UA / RU
Поддержать ZN.ua

По данным СИПРИ…

Недавний доклад Стокгольмского международного института исследования мира (СИПРИ) "Trends in international arms transfers, 2016" послужил причиной настоящего скандала в Украине. Если не ошибаюсь, то первым был материал неизвестного автора в одном из известных изданий под заголовком "Украина наращивает продажу военной продукции в Россию - международное исследование", подкрепленный данными СИПРИ и даже скриншотом с сайта.

Автор: Алексей Мельник

Недавний доклад Стокгольмского международного института исследования мира (3) "Trends in international arms transfers, 2016" послужил причиной настоящего скандала в Украине.

Если не ошибаюсь, то первым был материал неизвестного автора в одном из известных изданий под заголовком "Украина наращивает продажу военной продукции в Россию - международное исследование", подкрепленный данными СИПРИ и даже скриншотом с сайта.

Как будто все выглядит правдоподобно. Новость немедленно подхватили и запустили по широком кругу, обсуждая детали и обвиняя: кто - Украину за торговлю с агрессором, кто - СИПРИ за недостоверность и даже манипуляции.

Государственная служба экспортного контроля Украины и ГК "3" оперативно опубликовали соответствующие объяснения и опровержения на своих сайтах. Но, по разным причинам, журналистов больше интересовала сенсационная новость, чем официальные сообщения.

Обычно можно ожидать, что ссылка на СИПРИ должна восприниматься как абсолютно достоверный источник. СИПРИ действительно владеет мощными ресурсами сбора информации из открытых источников и соответствующими базами данных. Вместе с тем использование его данных требует внимательного отношения к содержанию тех или иных показателей, о чем авторы СИПРИ постоянно напоминают.

Прежде всего следует отметить, что Стокгольмский международный институт исследования мира действительно является одним из наиболее известных и авторитетных институтов в мире. С 1969 г. СИПРИ публикует ежегодник "Вооружения, разоружение и международная безопасность", который тоже признан одним из наиболее авторитетных источников информации в сфере международной безопасности. Этот ежегодник переводится на несколько языков, в том числе на украинский.

Уже 16 лет подряд ежегодник СИПРИ на украинском языке публикует Центр Разумкова и бесплатно предоставляет органам власти, научным учреждениям, библиотекам. В электронном виде книга доступна на сайте Центра в разделе публикаций. Книга довольно объемная, и, боюсь, далеко не все, кто ссылается на данные СИПРИ, были в состоянии ее прочитать.

Представляя очередной ежегодник в Украине, эксперты Центра Разумкова каждый раз подчеркивают необходимость учитывать методологию СИПРИ и предостерегают авторов по поводу характера данных, их толкования и сравнения.

Приведу лишь два примера, касающихся финансовых и временных показателей.

Для оценки объема поставок вооружений СИПРИ использует специально разработанную единицу измерения - ВТІ, стоимостный тренд-индикатор (SIPRI trend-indicator value TIV). Вычисление ВТІ базируется на известной цене типичных образцов вооружений и характеризует передачу военных потенциалов, а не финансовую стоимость поставленных вооружений. То есть суммы в миллионах долларов имеют очень мало общего со стоимостью контрактов.

Поскольку ВТІ не отражают продажных цен в поставках вооружений, то их нельзя сравнивать с показателями финансовой стоимости экспорта вооружений. Они служат исходными данными для оценки тенденций в международных поставках вооружений, подсчета удельного веса поставщиков и получателей в общих объемах поставок и процентных соотношений объемов поставок в определенные страны (или из таковых).

На упомянутом выше скриншоте есть соответствующее предостережение о TIV, но авторы материала по каким-то причинам не обратили на него внимания. Утверждение, что "в прошлом году Украина экспортировала в РФ продукцию военного назначения на 169 млн долл.", без указания, что это "169 млн долл. TIV", а не реальные "169 млн долл. денежных средств", - довольно некорректная трактовка данных первоисточника. А потому нужно еще раз обратить внимание на необходимость взвешенно подходить к использованию материалов исследования, учитывать его цели и методологию.

