С 6 мая банковские счета «Укрзалізниці» арестованы исполнительной службой за невозвращенные долги. Шок-контент, но каких-либо новостей или комментариев об этом до сих пор не было. Министр инфраструктуры не вышел на брифинг. Правительство не подняло этот вопрос на заседании 12 мая. СНБО спасать УЗ также не торопится. Официальные запросы ZN.UA к Денису Шмыгалю и Владиславу Криклию до сих пор без ответа. Мы честно ждали, надеясь, что у властей есть план. Но когда увидели новость от «Укрзалізниці» о том, что в апреле компания вновь стала прибыльной, поняли: план заключается в замалчивании проблемы вместо ее решения. Что ж, пора поговорить о преддефолтном состоянии «прибыльной» УЗ.
Еще 22 апреля 2021 года Верховный суд вынес решение по четырем делам, касающимся долгов «Укрзалізниці». Все четыре — не в пользу компании. Упомянутый арест счетов — выполнение только одного из этих четырех решений, предусматривающего возвращение кредитору 13,7 млн долл. и 99,7 млн грн (см. документы). То есть продолжение следует... В частности, три других иска предполагают принудительное взыскание с «Укрзалізниці» 34 млн долл. и более 300 млн грн. И это еще не конец, ведь кредитор, компания VR Capital, в целом является держателем долга «Укрзалізниці» в 160 млн долл., которые со всеми штрафами и пенями в итоге легко превратятся во все 300 миллионов, а всего судебных процессов — более 25. VR Capital будет шаг за шагом добиваться возвращения долгов, откусывая по кусочку от подыхающей «Укрзалізниці».
И хотя суммы пока не космические, на запах крови и гниения начнут сбегаться и другие кредиторы. А проблема, которая сейчас кажется властям ничтожной, встанет во весь рост, когда речь пойдет о финансировании и остальных долгов. Знаете, что это будет означать? Правильно, мы с вами, из наших налогов, заплатим за неумение национального перевозчика считать деньги и за его же нежелание возвращать кредиты. «Таке чуство, що Бог десь наказує нас за шось».
Пока коллапса не случилось, поскольку, по информации ZN.UA, глава правления Ощадбанка, сознательно нарушая закон, приказ об аресте не выполнил, оставив «Укрзалізниці», по крайней мере, операционный счет. Правда, времени дал всего неделю, поскольку все же не хочет стать фигурантом уголовного производства из-за нежелания правительства решать проблему, которая была очевидна еще в 2019-м, когда началась скупка долгов УЗ. Кроме того, где-то существует определение Печерского суда (настолько засекреченное, что его даже нет в судебных реестрах), которое подтверждает возможность ареста средств, но запрещает их принудительное перечисление кредитору, поскольку деньги на счетах УЗ являются доказательством в срочно открытом уголовном производстве против VR Capital. Наши источники в банках подтверждают, что арест существует, но средства просто «заморожены» именно из-за этого определения. И что дальше? Жить с арестованными счетами, пока либо ишак не сдохнет, либо падишах?
В случае упомянутых судебных решений речь вообще идет о кредитах 2011 года. Заемщиком была «Південна залізниця», первичным кредитором — Проминвестбанк, у которого VR Capital Group выкупила права требования по этим кредитам. Компания целенаправленно покупала долги УЗ, предложения от нее в свое время получали и другие банки, имевшие неосторожность связаться с «Укрзалізницею». Более того, по данным ZN.UA, VR Capital с самого начала рассчитывала, что долг в результате будет реструктуризирован, но не прощен, — VR Capital хочет прибылей и уже потратила немало денег и усилий, чтобы добиться этого. И можно было бы написать не один абзац о том, как бездушные спекулянты хотят заработать на госкомпании, которая из-за локдаунов переживает не лучшие времена. Сдерживает только долговая политика самой «Укрзалізниці».
Кредитный портфель железной дороги в 36,7 млрд грн к концу 2020-го выглядел следующим образом: евробонды — 55,5%, местные долги в долларе — 15,3, местные долги в гривне — 1,4%, средства международных финансовых организаций (ЕБРР, ЕИБ) — 6, финансовый лизинг — 5,5, другие инструменты — 16,3%. Более 75% долгов — валютные, несмотря на то, что большинство прибылей компании — гривневые. Крупнейшие инфраструктурные проекты реализуются за жалкие 6% займов от международных финорганизаций. Поскольку там — хоть какой-то план, контроль исполнения и отчетность. Финансовый лизинг — это черная дыра из инвестиций в подвижной состав УЗ. Теоретически это как раз те инвестиции, которые приносят прибыль, практически же УЗ делает все, чтобы на этих инвестициях заработали Ахметов, Жеваго и Новинский, но точно не железная дорога (подробнее схемы описаны в тексте).
Остальные средства берутся взаймы в основном для того, чтобы финансировать предыдущие долги УЗ. Даже победные привлечения евробондов, с «бешеным спросом» от инвесторов, — это не инвестиции в развитие компании или обновление ее фондов, это займы, необходимые для погашения предыдущих займов. На графике долговых выплат видно, как будут расти обязательства компании в последующие годы, пик приходится на 2024-й — свыше 612 млн долл., или почти 17 млрд грн. Напомним, 2020-й компания закончила с убытками в 11,8 млрд грн.
Для понимания, операционная прибыль компании в 2020 году (то есть до налогообложения и процентных выплат) составляла 2,7 млрд грн, а процентные выплаты по займам в 2020-м — 3,7 млрд грн. Это, между прочим, данные из презентации «Укрзалізниці» для потенциальных инвесторов. Ох, наверное, после нее они подрались за возможность вложиться в столь прибыльный бизнес.
