердить смету. А вот в Александрийской горбольнице (Кировоградская область), Знаменской больнице им. Лысенко (Кировоградская область), Черноморской больнице (Одесская область) и еще ряде других ремонты вообще не начинали.

Так что местные выборы прошли без перерезания красных ленточек. «Такие-сякие» ремонты продолжаются и, покрасив ободранные стены районных больниц, власти все так же намерены превратить их в Emergency Departments.

Но даже реально и качественно реконструированных помещений мало. Нужны еще люди и медоборудование. В соответствии с Порядком использования 5,3 млрд грн, выделенных на медоборудование, их должны были потратить на закупку 135 эндоскопических стоек, 48 ангиографов и 161 компьютерного томографа.

При этом табелем материально-технического оснащения отделений экстренной медицинской помощи (утвержден приказом Минздрава № 1167 от 19 мая 2020 года) определено, что эти отделения состоят из четырех зон:

1) приемно-сортировочной (предусматривает наличие спирометра, глюкометра, электрокардиографа, монитора пациента и прочего);

2) общемедицинской (предусматривает наличие дефибриллятора, шприцевого насоса, монитора пациента, пульсоксиметра, отоскопа, электрокардиографа, негатоскопа и прочего);

3) реанимации (предусматривает наличие аппарата искусственной вентиляции легких (ИВЛ), монитора пациента, шприцевого насоса, капнографа, аппарата УЗИ и прочего);

4) врачебно-медсестринского поста (предусматривает наличие центральной станции мониторинга и устройство для связи с бригадами ЭМП).

 

То есть всего в этих зонах должно быть установлено свыше 80 позиций медоборудования.

А что касается эндоскопических стоек, компьютерных томографов и ангиографов, то согласно тому же табелю, это оборудование должно быть в больнице, но совершенно не обязательно находиться непосредственно в отделении экстренной медицинской помощи. В связи с этим возникает вопрос уже к действующему министру здравоохранения Максиму Степанову: зачем закупать только три позиции оборудования, оставляя отделения «голыми» без возможности оказать помощь доставленному по «скорой» пациенту?

О том, что наличие такого медоборудования предполагает работу на нем узкопрофильных специалистов, в Минздраве, похоже, также не задумываются. В большинстве приемных отделений больниц в отделении экстренной медицинской помощи ставки интервенционного кардиолога (который работает с ангиографом), рентгенолога (для работы с компьютерным томографом) не предусмотрены. Правда, во многих опорных больницах штатные расписания до сих пор не утверждены, но и утвержденный «штат» вряд ли обеспечит физическое присутствие интервенционного кардиолога в районной больнице со свежевыкрашенными стенами.

Более того, в большинстве больниц, где будут расположены отделения экстренной медицинской помощи, уже установлены компьютерные томографы. Правда, частично сломанные или стоящие без дела. Что касается ангиографов, то еще в 2017 году правительство Гройсмана начало программу по созданию кардиоцентров, предполагавшую закупку этого оборудования в течение трех лет. За это время было закуплено 38 ангиографов. По информации Минздрава, после закупки еще семи ангиографов, запланированной на 2020 год, потребность в этой аппаратуре будет закрыта на 100%.

Но даже такую откровенно странную закупку медоборудования власти провести не смогли. После полученных от Минздрава медико-технических требований ГП «Медицинские закупки Украины» в сентябре прошлого года объявило три тендера на закупку 48 стационарных ангиографических систем. Ни по одному из них не был заключен договор. По эндоскопическим стойкам тендеры и вовсе не объявлялись. В то же время с октября по декабрь 2020-го ГП «Медицинские закупки Украины» удалось закупить 161 единицу компьютерных томографов по девяти договорам.

По данным облгосадминистраций, по состоянию на конец 2020 года на ремонты приемных отделений потрачено от 40,4 млн грн (Закарпатская область) до 128,7 млн грн (Харьковская область) из бюджетов разных уровней. При этом большинство опорных больниц все еще в ожидании положенного им медоборудования. Подробно с данными по областям можно ознакомиться в таблице.

