UA / RU
Поддержать ZN.ua

Послов по инвестициям считают

Украинским послам обозначили приоритеты.

Автор: Владимир Кравченко

В Киеве в очередной раз заговорили об экономизации внешней политики как приоритете деятельности украинской дипломатии.

На видеосовещании руководителей украинских зарубежных дипломатических учреждений Владимир Зеленский поставил перед ними задачи — привлечь инвестиции в Украину, продвинуть отечественный экспорт и отстаивать интересы украинского бизнеса за кордоном. И в этом случае приоритеты власти совпали с ожиданиями украинского общества. Как следует из опроса, проведенного по заказу Центра «Новая Европа» в ноябре 2020 года, 45,3% респондентов полагают, что отечественная дипломатия должна прежде всего заниматься расширением рынков сбыта для украинских производителей.

Чтобы каждый дипломат в полной мере проникся важностью возложенной на него миссии, глава Украинского государства предупредил: «Экономические достижения в двустороннем сотрудничестве — это один из основных критериев, по которым я оцениваю и ценю работу посла. А новоназначенным послам скажу: первые результаты своей работы на экономическом направлении вы должны показать уже через полгода после назначения. Нет результата — нет должности посла».

Помнится, во времена своего президентства Петр Порошенко обещал главам дипломатических представительств оценивать их по тому, будет ли организован визит главы Украинского государства в страну пребывания. Что ж, оценивать работу посла по объему товарооборота — более справедливый критерий, и некоторые наши собеседники из дипкорпуса поддержали инициативу Зеленского. Другие засомневались в разумности такого подхода.

Например, эффективность работы дипломата по привлечению иностранных инвестиций зависит от многих факторов. В частности от независимости судебной системы. А нынче у Украины имидж государства с серьезными рисками по ведению бизнеса. И сколь бы красноречивым ни был посол, расписывающий перспективы украинского рынка, для инвесторов более убедительными будут не слова дипломата, а индикаторы инвестиционной привлекательности, составленные международными агентствами, и истории компаний, потерявших в нашей стране деньги.

Наивно полагать, что силами лишь одной дипломатической службы удастся изменить ситуацию и в сфере продвижения украинского экспорта. ZN.UA уже не раз писало, что эффективное проникновение украинской продукции на внешние рынки возможно только при слаженной работе политиков и дипломатов, разведки и бизнеса. Наконец, при наличии соответствующей долговременной государственной стратегии с обозначением четких приоритетов отраслей, стран, регионов.

Тем не менее, как рассказали ZN.UA наши многочисленные собеседники, уже на самом совещании глава государства поставил на вид некоторым главам диппредставительств, пообещав сделать оргвыводы.

И если послу в Грузии Игорю Долгову пеняли за отсутствие политического диалога между руководствами двух стран (хотя единственную причину этого — фактор Михеила Саакашвили — почему-то никто так и не назвал), то главе миссии в Китае Сергею Камышеву досталось во многом из-за того, что он — протеже экс-главы ОП Андрея Богдана. А вот руководители посольств в Индии, ОАЭ и Саудовской Аравии Игорь Полиха, Юрий Полурез и Вадим Вахрушев получили разнос за провалы на экономическом направлении. И прежде всего за отсутствие результатов работы по привлечению иностранных инвесторов.

Зеленский прав, когда говорит, что «экономическое сотрудничество не должно ограничиваться лишь Европой, США и Канадой». Но ставя перед украинскими дипломатами задачу содействовать украинским экспортерам в Африке и Южной Америке, Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке, Киеву важно не повторять ошибки прошлого, приведшие к потере позиций на рынках, некогда традиционных для украинской продукции. Например, как это произошло в случае со странами Центральноазиатской «пятерки» — Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном.

Сразу же после распада СССР украинские экспортеры занимали серьезные позиции в этом регионе и успешно конкурируя с россиянами поставляли в Центральную Азию — преимущественно в Казахстан, Туркменистан и Узбекистан — крупные партии военной техники и вооружения, металлопродукции, фармакологии, бытовых товаров и т.д. Но за последнее десятилетие ситуация изменилась. И в результате катастрофически упал товарооборот. Так, если в 2009 году товарооборот между Украиной и Туркменистаном составлял 1,1 млрд долл., то в 2019-м — 168,7 млн, а за первые девять месяцев 2020 года — 56,9 млн долл.

