UA / RU
Поддержать ZN.ua

Оккупированные. От дерибана до танцев на руинах

О внутривидовой борьбе «освободителей» на временно оккупированных территориях

Авторы: Александр Неберикут, Александр Клюжев

Текущую стратегию Кремля по временному управлению новооккупированными территориями можно описать тремя словами — пропаганда, репрессии и дерибан. Похоже, в Кремле не видят быстрых перспектив легализовать факт оккупации украинских земель. Непонятно, что делать со всеми самоназначенными так называемыми военно-гражданскими администрациями. В госдуме уже готовят правовую основу для их замены в виде «временных администраций», которые сформирует лично Путин. 

Планируется, что эти «временные органы исполнительной власти» будут заниматься социально-экономическим развитием захваченных территорий и защитой граждан РФ.

Только анонсированная Кремлем инициатива об упрощенной выдаче российских паспортов жителям южных областей Украины как раз и призвана решить проблему отсутствия на оккупированных территориях граждан, которых нужно защищать. Цинизм этих разговоров о «защите своих» в том, что насильственная выдача паспортов страны агрессора в первую очередь будет служить целям превращения украинских граждан в военнообязанных РФ. Объявят общую мобилизацию и включат апробированный в ОРДЛО сценарий: вышел за хлебом — оказался в окопе.

Конечно, всю эту публику с паспортами РФ — а мы пока не можем знать процент населения, который добровольно клюнет на наживку, — Кремль рассматривает не только как «пушечное мясо», но и как покорный электорат. Но мы знаем точно, что путинский ход — циничное иезуитство в отношении людей, окруженных танками, которым предлагают российский паспорт. Открытых храбрецов сейчас не так много. Особенно когда нужно выжить и прокормить семью. Даже если ты стоял на антироссийском митинге на старте оккупации. В ближайшее время картина станет ясна. Поэтому «освободители» пока не торопятся.

Признаки подготовки к псевдореферендуму можно увидеть разве что в том, что продолжаются нейтрализация и изгнание неугодных и завершаются подготовительные мероприятия для промывания мозгов оставшимся. Новые хозяева и старая гвардия с временно оккупированных территорий как никто чувствуют, что окно возможностей для дерибана может быстро закрыться, — надо успеть украсть все.

Эксперименты в южных областях Украины

В Херсонской, Николаевской и Запорожской областях управление захваченными территориями держится на сумбурном конгломерате так называемых военно-гражданских администраций, размещенных в самых крупных украинских городах, захваченных войсками РФ (Херсоне, Мелитополе, Энергодаре, Бердянске). Коллективный портрет всех этих «свадебных генералов» из оккупационных администраций демонстрирует провальную кадровую политику Кремля на новооккупированных землях.

Уже апробированная в 2014-м модель «народных мэров» или «губернаторов» не сработала банально из-за отсутствия авторитетных или статусных кандидатур в узком кругу местных коллаборантов. Прямых ставленников Кремль не отважился делегировать из-за формального непризнания факта оккупации. Именно поэтому единственным выходом стала вербовка маргинальных персонажей и политических аутсайдеров.

Так, местный предприниматель стал псевдомэром Бердянска, а своим заместителем он сделал дворника коммунального предприятия. Старшим от оккупантов в Николаевской области пришлось назначать депутата от «Оппоблока», которого в Кремле еще в 2018 году списали со счетов и внесли в санкционный список. Его помощница за лояльность получила незаконный статус мэра Мелитополя. Главный антивакцинатор и конспиролог Херсонщины стал заместителем главы оккупационной администрации области, а в самом Херсоне псевдомэром был назначен водитель руководителя областной оккупационной администрации.

Очевидно, российские кураторы, привычно присматривающие за всеми этими персонажами, воспринимают их как расходный материал для потребностей временного управления. Из украинской же перспективы им угрожает уголовная ответственность с квалификацией «государственная измена» и/или «сотрудничество с врагом». Выбор невелик.

Первоначальному плану — воспроизведению крымского сценария оккупации — помешала четкая позиция местных депутатов, в частности областных рад. Поскольку они отказались от сотрудничества, оккупантам не удалось продемонстрировать хоть какую-то символичную преемственность власти. Осознавая, что псевдо-ВГА на украинских территориях легализировать не удается, недавно в госдуму внесли законопроект о временных администрациях за пределами РФ

Россияне патрулируют улицу в Бердянске, 30 апреля 2022 года
Getty Images

Предлагается спустить вертикаль центральной власти прямо в оккупированные города. Фактически в Кремле смирились с тем, что отрицать оккупацию нет смысла. Вчера Путин приказал принудительно выдавать паспорта страны-агрессора в Херсонской и Запорожской областях. Накапливает переговорные ресурсы. Расчет на то, что граждане с паспортами РФ останутся в качестве троянского коня, если вдруг оккупационному персоналу придется быстро эвакуироваться. Тогда на стол переговоров вытащат «аргументы» о необходимости защиты и гарантии безопасности для «своих» граждан.

