UA / RU
Поддержать ZN.ua

Переименование улиц Киева. Не пойти по пути забвения

Открытое письмо к депутатам Киевской городской рады

Автор: Александр Сергиенко

Предложения переименовать улицы и снести некоторые памятники вызвали бурную реакцию в громаде Киева, которая вылилась в социальные сети. Конечно, без каких-то концептуальных подходов и общественного обсуждения такие предложения могут вызвать совсем ненужные сегодня неприятие и раздор.

В решении Киевской городской рады № 4571/4612 от 15 апреля 2022 года четко определены цели переименования: 1) ослабление информационного и культурологического влияния московского нарратива на мировоззрение киевлян; 2) создание предпосылок для невозможности агитационно-пропагандистской деятельности враждебно настроенных к Украине лиц; 3) деколонизация топонимики в городе Киеве.

Следует отметить, что вы как депутаты Киеврады в этом вопросе пытаетесь снять с себя ответственность за переименование: как сказал секретарь горрады Владимир Бондаренко, «будет проведено рейтинговое голосование, поскольку именно жители должны определить новые названия для городских объектов».

Однако здесь возникает вопрос: а кто определял перечень улиц и памятников, которые сегодня крайне необходимо переименовать или снести? В опубликованном на сайте КГР списке из 467 улиц нет никакого обоснования необходимости сменить названия, как и не обозначены автор или авторы списка. Но если общественность не поймет оснований для переименования улиц или снесения памятников и не будет знать фамилий инициаторов этой кампании, она будет лишена смысла.

unsplash/lifeinkyiv

Например, какой московский нарратив имеют два последние названия в списке — Ясногорская и Яснополянская улицы? Может, они несут на себе печать колонизации Украины в прошлом? Вряд ли. Если другие топонимы российского происхождения (Амурская площадь или Донская улица, например) имеют привязку к стране-агрессору, то эти названия совершенно нейтральны. Кстати, в известных решениях горисполкома 1950-х, откуда они появились, не приведена мотивация этих названий, так, может, авторы инициативы должны объяснить, почему эти улицы попали в «черный список»?

Вызывает, мягко говоря, удивление предложение начальника «Киевского метрополитена» В. Брагинского (здесь авторство известно) переименовать станцию метро «Берестейская». Очевидно, ассоциациями с городом Брест его знания украинской истории и ограничиваются, однако на самом деле название станции связано со старинным русским городом древлян Берестье, первое упоминание о котором датируется 1017 годом. Упоминается Берестье и в «Повести временных лет» под 1019 годом в связи с борьбой сыновей Владимира Великого Святополка и Ярослава за Киевский престол. При чем здесь Беларусь, московский нарратив или колониальное прошлое?

Так или иначе, все понимают, что окончательное решение будет принимать именно Киевская городская рада, поэтому, господа депутаты, позвольте сделать ряд замечаний в отношении переименований и их соответствия заявленным Киеврадой целям.

Дальше привожу перечень лиц, чьими именами названы улицы Киева и которые, по моему мнению, этим целям не отвечают.

Анна Ахматова — великая поэтесса, известная своей антисоветской позицией, подверглась преследованиям сталинского режима, родилась и провела молодые годы в Киеве. Вместе с ней «под раздачу» попали известные поэты В. Маяковский и М. Цветаева, которые имели сложные отношения с советской властью и сложную жизнь, оба наложили на себя руки, но остаются выдающимися деятелями Культуры, без определения ее национальности.

Мыкола Бажан — украинский поэт-классик, переводчик, культуролог, энциклопедист, философ, общественный деятель, академик Академии наук УССР, подвергся преследованиям НКВД, главный редактор «Української радянської енциклопедії», выдвигался Гарвардским университетом на соискание Нобелевской премии, но отказался от этой чести (вероятно, опасаясь повторить судьбу Б. Пастернака).

Михаил Булгаков — родился и жил в Киеве, известный антисоветскими по сути повестью «Собачье сердце» и романом «Мастер и Маргарита», в котором дает свою интерпретацию последних земных дней Иисуса Христа.

Амвросий Бучма — выдающийся украинский актер и режиссер, был приговорен к смертной казни в царской армии во время Первой мировой войны за пощечину офицеру, один из корифеев украинского театра, сыграл впервые Т. Шевченко в украинском кино.