Как оснащены приемные отделения в опорных больницах Украины
и сколько потрачено на ремонты

(данные по состоянию на конец 2020 года)

 

Область

Количество опорных больниц

Потрачено на ремонты приемных отделений из бюджетов всех уровней, млн грн

Наличие медоборудования

Винницкая

8

69,5

 

Волынская

7

117,5

 

Днепропетровская

13

48,4

 

Донецкая

9

103,4

4 КТ — МЗ

Житомирская

7

56

 

Закарпатская

8

40,4

 

Запорожская

9

72

3 — КТ, 3 — ангитографа

Ивано-Франковская

9

 

 

Киевская

13

138,4

 

Кировоградская

7

84,3

 

Луганская

5

 

 

Львовская

9

 

 

Николаевская

6

 

 

Одесская

13

104

7 рентген-аппаратов,
11 УЗИ

Полтавская

7

76

 

Ровненская

7

56

 

Сумская

7

24,4

4 КТ

Тернопольская

6

 

 

Харьковская

15

128,7

 

Херсонская

8

68,5

7 КТ, 7 рентген-аппаратов

Хмельницкая

10

80

2 КТ

Черкасская

8

 

 

Черновицкая

5

38,3

 

Черниговская

9

75,6

 

 

Строительство в никуда

После потраченных года работы Минздрава и около пяти миллиардов бюджетных гривен на ненужные томографы в Украине по факту не создано ни одно полноценное отделение экстренной медицинской помощи. По некоторым расчетам, на качественное оснащение одного Emergency Departments (по утвержденным 80 позициям) нужно около 50 млн грн. Далеко не каждая больница найдет столько денег.

От правительства денег ждать тоже не приходится. На реализацию медицинских гарантий в 2021 году необходимо 225 млрд. В бюджете же заложили почти вдвое меньше средств — 123,5 млрд грн. При этом общий «медицинский фонд» составляет 161 млрд грн. Это значит, что украинцам уменьшат количество предоставляемых услуг. И новые закупки опорным больницам и отделениям ЭМП не светят.

Несмотря на это, 5 марта 2021 года Максим Степанов анонсировал появление в Украине... скорой воздушной помощи. «Каждый гражданин страны должен знать, что где бы он ни был, и в какую беду ни попал бы, государство позаботится о нем, и в считанные минуты организует его доставку в ближайшую опорную больницу», — заявил глава Минздрава. Правда, непонятно, о какой ближайшей опорной больнице речь. Может, польской? И кто собственно будет оказывать пациенту экстренную медпомощь?

Неутешительная статистика. С начала 2020 года из Украины уехали более 66 тысяч врачей и медицинских работников. Две тысячи украинских врачей и три тысячи медсестер подали заявки в польское агентство по трудоустройству. Об этом свидетельствуют данные Центра Разумкова «Украина 2020–2021: неоправданные ожидания, неожиданные вызовы» (доклад опубликован в марте 2021 года). В нем отмечается, что для привлечения врачей из Украины сенат Польши пошел на беспрецедентные шаги, приняв так называемый ковидный акт — поправку в закон по борьбе с COVID-19, которым отменил обязательную нострификацию дипломов украинских и белорусских врачей.

И пока Степанов «мечтает» о зарплате в 23 тыс. грн для врачей, 17 тыс. грн — для среднего медперсонала и 12 тыс. грн — для санитарок (которые по факту в 2020 году зарабатывали в среднем 9 тыс., 7,5 тыс., и 6,1 тыс. грн соответственно), вопрос оттока специалистов из Украины за границу встал как никогда остро. В Польше зарплаты медикам повысили до уровня Германии (в среднем — 7 тыс. евро).

В таких реалиях кадровый коллапс в медицине очевиден и неизбежен. Но власть думает не о реформе медицины. И не о качественной медицинской помощи украинцам. А предпочитает бездумную трату скудного бюджета и «показательные выступления» в виде торжественного перерезания ленточек в бесполезных приемных. При этом, согласно официальному ответу Минздрава на депутатский запрос за подписью Максима Степанова: «Ни одно учреждение здравоохранения государственной формы собственности в Украине не было ликвидировано. Необоснованные сокращения медицинских работников не происходили».