То есть возвращать долги, не привлекая новых, УЗ не может даже теоретически. Но очень сложно найти заемщика, если твои счета под арестом, так как ты не рассчитываешься с другими кредиторами.
В 2015-м УЗ уже переживала технический дефолт, после которого реструктурировала большинство своих долгов. Выводов никто не сделал, долги вновь размножились, кредитная политика не изменилась. Жить в долг можно, но если ты хоть что-то и сам зарабатываешь. На УЗ вам расскажут о сто одной причине их убыточности — от пассажирских перевозок (которые убыточны в большинстве стран) до «ковидного» кризиса. Не верьте.
Чтобы понять причину финансовой несостоятельности теоретически успешной компании, прочтите текст, как, например, зарабатывают на УЗ компании Ахметова. Олигарх не просто зарабатывает на «Укрзалізниці», он там зарабатывает буквально на всем, от рельсов до вагонов. Откуда же тут взяться прибыли для государства, если все финансовые потоки направляются в карманы олигархов, годами паразитирующих на госкомпании?
Если от УЗ отцепить олигархический прицеп, прибыли от грузовых перевозок компании могли бы вырасти на 15–20%, то есть вместо 65–70 млрд компания могла бы зарабатывать 80–85 млрд грн ежегодно. А если перестать собственноручно отдавать конкурентам вагоны в долгосрочную аренду, эта сумма увеличится еще на 10%. А есть ведь еще злоупотребления на тендерах на десятки миллиардов и закупка топлива у Коломойского. На самом деле, убрав только лишь коррупционные схемы на «Укрзалізниці», можно получить вполне прибыльную компанию. Но вместо этого УЗ пишет и не выполняет одна за другой стратегии реформирования и развития.
Чтобы оценить их эффективность, да и в целом работу УЗ, достаточно одного факта: сейчас прибыльность компании к концу года зависит в основном от курсовых колебаний, а не от объемов предоставленных услуг. Упрощая, если гривна укрепляется, получаем прибыль, как в 2019-м (+4,3 млрд грн), если ослабевает, получаем убытки, как в 2020-м (-5,4 млрд грн). Почему? Потому что на УЗ не знают главного правила кредитования: если твои доходы в гривне, твои кредиты также должны быть гривневыми, иначе беда. Деньги занимают, рассчитывая отдавать не из заработанного, а из новых займов. И продолжают подкармливать олигархов ценой собственных прибылей. Если бы у УЗ был слоган, он звучал бы так: «С мыслью о дефолте!».
Рейтинговое агентство Standard&Poors 13 мая понизило кредитный рейтинг «Укрзалізниці» до категории высокого риска невозврата долга — «ССС». Fitch Ratings перевел УЗ в категорию Rating Watch Negative, так как считает, что существующая ликвидность компании не покрывает потребности в обслуживании ее долгов уже в 2021 году. Сама же «Укрзалізниця» убеждена, что все это — не следствие катастрофических провалов в ее работе, а «исключительно методология агентства по определению уровня рейтинга в зависимости от промежутка времени, оставшегося до очередной даты погашения долга».
Конечно, правды не скрыть, внимательные читатели финотчетности компании знают обо всех ее проблемах. А заодно и об отношении ее руководства к возможным последствиям разгильдяйства и коррупции: «В случае необходимости Группа рассчитывает на необходимую поддержку со стороны Правительства, которая может включать, среди прочего, дополнительное повышение тарифов, содействие в предоставлении государственных гарантий для новых займов, содействие в привлечении кредитов от государственных банков, увеличение уставного капитала и т.д.».
Адекватная власть давно бы справилась с коррупцией в госкомпании, оттеснив от яслей прожорливых олигархов, завершила ее реформирование и заставила менеджмент разработать стратегию управления долгами, по крайней мере, не напоминающую финансовую пирамиду. Но адекватная власть и не допустила бы текущей ситуации. Поэтому имеем то, что имеем.
С высокой долей вероятности правительство и УЗ будут до последнего играть в «судебные решашки» с кредиторами. Источник в правительстве утверждает, что там уже есть план, как в течение нескольких дней отменить решение Верховного суда в пользу VR Capital. Как именно? Это большой правительственный секрет, но путь этот точно не будет законным и однозначно не понравится ни нынешним, ни потенциальным кредиторам УЗ. А если ты критически зависишь от займов, не лучшее решение постоянно пытаться их не возвращать либо возвращать когда-нибудь потом, когда представится удобный случай. Так, например, они поступили с долгами «Донецької залізниці», правопреемником которой является УЗ. Судились, тянули, ждали, наконец, реструктуризировали долги с отсрочкой выплат, но источники для погашения так и не нашли. Ведь если госкомпания работает исключительно ради прибыли частного сектора, а средства привлекает только для погашения предыдущих займов, эти источники и не найдутся.
Понятно, что без принципиальных изменений в работе «Укрзалізниці» история повторится и на этот раз: долги реструктуризируют, выплаты отсрочат, но это не будет принципиальным решением. Не станут им и предсказуемые попытки спасти «Укрзалізницю» кредитами госбанков, предоставлением госгарантий под новые займы, увеличением капитала и т.д. Жизнь от дефолта к дефолту только увеличит расходы налогоплательщиков на убыточную госкомпанию, которая будет систематически рассказывать им, что стоимость проезда в общем вагоне забацанного поезда должна в очередной раз вырасти, поскольку такова конъюнктура рынка.
Больше статей Юлии Самаевой читайте по ссылке.