UA / RU
Поддержать ZN.ua

Отмажь троих своих друзей! Как Зеленский творчески переработал теорию Ли Куан Ю о борьбе с коррупцией

Обострение страстей вокруг дела Микитася на текущей неделе обрисовало новую политико-правоохранительную "картину".

Автор: Александр Леменов

С конституционного кризиса отечественный политикум быстро переориентировался на новый скандал. Поэтому попробуем освежить в памяти события, о которых вы уже знаете, добавив детали пока мало известные широкой массе.

Ведь в очередной раз члены Зе!команды публично попали в крайне неудобную ситуацию. Заместитель главы офиса президента Украины (ОПУ) Олег Татаров в интервью одному из изданий, принимая во внимание некоторые обстоятельства расследования в отношении него, прямолинейно раскритиковал деятельность Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) и сказал, что Артем Сытник не может занимать должность его директора. Причем сделал это превентивно, чтобы потом окрашивать любые процессуальные действия или официальные заявления НАБУ в отношении себя в темные политико-правовые тона. Однако следует заметить, что Зеленский предварительно давал послам западных стран слово о невозможности уволить директора НАБУ.

При этом на Банковой все же открестились от заявления Татарова, подчеркнув, что это его личное мнение, и оно не отражает позицию ОПУ. Но это выглядело так, будто шестиклассник, чтобы не получить двойку в дневник, говорит, что «забыл его дома». Хочется лишь переспросить: а голову на Банковой нигде не потеряли?

Теперь попробуем объяснить ситуацию, что же именно подтолкнуло члена Зе!команды на такие прямолинейные обвинения в адрес директора НАБУ. Обострение страстей в течение недели обрисовало такую политико-правоохранительную «картину». Детективы НАБУ не первый год расследуют злоупотребления во время разных строительств. Одним из них был кейс компании «Укрбуд», которую возглавлял бывший нардеп Максим Микитась. Ему и еще семи лицам НАБУ инкриминировало участие в коррупционной схеме при строительстве для Нацгвардии. Сумма убытков — более 80 млн грн. Но у этой истории несколько измерений, одно из которых и касается Татарова.

1 декабря 2020 года детективы вручили Микитасю сообщение о подозрении в даче взятки в виде паркоместа стоимостью 250 тыс. грн за фальсификацию экспертизы размера убытков, нанесенных государству. Эту неправомерную выгоду предоставили заместителю директора Государственного экспертного центра МВД Константину Дубоносу, который в свою очередь получил сообщение о подозрении 30 ноября. Уже 2 декабря Высший антикоррупционный суд (ВАСУ) вынес решение о мере пресечения Дубоносу в виде содержания под стражей (СИЗО) с альтернативой внесения залога в 1 млн грн. Важно то, что в судебном заседании прокурор представил доказательства в виде переписки руководства «Укрбуда». Именно его позже опубликовали в НАБУ, и именно в этой переписке фигурировал экс-глава правового подразделения этой компании Олег Татаров. Это именно тот человек, который сейчас занимает должность заместителя главы офиса президента. Согласно представленным прокурором свидетельствам, Татаров присылал сотруднику «Укрбуда» фото паспорта Дубоноса и давал прямое указание зарегистрировать право собственности на паркоместо со скидкой 100%.

Уже 2 декабря Максим Микитась в своем Facebook объяснил роль Олега Татарова.

Но вернемся непосредственно к Татарову. Ему должны были объявить подозрение 1 декабря. Однако это не произошло из-за мгновенной замены группы прокуроров из Специализированной антикоррупционной прокураторы (САП). Почему так? Потому что «руководство» делом приняла на себя член команды Зеленского и одновременно генпрокурор Ирина Венедиктова. Фактически она спасла заместителя главы ОПУ от вручения подозрения.

В свою очередь журналист Юрий Бутусов утверждает, что команда президента решила «защищать» Олега Татарова всеми способами. Более того, на Банковой считают, что обвинения НАБУ — пустые и неаргументированные. В конце концов, это не первый случай, когда генпрокурор защищает представителей Зе!команды. Здесь следует заметить, что взаимоотношения между Венедиктовой и Зеленским значительно ухудшились. Владимир Александрович обращает внимание на то, что Ирина Валентиновна заигрывает с Вадимом Рабиновичем и фракцией «Опозиційна платформа — За життя». По моей информации, Рабинович частый гость на пятом этаже здания на Резницкой (адрес Офиса генпрокурора.А.Л.). Более того, он публично защищал генпрокурора в соцсетях.

Поэтому вполне возможно, что Венедиктова устранением прокуроров САП от расследования в отношении Татарова решила выслужиться перед Банковой и таким способом вернуть себе благосклонность президента. Это выглядит так: «В самом деле, посадок нет, но твоих я выкапываю, когда надо».

Но вообще важно взглянуть на ситуацию не через призму одного из случаев, когда офис президента «отмазывает» своих представителей. У проблемы более широкий ракурс. Кейсы нардепов Юрченко и близкого по юмористическому прошлому друга президента Юзика (Юрия Корявченкова), видеоматериалы в отношении брата главы офиса президента Андрея Ермака и т.п. Это неполный перечень публичных скандалов, где члены Зе!команды отмазывали своих партнеров. В этом плане Зеленский ничем не лучше Порошенко, Януковича и прочих.

Зеленский не только не понимает последствий такого своего поведения, но и фактически «скачет по граблям», которые ему технически раскладывают отдельные политические мастодонты. Слушать свое ближайшее окружение, которое мало ориентируется на будущее президента, а просто подкармливается из коррупционных источников, — это путь в никуда.

В конце концов, Зе! оказался не способным:

— ни понять, что публичное оппонирование позиции президента сотрудниками его офиса — это демонстрация его слабости, иначе еще после своего интервью Татаров должен был лишиться должности, чтобы на воле самовыражаться в отношении Сытника и на любую другую тему, противоречащую позиции президента;

— ни повести себя достойно в случае с обвинениями Татарова со стороны НАБУ. Отстранил на время следствия от работы хотя бы.

И напоследок, вишенкой на торте выглядит информация о том, что в 2019 году, сразу после назначения на должность в офис президента, тесть Олега Татарова Александр Павлушин получил от Киеврады земельный участок размером почти полтора гектара в Святошинском районе, по улице Краснова, 33. Сначала эту информацию опубликовал один из Facebook-юзеров Владимир Бондаренко (на самом деле никто не знает, кто именно скрывается за этим таким «осведомленным» акаунтом. — А.Л.).

Позже эту же информацию, но уже с выпиской, репостнули журналисты Бігус.Інфо. Они даже решение Киеврады опубликовали с подробностями передачи земельного участка в руки родственника заместителя главы офиса президента Олега Татарова.

В конце концов, это не удивительно, ведь именно Татаров, по словам упомянутого выше Максима Микитася, решил «всунуть руки по локоть» в строительный бизнес. Политическое влияние постоянно превращается в бизнес-возможности. И все бы ничего, если бы за такими трансформациями не стояло сначала злоупотребление властью и взяточничество, а после — защита всей Зе!командой одного из топ-чиновников офиса президента.

Другие материалы автора читайте по ссылке