Владимир Высоцкий — выдающийся актер и поэт-бард, в своих песнях — откровенный противник советского режима и образа жизни.

Жамбил Жабаев (больше известный как Джамбул Джабаев) — поэт-пророк казахского народа, переведен на многие языки мира, почитатель Тараса Шевченко, его сын погиб во время освобождения Украины, памятник ему установлен по инициативе Казахстана, так что его снесение будет выглядеть как-то дипломатически некорректно. Он также воспевал советскую власть и лично Сталина, но это не унижает его наследия как поэта.

Николай Лаврухин — работал первым заместителем всех председателей исполкома г. Киева 20 лет, с 1970-го по 1990 год, в 1990-м стал председателем исполкома. Единственное его «темное пятно» — завотделом строительства и ЖКХ в Киевском обкоме КПУ 1963–1970 годы Его деятельность — образец для работников исполнительной власти Киева — посмертно почтили в названии улицы, и ее переименование будет демотивирующим примером для современных сотрудников КГГА.

Раиса Окипная — прима Киевского оперного театра, подпольщица, разведчица во время Второй мировой войны, боролась с немецко-фашистскими захватчиками, разоблачена в 1942 году, подверглась истязаниям и была казнена гестапо. По сути, Киеврада может казнить ее вторично — морально, уничтожив память о ней.

Павло Тычина — в 1970–1971 годы Василий Стус написал литературное исследование о творчестве Павла Тычины под названием «Феномен доби (Сходження на Голгофу слави)». В этой работе он одобрительно оценивал раннее творчество Тычины и критиковал общеизвестный и прославленный соцреализм: «Слава гения, вынужденного быть пигмеем, шутом при дворе кровавого короля, была запрещена. Слава же пигмея, который стал паразитировать на фоне гения, была обеспечена огромным пропагандистским трестом». Для Украины П. Тычина остается прежде всего гением украинской поэзии.

Константин Паустовский — имеет глубокие украинские корни от обеих родителей, его прадед — выходец из Запорожской Сечи. В детстве и юности долго жил в Киеве, после Октябрьского переворота вернулся в Украину. Участвовал в боях в рядах Сердюкской дивизии гетмана Скоропадского, в повести «О жизни» описал как очевидец событий 1917–1920 годов в Киеве.

Ромен Роллан — классик французской литературы, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии. По логике предложенного «черного списка» переименований, надо отменить и улицу Оноре Бальзака, не так ли?

Под большим вопросом имена других поэтов и прозаиков в списке — Леонида Первомайского, Натана Рыбака, Семена Скляренко, Юрия Смолича, Николая Трублаини, Василия Чумака. Несмотря на их идеологическую направленность, все они являются выдающимися деятелями в первую очередь украинской культуры.

Можно было бы продолжать перечень, мы не затронули деятелей науки, которые вообще не связаны с идеологией. По логике «черного списка», туда должен был попасть и выдающийся российский врач Николай Пирогов, чье имя носит улица в самом центре Киева. Почему же в список попали Владимир Бехтерев и другие, а Пирогов — нет?

Напоследок должен обратиться к тем, кто прожил большую часть своей жизни в независимой Украине и мало осведомлен о реалиях жизни под советской властью. Это была жизнь в искаженном мире, где все ориентиры смещены, как этаком зазеркалье. Коммунизм, как когда-то писал киевлянин Николай Бердяев в книге «Истоки и смысл русского коммунизма» (1933), — это религия, а следовательно, к ее алтарю каждый должен был что-то положить и поставить свечку. Без этого жизнь была невозможной или почти невозможной. В частности каждый художник непременно должен был что-то посвятить партии (коммунистической) и власти (советской), например скульптор слепил памятник Ленину по заказу какого-нибудь колхоза или завода — и дальше несколько лет может жить безбедно и лепить то, что ему хочется… Я помню даже доклад по теории относительности, посвященный 100-летию со дня рождения В. Ленина! Конечно, эта двуликость не для всех проходила просто так, но мы должны судить этих людей (в частности и тех, кто попал в «черный список»), учитывая реалии жизни, в которых они пребывали.

Уважаемые депутаты, прошу вас очень осторожно подходить к историческим и моральным оценкам, которые вы должны вынести своим решением, иначе, как это уже неоднократно бывало, история повторится или посмеется над вами.