Что касается лет поставки вооружения, то СИПРИ учитывает дату его передачи в вооруженные силы, а не дату выполнения контрактных обязательств между зарубежным поставщиком и национальным покупателем. Такая методология используется, исходя из главной цели анализа, а именно: фиксации факта обретения страной дополнительного военного потенциала. То есть СИПРИ в этом случае анализирует не коммерческие операции, а изменения военного потенциала в результате поступления вооружений в армии.

Например, украинские авиационные двигатели к российскому военному самолету Як-130 или корабельные - для российских фрегатов проекта-11356 поставлены еще до введения Украиной соответствующего запрета. Если самолет Як-130 был собран на российском заводе и передан в армию в 2016 г., то в данных СИПРИименно 2016-й фиксируется как "год поставки", т.е. это дата обретения страной дополнительного военного потенциала.

Та же история и с корабельными двигателями (газотурбинными силовыми установками) производства Николаевского завода "Зоря"-"Машпроект". Россия еще до кризиса получила три комплекта из шести запланированных. Первые два фрегата из серии "Адмирал Григорович" и "Адмирал Эссен", строительство которых началось в 2010 г., поступили на вооружение ВМФ (ЧФ) в 2016 г., а поставка третьего фрегата, "Адмирал Макаров", запланирована на первый квартал 2017 г. Таким образом, СИПРИ фиксирует в своих данных 2016-й и 2017-й как годы поставки кораблей с украинскими двигателями, фактически проданными России в 2010 г.

С самолетами марки Антонова (Ан-140-100, Ан-148) ситуация еще интереснее. Россия собирает самолеты украинской марки по "лицензии" (праву интеллектуальной собственности), и соответствующая плата украинскому владельцу лицензии считается как "продажа". Поэтому в стоимостном тренд-индикаторе TIV все самолеты Ан, собранные на российский заводах, будут иметь украинскую составляющую (лицензионные выплаты) до тех пор, пока будет действовать контракт.

Что касается достоверности данных, то СИПРИ отмечает степень надежности источника: "правительственные данные", "официальные отчеты", сообщения в СМИ и т.п. Если факт передачи вооружений сопровождается термином "вероятно", то это означает, что на момент публикации исследователи не имели более достоверной информации для более категоричного вывода. Поэтому базы данных СИПРИ постоянно обновляются, и данные за предыдущие годы корректируются с поступлением дополнительных фактов, о чем СИПРИ также постоянно предупреждает читателей.

Возвращаясь к публикации "Украина наращивает продажу военной продукции в Россию - международное исследование", можно сделать вывод о введении в заблуждение читателя авторами материала. Трудно сказать, каковы были истинные причины и намерения: весьма свободное толкование материалов СИПРИ (без учета методологии) или сознательная манипуляция.

Напоследок о главном.

Во-первых, если неизвестный автор профессионально генерировал запрос на сайте СИПРИ, то должен был бы, прежде чем публиковать "сенсационный скриншот", попробовать разобраться в сути приведенных данных самостоятельно и, при необходимости, сделать официальные запросы, а также поинтересоваться мнением экспертов (согласно правилам профессиональной журналистики относительно верификации жареных фактов из нескольких источников).

Во-вторых, сообщение в открытых СМИ, даже со ссылкой на авторитетные источники, не всегда нужно принимать на веру, особенно в нынешних условиях, когда информационное пространство превратилось в поле боя "гибридной" войны.

В-третьих, к Украине приковано внимание всего мира. Украинской власти следует помнить, что международное внимание не только предполагает возможность получить поддержку, но и означает, что и друзья, и враги пристально за нами наблюдают.

И самое главное. Информационная война - это новые реалии, с которыми нужно научиться жить и бороться. Доверие к властным институтам - один из главных инструментов противодействия информационным атакам. Если есть открытость, прозрачность, подотчетность власти, то такие информационные поводы оперативно и легко нейтрализуются. Если же доверия нет, то и самые убедительные аргументы общество и партнеры будут воспринимать как попытки оправдаться.