Так как план с использованием коллаборантов не сработал, неопределенной для Кремля остается конечная цель этого этапа российской оккупации. Идеи о включении захваченных территорий в состав РФ продвигают крайне осторожно. Песков или Слуцкий намекает на референдум, но даже так называемый заместитель главы незаконной администрации Херсонщины Стремоусов признал, что общественное мнение к этому не готово и до конца года трудно будет что-либо изменить. Существуют опасения, что псевдореферендум, даже под дулами автоматов, может превратиться в посмешище и очередной провал. Но подготовка электоральной базы для фиктивных волеизъявлений на всякий случай ведется.

Поскольку народ оказался не готов положительно воспринять оккупацию, основные усилия незаконных администраций направлены на работу с общественным мнением. В иерархии приоритетов доминирует символическая политика: оккупанты меняют названия, статусы, подписи, вывески и декорации. Российское телевидение вместо украинского, русский язык вместо украинского, рубль вместо гривни. В Мелитополе не работают надлежащим образом магазины и предприятия, благоустройство в состоянии упадка, лекарств в аптеках нет. Между тем по улицам города разгуливает «бессмертный полк», а в краеведческом музее открыли выставку о создании Таврической губернии.

Разрушение инфраструктуры жизнеобеспечения (сетей электроэнергии, газоснабжения, водопровода, канализации) во время расширения захваченных РФ территорий не является побочным следствием военных действий. Это делают для того, чтобы подтолкнуть население к вынужденной эвакуации и создать условия для переезда сюда оккупационного персонала. В рамках недавно анонсированной Кремлем идеи шефства российских регионов над оккупированными украинскими городами и областями в ближайшее время можно ожидать наплыва «дружеских специалистов и кураторов». Пока пропаганда начнет давать результат, нелояльное население будет оставаться прямым препятствием для установления контроля РФ над новозахваченными территориями. Таким образом, наряду с символической политикой совершают репрессии — похищают граждан и осуществляют фильтрационные мероприятия в отношении патриотично настроенных жителей. 

Обозреватель

В целом же нынешнюю модель управления можно обозначить как оккупационный клептократический режим. Как можно понять из визитов делегаций из Кремля и оккупированного Крыма, происходит оценка активов для их дальнейшего изъятия. Приоритеты завуалированно озвучил вице-премьер РФ Хуснуллин, посетив захваченные территории: сельскохозяйственная продукция, оборудование промышленных предприятий, дизельное топливо, удобрения. Фактически оккупанты выстраивают свои клиентелистские сети, через которые будут распределять материальные блага и другие преференции, а также гарантировать безопасность. Сейчас любые услуги предоставляют исключительно как плату за лояльность. Например, чтобы получить от оккупационных администраций компенсацию за разрушенную собственность, нужно обвинить в этом украинских военных.

Незаконная власть Крыма хочет еще один брак по расчету

Незаконная власть Крыма стала локомотивом агрессивной риторики против Украины и ключевым инструментом реализации российских планов по установлению продолжительного контроля над территориями Херсонской и Запорожской областей. Лидеры незаконной власти в Крыму не просто комментируют ход захвата территорий Херсонской и Запорожской областей, но и делают заявления о войне России против Украины. Глава «государственного» совета Крыма Владимир Константинов заявил: «Цели спецоперации никогда не будут полностью признанными и оправданными, если Украина как государство останется существовать».

Так называемый спикер также призвал «зачиcтить» территории западноукраинских регионов и выводить российские ракетные установки на границы с Польшей. Что касается территорий Донецкой и Луганской областей, то представители оккупационной администрации Крыма публично консультируют «ЛДНР», как нужно устанавливать свою власть в новозахваченных громадах. Так называемый глава Крыма Сергей Аксенов, бывший до оккупации маргинальным политиком, угрожал расстрелом украинским военнослужащим, которые вышли с «Азовстали». Пленных, которых не расстреляют по приговору трибунала, Аксенов предложил направить на тяжелые работы по восстановлению городов Донбасса.

Мариуполь, май 2022. Новая идеология
Обозреватель

За этой идеологической риторикой скрывается простой расчет. В российском политическом террариуме разворачивается все более ожесточенная борьба за право стать негласным хозяином новозахваченных земель или хотя бы приобщиться к реализации масштабных схем грабежа территорий. Пользуясь преимуществами своего расположения, оккупационная власть Крыма как никто другой готова соревноваться за эту «почетную» роль.