Безусловно, на двустороннюю торговлю повлияли доминирующее экономическое и политическое влияние в регионе России и Китая, неготовность украинских компаний конкурировать с российскими и китайскими производителями, политика Москвы по блокировке транзита украинских товаров в Центральную Азию, а в последний год — и пандемия. Но одна из ключевых причин — самоустранение украинского руководства: за последние пять лет со странами региона не было контактов на высшем политическом уровне. В регионе, где бизнес и власть значительно переплетены, это не содействует работе украинских компаний.

«Несмотря на звучавшие заявления, в период 2014–2019 годов для нашего руководства этот регион был неинтересен. Собственно как и Африка, и Азия. Основное внимание уделялось США и ЕС. Но специфика Центральной Азии такова, что здесь ничего не получится ни в экономике, ни в политике, если украинский президент, премьер, спикер не будут поддерживать постоянный диалог с первыми лицами государств региона», — констатировал в беседе с ZN.UA Чрезвычайный и Полномочный посол Украины Виктор Майко.

Не способствует развитию торгово-экономических отношений с Центральноазиатскими государствами и многолетнее отсутствие в них послов Украины. Например, в Казахстане главы украинского диппредставительства не было около трех лет, в Туркменистане — более года. В автократических же государствах местные высокопоставленные чиновники будут говорить о важных делах только с послом, а не с временным поверенным. Впрочем, если посол начинает свою деятельность с подделки ПЦР-теста, то маловероятно, что местные власти и бизнесмены будут относиться к нему с доверием.

Рынки стран Центральной Азии могут выглядеть достаточно привлекательными для украинских компаний. Но конкуренция там очень жесткая. И чем дольше Украина держит паузу, тем меньше шансов у украинских компаний вернуться в этот регион.

Нынче, как отметил в беседе с ZN.UA президент Центра глобалистики «Стратегия XXI» Михаил Гончар, привлекательность этих стран имеет точечный характер для отдельных отраслей экономики Украины. «Сохраняется возможность экспорта нашей продукции машиностроения, например, для Рогунской ГЭС в Таджикистане или импорт хлопка из Узбекистана. Наконец, газ Центральной Азии мог бы идти транзитом через Украину в Европу», — сказал эксперт, обращая внимание на то, что не следует возлагать большие надежды на бизнес-перспективы в данном регионе: участие большинства стран в Евразийском союзе и ОДКБ создает серьезные препятствия для экономических отношений.

В свою очередь Виктор Майко говорит о перспективах украинских строительных компаний, которые, например, в Туркменистане конкурируют наравне с турецкими. Дипломат также полагает, что Украина имеет серьезные перспективы и в гуманитарном сотрудничестве, в частности в обучении студентов региона в нашей стране. «Одно время в Украине учились 17 тысяч студентов из Туркменистана. В год они приносили в украинский бюджет около 100 млн долл. С 2014–2015 годов их количество стало сокращаться. Теперь их раза в три меньше», — отмечает Виктор Майко.

Конечно же, в долгосрочной перспективе Центральноазиатский регион интересен для Украины и с точки зрения участия в энергетических проектах. Но сейчас этот регион перспективен и в транспортно-логистическом плане, для продвижения украинских товаров как на рынки стран Центральной Азии, так и Китая.

Как отмечает Виктор Майко, учитывая, что украинские компании лишены тех преимуществ, которые есть у наших конкурентов, Киеву необходимо проводить агрессивную государственную политику поддержки своих экспортеров. Она должна включать государственное агентство по поддержке украинских экспортеров, госагентство по страхованию экспортных рисков, а также экспортно-импортный банк.

«Без этой триады мы ничего не добьемся не только на Центральноазиатском, но и на других рынках. Чисто формально упомянутые организации в Украине существуют. Но для того, чтобы поддержка украинского экспорта с их стороны стала не виртуальной, а практической, необходимо разработать и внедрить конкретную программу по повышению конкурентоспособности украинского экспорта», — уверен дипломат.

Но все эти усилия будут тщетными, если сам бизнес не будет заинтересован в выходе на рынки Центральной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки, Южной Америки. В противном случае, сколь бы активным ни был украинский посол, сальдо в двустороннем товарообороте будет складываться не в пользу Украины.