UA / RU
Поддержать ZN.ua

Парламент сегодня вернул конкурсы на госслужбу

Но есть ли гарантии честности и прозрачности при их организации и проведении?

Автор: Сергей Сорока

Сегодня парламент во втором чтении принял законопроект №4531 «О внесении изменений в некоторые законы Украины о возобновлении проведения конкурсов на занятие должностей государственной службы и других вопросах государственной службы», которым восстанавливаются конкурсы на должности государственной службы, фактически упраздненные в апреле 2020 года «с целью предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом». Временная норма, введенная правительством на два месяца, действовала целый год, поскольку парламент дважды за это время не смог ее отменить.

Власти было настолько удобно назначать в ручном режиме «своих» людей, что и сегодня это событие могло не произойти. Но благодаря методическим напоминаниям европейских партнеров о том, что Украина все же позиционирует себя как демократическое государство, это стало возможным.

Также этот законопроект отменяет в законе о госслужбе норму о введенных осенью 2019 года так называемых политических увольнениях, в соответствии с которой все государственные служащие категории «А» могут быть уволены правительством без объяснения причин на протяжении четырех месяцев после назначения нового правительства. То есть каждое новое правительство имеет право уволить всех нежелательных по тем или иным причинам высоких должностных лиц, находящихся на государственной службе.

Эта норма также декларировалась как временная, чтобы быстро и законным способом избавиться от «токсичных» чиновников. Временность и в этом случае затянулась надолго и по сути разрушила институт независимых от политической конъюнктуры госсекретарей.

Но все ли выглядит безоблачно с восстановлением конкурсов? И будут ли конкурсы на должности государственной службы прозрачными и политически непредубежденными?

Основные риски наверстывания утраченного времени

Следует отметить, что по состоянию на 10 февраля с апреля прошлого года вне конкурсов объявлен набор на 23 442 вакансии на должности государственной службы, из них 143 — на должности категории «А» (то есть государственных секретарей, руководителей аппаратов государственных органов, являющихся государственными служащими, и руководителей других органов центральной власти: служб, инспекций и агентств). Согласно законопроекту, конкурсы на должности категории «А» и «Б», назначения на которые состоялись вне конкурса, должны пройти через девять месяцев с момента их возобновления, категории «В» — через 12 месяцев.

 

Первая проблема заключается в том, что качественно провести 143 конкурса за четыре или пять месяцев очень проблематично. В таких конкурсах фаворитом всегда будет кандидат, уже пребывающий на должности. Если он не успел «накосячить» на занимаемой должности и не провалит конкурс, то гарантированно попадет в тройку победителей, и КМУ как субъект назначения на должности категории «А», конечно, отдаст предпочтение «своему» кандидату.

Вторая проблема: захотят ли сильные кандидаты на должности государственной службы идти на конкурс в таких условиях? Даже с учетом того, что норма закона о «политических увольнениях» упразднена? Думаю, вряд ли. Таким образом, будущие конкурсы, скорее всего, станут конвейером по утверждению на должностях кандидатов, занявших их вне конкурса за время карантина.

Третья проблема: постоянные изменения условий проведения конкурсов. Изменения в постановление №246, регулирующее порядок проведения конкурсов на должности государственной службы, со времени его принятия в 2017 году вносились 17 раз! Похоже, это не предел, очередные изменения снова готовятся. И это не прибавляет доверия к конкурсам и состоятельности конкурсных комиссий.

Четвертая проблема: правительственный портал вакансий государственной службы career.gov.ua. Существующая версия портала была разработана донорами и передана в управление Национальным агентством по вопросам государственной службы (НАГС) как временная. Донорами же еще в 2018–2019 годах были выделены средства на разработку и внедрение нового, постоянного, портала вакансий с расширенным функционалом и надежной защитой. И где же этот новый портал? Это при том, что в прошлом году существующий портал был взломан хакерами, и произошла утечка личных данных участников конкурсов. Чего ждет правительство? Очередной утечки данных?

Конкурсная комиссия разрушена. Что дальше?

Но ключевая проблема, нуждающаяся в системном решении, — Комиссия по вопросам высшего корпуса государственной службы, которая согласно закону проводит конкурсы на должности категории «А». Мало того, что в последний год-полтора состав комиссии постоянно меняется, но и уже почти год из-за карантина она вообще не работает.

Вопрос, способна ли такая комиссия за четыре месяца качественно провести, а НАГС обеспечить организацию проведения более 140 конкурсов на должности категории «А», сейчас открыт. При том, что кворум всегда был проблемным вопросом комиссии, потому что ее члены работают не на постоянной основе. Позволят ли работодатели членов комиссии отсутствовать им на основной работе в течение 4–5 месяцев?

Более того, как восстановить или заново выстроить доверие к комиссии и качеству конкурсов, проводимых ею? Доверие к институциям строится долго и настойчиво, годами. И строится не только установлением надлежащих правил и процедур, но и неуклонным их соблюдением. Независимо от политической конъюнктуры и целесообразности. Частые изменения законодательства и правил игры не прибавляют доверия ни власти, ни ее институциям.

Но политическая целесообразность всегда имеет обратную сторону — правила, принятые существующей властью, используются и следующей. И каждая власть в Украине в конце концов становится «папередниками» и чувствует свою же «политическую целесообразность» на собственной шкуре.

Для того чтобы Комиссии по вопросам высшего корпуса государственной службы доверяли и власть, и общество, она должна быть независимой от политического влияния институций. Как этого достичь, отдельный вопрос, но без желания и политической воли президента и правительства этого не сделать.

Во Франции до сих пор действуют законы, разработанные Наполеоном, потому что писались для страны, а не для Наполеона. Аналогично в Великобритании, США и других странах развитой демократии. В Украине «правила» пишутся или меняются под каждую власть. Поэтому и институции в нашей стране пока не стали основой компетентности и устойчивости государственного управления.

Политизированные областные и районные администрации остаются вне конкурса

Показательный пример безответственности — когда в Украине 9 ноября 2017 года Верховная Рада в режиме блицкрига приняла закон, которым главы местных администраций и их заместители были выведены из-под действия Закона «О государственной службе». С тех пор их назначение проходит без конкурсов — президентом Украины по формальному представлению Кабинета министров. Эксперты и Представительство Еврокомиссии тогда были категорически против таких изменений и акцентировали их очевидные риски для государственной службы. Но политическая целесообразность для команды Порошенко в тот момент победила, — приближались президентские выборы, и тогдашнему президенту нужны были лояльные главы областных и районных госадминистраций.

Но не тут то было. В 2019 году страна избрала нового президента. И он, конечно, сменил лояльных к «папереднику» глав ОГА и РГА, многие из которых к тому же фактически руководили региональными избирательными штабами пятого президента. Что пострадало в результате такой «политической целесообразности», так это устойчивость и профессионализм государственной службы на уровне местных администраций, должности глав которых стали политическими.

…Конкурсы — не панацея. Но прозрачные и справедливые конкурсы по всем вертикалям и горизонталям государственной власти являются необходимым условием формирования компетентного и эффективного корпуса государственных служащих.

Больше статей Сергея Сороки читайте по ссылке.