Крымские чиновники претендуют на сельскохозяйственную продукцию из Херсона и Мелитополя и уже организуют показательные ярмарки. Они также не против «захватить» промышленные предприятия региона, на осмотр которых Сергей Аксенов уже съездил в Херсон. Оккупанты планируют зарабатывать на жителях этих территорий, поставляя бензин и другие товары, открывая торговые сети. Аксенов и Константинов обещают золотые горы жителям Крыма благодаря воровству украинской воды из Северо-Крымского канала. Они объясняют, что с водой можно будет возобновить сельскохозяйственную деятельность и работу завода «Титан». «Владельцы завода» заявили, что уже расчищают канал между водохранилищем предприятия и Северо-Крымским каналом.

Кроме банального обогащения, здесь, конечно, есть и политический мотив — традиционное российское желание остаться у власти навеки. В частности Аксенов уже давно и уверенно двигается в этом направлении. Еще раньше на заседании «госсовета» Крыма в «конституцию РК» внесли поправки, которыми сняли ограничения на занятие должности высшего должностного лица субъекта РФ одним человеком не более двух сроков подряд. С тех пор Аксенов может находиться на своей должности неограниченное количество сроков. Также усиливают полномочия Аксенова по вопросам увольнения «глав» муниципалитетов. За все это теперь приходится выслуживаться.

Оккупированные районы Донецкой и Луганской областей: танцы на руинах

Осознавая шаткость своего положения, незаконная власть в Донецкой и Луганской областях пытается предложить приемлемое видение развития новооккупированных территорий. Демонстрируя циничность своей фантазии, Пушилин видит разрушенный и расстрелянный Мариуполь как рекреационную зону: «Город планируется развивать как курорт. Это желание населения». При этом власть не отказывается от планов восстановить промышленные предприятия. «Все, что «живое», планируется восстанавливать», — отметил бывший руководитель местного МММ. Прикрываясь, так сказать, интересами населения, Пушилин успел заявить о планах снести «Азовсталь». Иными словами, «освободить» людей от зарплат и рабочих мест. Также в Мариуполь наведались представители правительства Чеченской республики, а должностные лица законной мэрии сразу заявили о намерениях команды Кадырова взять под контроль порт и другие уцелевшие объекты сожженного россиянами города. «Власть Мариуполя собирается использовать опыт Чечни», — прокомментировал поездку своих подчиненных в Мариуполь Рамзан Кадыров.

Репрессивный аппарат непризнанных образований продолжает работать над выполнением плана принудительной мобилизации военнообязанных. Все настолько плохо, что инициаторы вынуждены демонстрировать готовность смягчить условия призыва и мобилизации, заявив о расширении оснований для отсрочки (для студентов). По сообщениям СМИ, в Луганске прошли акции протеста против незаконной мобилизации, проводимой террористическими группировками «ЛДНР».

Несмотря на формальное признание «республик», Кремль не предлагает легких путей для их интеграции. На прошлой неделе оккупационные администрации Донецка и Луганска заявили, что жители ВОТ могут снимать деньги с банковских карт, выпущенных в России. Однако это можно делать только через «Международный расчетный банк» из Южной Осетии. Так что для прокси-республик опция воссоединения с Россией навсегда доступна лишь через такие же «республики-прокладки».

Мариуполь 18 мая 2022, за добычей приехал лидер сепаратистов
Getty Images

Также представители оккупационной власти пытаются усиливать интеграцию «образовательных» заведений Донецка и Луганска с вузами России. Минобразования РФ утвердило перечень высших учебных заведений, которые на постоянной основе должны поддерживать заведения формирований «ЛДНР». Талантливой молодежи обещают «двойной» диплом. Нет никакой иронии в том, что для региона, который когда-то был одним из образовательных центров Украины, научно-образовательный процесс помогут организовывать учреждения академической пропаганды.

После «признания» «ЛДНР» Путиным так называемые республики пытаются продемонстрировать свою субъектность и открытость для мира. На фоне полной изоляции кремлевской власти временно оккупированный Донбасс налаживает дипломатические отношения с Северной Кореей. Анекдотично, но факт: «министры иностранных дел» «ЛДНР» провели официальную встречу с послом КНДР в России.

Тем временем захваченные территории посетил лидер ЛДПР, член переговорной группы, депутат госдумы Леонид Слуцкий. В Донецке он предложил «установить объект» в честь Владимира Жириновского. Российский депутат намекнул также на возможность проведения референдума в Донецке и Луганске по поводу их дальнейшей судьбы. Поскольку новых методичек еще не раздали, он сослался на традиционную схему: «Как это было в Крыму и Севастополе».

Подробнее о том, чем живет население временно оккупированных территорий Украины, с какими проблемами оно сталкивается и что выдумывает Россия как государство-оккупант, чтобы сохранить контроль в этих регионах, смотрите в еженедельных онлайн-обсуждениях «Оккупированные».

Все статьи Александра Неберикута и Александра Клюжева.